Тропинкой родительской мудрости. Тренинг для родителей. Работа психолога в детском саду - Коррекционно-развивающая работа психолога в детском саду
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Семья, родственники - своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка - пример для подражания. Именно поэтому актуальным в работе практического психолога ДУЗ является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
Цель: ознакомление присутствующих со стилями общения в семье; формирование ответственного отношения родителей к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Ход проведения.
Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог. Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.
Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т.д. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.
Во время проведения тренинга родители создали очень интересные рисунки, на которых были изображения: небо с луной (отец), солнышко (мать) со звездочками (детьми); дуб (папа), елка (мать), лисичка (дочь), ежик (сын); петух, курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.
|
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Говорить долго и не по теме.
• Говорить четко и конкретно.
• Перебивать друг друга.
• Правило «поднятой руки».
• Быть пассивным и мрачным.
• Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости.
Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.
Мозговой штурм
Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?
· Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
· Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
|
· Что учат дома дети, то знают и соседи.
· Умел дитя родить, умей и научить.
· Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.
· Яблоко от яблони далеко не падает.
Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
|
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.