Руководство сюжетно-ролевой игрой
С детьми старшей группы
«Детская поликлиника»
Студентки:
Воспитатель:
Руководитель практики:
Место проведения: групповая комната
Дата проведения:
Уровень развития игровых умений: совместное сюжетосложение игры
Задачи руководства игрой:
- научить детей совместно складывать сюжет, придумывать многоперсонажные сюжеты;
- продолжать формировать умение сговариваться на игру;
- воспитывать умение вежливо поддерживать диалог.
Приемы руководства: введение многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей связана со всеми остальными; введение новых персонажей по ходу игры и побуждение детей к смене роли, обусловленное событиями.
Подготовка к игре:
Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
Изготовление: -градусников -историй болезни -бэйджиков -рецептов -лекарств | - Просмотр мультфильма «Айболит» -Беседа на тему: «Врач-педиатр» -Рассказ воспитателя о профессиях поликлиники - Чтение Ю. Яковлева «Больной» - Д\и «Кто назовет больше действий» «Кому что нужно для работы?» | Упражнять: - в измерении температуры; - в заполнении медицинских карточек; - в измерении роста и веса - проверять зрение. |
Построение ролевого диалога:
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Детская поликлиника | Главный врач | Белый халат, телефон, бейджик | Принимает на работу сотрудников, координирует работу поликлиники. Отвечает на телефонные звонки, следит за порядком, ставит печать и подпись на больничном листе. Заказывает новое оборудование. | «Какую должность Вы хотите получить?» «В нашей поликлинике ваш ребёнок получит качественный осмотр врачами» |
Врач-педиатр | Белый халат, фонендоскоп, набор «кукольный доктор», медицинская карта, телефон | Принимает больного, выслушивает жалобы, прослушивает легкие, смотрит горло, уши, выписывает рецепты или направление в процедурный кабинет, заполняет карту больного. | «Добрый день, больной», «Что у Вас болит», «Давайте я Вас послушаю», «Дышите, не дышите», «Прошу Вас строго выполнять все назначения врача», «Выздоравливайте», «Всего доброго». | |
Окулист | Белый халат, таблица для проверки зрения, указка, оправы для очков, пипетки, глазные капли, вата, бинт | Принимает больного, выслушивает жалобы, смотрит глаза, проверяет зрение, выписывает рецепт или направление в процедурный кабинет, заполняет карту больного. | «Закройте, пожалуйста левый \ правый глаз», «Посмотрите на таблицу и назовите какую Вы видите игрушку», «Аккуратно обращайтесь с очками и кладите их в футляр», «Берегите свои глаза», «Выполняйте гимнастику для глаз» | |
Хирург | Белый халат, медицинские перчатки, марлевая повязка, набор «Детский доктор» | Принимает больного, выслушивает жалобы, осматривает, предлагает подвигаться (согнуть руку, ногу, присесть), выписывает рецепт или направление в процедурный кабинет, заполняет карту больного. | «Поднимите, пожалуйста руки\ноги», «Наклонитесь», «Присядьте», «Не забывайте следить за осанкой» | |
Процедурная медсестра | Белый халат, градусники, вата, бинт, шприц, пробирки, пинцеты, пипетки, медицинские перчатки. | Принимает больного, уточняет назначение врачом процедур, измеряет температуру, делает укол, закапывает в глаза, обрабатывает раны и т.д. | «Поставьте, пожалуйста, градусник», «Не плачь, будет не больно» | |
Регистратор | Белый халат, талоны, медицинские карты, телефон, бахилы, табличка с названием «Регистратура» | Заполняет карту больного, выдает талончик, принимает звонки от пациентов | «Ваше имя и фамилия?», «В порядке живой очереди, пожалуйста!», «Не забывайте надевать бахилы!» | |
Пациенты (дети, родители + дети, родители + игрушки) | Коляска, полис, бахилы, куклы, игрушки для малышей. | Идут в регистратуру, получают талон и медицинскую карту, предъявляют полис, занимают очередь,ожидают очереди, общаются.по приглашению врача входят в кабинет, рассказывают что болит у малыша, получают назначение врача и выполняют его рекомендации, идут в процедурный кабинет, приносят рецепт в аптеку, платят деньги за лекарство, принимают лекарства | «Здравствуйте доктор», «Наш малыш простудился\кашляет \ чихает», «Наш ребенок упал, жалуется на боль в ноге», «Спасибо доктор, до свидания». | |
Сопутствующие сюжеты | ||||
Аптека | Фармацевт | Лекарства(кубики, коробочки, карандаши, бутылочки, бумажки, оклеивание баночек цветной бумагой), бейджик, деньги, бинты, вата. | Отпускает лекарства по рецепту врача, дает информацию о приеме лекарства, рекомендации, выдает сдачу, заказывает лекарства, отвечает на телефонные звонки, принимает заказ на лекарства. | «Здравствуйте, Ваш рецепт, пожалуйста», «Принимайте так, как сказал Ваш доктор». |
Кафе | Буфетчица | Убирает посуду, принимает заказ, делает заказ на продукты, дает указания поварам, моет полы, получает деньги, дает сдачу, выдает чек. | Чайный сервиз, мелкий строитель, бумажки, карандаши, бейджик. | «Здравствуйте, что Вы хотите заказать» «Приятного аппетита» |
Зубной кабинет | Зубной врач | Принимает больных с зубной болью и на проф.осмотр, лечит их, дает рекомендации. | Халат, карандаши, палочки от мороженого, салфетки, бейджик. | «Какой зуб у вас болит?» «Надо лечить кариес» «Вам назначено удаление зуба» |
|
|
|
Содержание игрового замысла:
Прием создания интереса к игре
Предложить 7 детям поиграть в детскую поликлинику. Получив их согласие,сказать, что как будто сегодня наша детская поликлиника открывается после ремонта. Она большая и светлая. И в поликлинике ведется прием на работу всех специалистов: врачей, процедурной медсестры, регистратора.
Спросить, кто хочет устроиться на работу?
Себе взять второстепенную роль главного врача и сообщить его действия.
Предложить детям подойти для выбора своей должности профессии.
Сговор на игру
Дети распределяют роли и обсуждают сюжет игры.
Спросить, кем ребёнок хотел бы работать в поликлинике.Если роль уже отдана ребёнку, предложить другую.
Далее предложить детям оборудовать кабинеты врачей, процедурный кабинет, регистратуру и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди.Напомнить, что каждый кабинет должен быть оборудован только теми атрибутами, которые необходимы специалисту поликлиники по его специальности.
Затем пригласить в поликлинику пациентов. Отметить, что пациенты – дети (куклы), то они не могут ходить в поликлинику без родителей. Предложить детям распределить роли родителей.
Реализация замысла игры
Дети занимают места согласно распределенным ролям. О бъявить о начале приёма в поликлинике.
В больницу приходят пациенты. Поочерёдно подходят в регистратуру, называют фамилию, имя, адрес. Регистратор выдаёт талон ко врачу и медицинскую карту и направляет в кабинеты окулиста, педиатра, хирурга. Затем, дети походят поочередно к врачу на прием.
Врачи производят осмотр, выписывают рецепты, направляют в аптеку за лекарствами. Дети берут атрибуты, образуются семьи, папа + мама + ребенок (кукла), мама + ребенок (ребенок).
Для поддержания и развития игры главный врач проходит с проверкой по кабинетам и отдаёт распоряжения (помогает прямыми и косвенными вопросами, советами).
Можно ввести игровые ситуации:
Зазвонил телефон, звонит обеспокоенная мама: у ребёнка высокая температура, он весь горит. Врач выслушала, сказала, что она обязательно придет, но пока у неё много пациентов и рекомендует попить чай с малиновым вареньем и постараться уснуть.
Вдруг, в коридоре раздается громкий плач. На крик выбегают врач с медсестрой, оказывается, ребенок оступился в коридоре, и упал прямо на руку.Врач осмотрела, рука опухла и полностью невыпрямляется. Врач предложила вызвать скорую помощь и обратиться в травм пункт. Врач говорит медсестре, какой у них сегодня тяжелый день и просит её еще о маленькой просьбе, обзвонить всех больных, которые были на приеме вчера и узнать самочувствие.
Окончание игры
Звенит звонок. Сказать, что наступил вечер и поликлиника закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра поликлиника снова начнёт свою работу.После рабочего дня всем нужен отдых. Предложить убрать игровой материал.
Если дети захотят продолжить игру, то сказать, что главного врача вызвали на совещание, надо выбрать другого главного врача.