Нормативно-правовые документы




Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика» на тему:

Центральный банк и его роль в банковской и экономической системах

Выполнила студентка 1 курса ТДи – 12 группы

Заочной формы обучения

Факультета Коммерция (торговое дело)

Селиванова Екатерина Дмитриевна

Руководитель – к.э.н.,доцент Шушарин В.Ф..

Оценка_________________________________

Дата___________________________________

Подпись_____________________________

 

 

Пермь, 201

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

1.1.Понятие экономической и банковской системы……………………………3

1.2.Задачи и функции Центрального банка……………………………….…..…5

1.3. Роль Центрального банка в банковской и экономической системах.……9

1.4. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка…...…11

2. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМ

2.1. Использование инструментов денежно-кредитной политики…………...13

2.2.Рефинансирование кредитных организаций…………………………….…17

2.3.Базовая модель рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков CAMEL…………………………………………………………………………...20

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

3.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2016 году……………………………………….………26

3.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы в 2016 году…………………………………….………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обесᴨȇчение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Центробанк в банковской и экономической системах имеет большое значение, поскольку обладает государственно-властными полномочиями по отношению к другим элементам банковской системы, также от него зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Предметом исследования курсовой работы является роль Центрального Банка в банковской и экономической системах.

Целью курсовой работы является Центральный Банк и его роль в банковской и экономической системах.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику Центральному Банку;

2.Найти взаимоотношения центрального банка с коммерческими банками;

3. Разработать предложения по совершенствованию Центрального Банка.

 

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

1.1.Понятие экономической и банковской системы

 

Понятие экономической системы

Экономическая система - это система всех экономических процессов и производственных отношений, которая сложилась в конкретном обществе. Под этим понятием понимается алгоритм, способ организации производственной жизни общества, который предполагает наличие устойчивых связей между производителями с одной стороны и потребителями - с другой.

совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

· социально-экономические отношения;

· организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

· хозяйственный механизм;

· система стимулов и мотиваций участников;

· экономические связи между предприятиями и организациями.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

- экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

- типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

- общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Понятие банковской системы

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период.

Банковские системы используются для решения следующих текущих и стратегических задач:

1. обеспечения экономического роста;

2. регулирования инфляции;

3. регулирования платежного баланса.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки) и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).

Современные кредитно-банковские системы имеют сложную, многозвеньевую структуру. Если за основу классификации принять характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам, можно выделить 3 важнейших элемента кредитной системы:

1. центральный (эмиссионный банк);

2. коммерческие банки;

3. специализированные финансовые учреждения (страховые, сберегательные и т.д.).

Вместе с тем термины "система" и "банковская система" определяют не только состав банков. По содержанию понятие "банковская система" более широкое, оно включает:

1. совокупность элементов;

2. достаточность элементов, образующих определенную целостность;

3. взаимодействие элементов.

 

1.2.Задачи и функции Центрального банка

 

Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач — он призван быть:

· эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

· органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

· «банком банков», т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

· банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

· главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов [12].

Функции Банка России:

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

· утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

· осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

· устанавливает правила проведения банковских операций;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

· принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

· осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

· осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

· утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

· принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

· осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

· является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

· осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

· осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами [1].

 

1.3. Роль Центрального банка в банковской и экономической системах

 

Роль Центрального банка в банковской системе.

В современных платежных системах центральный банк играет ключевую роль.

Во-первых, он организует системы перевода средств, специально разрабатываемые для обеспечения валовых платежей в режиме реального времени по отдельным межбанковским обязательствам, и управляют ими. Центральный банк непосредственно отвечает за управление кредитными рисками участников системы на двусторонней основе.

Во-вторых, непосредственно оказывает услуги по межбанковским расчетам и платежам, в том числе специализированным расчетно-платежным организациям, которые в конце каждого определенного цикла подводят окончательные итоги зачета взаимных требований участников путем перечисления средств на счета в центральном банке.

В-третьих, центральный банк лицензирует и контролирует деятельность платежных систем, в том числе устанавливая технологические и экономические критерии доступа коммерческих банков к тем или иным платежным системам.

В-четвертых, центральный банк при необходимости даёт кредиты на завершение расчетов и платежей [ 3].

Роль Центрального банка в экономической системе.

Одна из самых важных ролей центрального банка - управлять государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть, которая представлена находящимися в обращении прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации выпущенные под правительственную гарантию государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг, быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета над доходной за все годы). Как консультант правительства в финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы получить законченную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Роль центрального банка в рыночной экономике достаточна велика.

Прежде всего, это то, что центральный банк является проводником денежно – кредитной политики государства, а также является:

· эмиссионным банком (за ним закреплена монополия денежной эмиссии);

· банком правительства (исполнение бюджета и управление государственным долгом);

· банком банков (расчетный центр, кредитор последней инстанции);

· органом надзора за банками и финансовыми рынками[13].

 

2. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Использование инструментов денежно-кредитной политики

 

Развитие России на современном этапе определяется реализацией стратегических целей экономической политики государства, что предполагает необходимость проведения денежно-кредитной политики и усиления её воздействия на экономический потенциал страны и повышения уровня жизни населения. Главная роль в этом процессе принадлежит Банку России, что определяет важность исследования институциональных основ и перспектив его деятельности по развитию инструментария регулирования.

Рассмотрим использование инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе.

В посткризисный период инструментарий денежно-кредитной политики продолжал подвергаться изменениям. Банк России постепенно отказывался от чрезвычайных мер по предоставлению ликвидности банковской системе.

В течение 2010 г. операции по выдаче кредитов без обеспечения постепенно сокращались. Переход к более гибкому регулированию валютного курса должен был способствовать усилению воздействия на экономику с помощью мер процентной политики. Банк России, ориентируясь на зарубежный опыт, продолжил развитие операций на открытом рынке. С учетом ограниченного объема государственных ценных бумаг, выпускаемых Правительством, он расширял предложение собственных ценных бумаг, начав в ноябре 2010 г. эмиссию трехмесячных облигаций Банка России.

Целью процентной политики Центрального банка Российской Федерации до февраля 2011 г. было смягчение условий в денежно-кредитной сфере и активизация кредитной активности. В результате с середины 2010 г. темпы роста кредитов в банковской системе имели положительную динамику.

Между тем во второй половине 2010 г. цены на продовольствие и энергоносители на мировом рынке возросли, что вызвало ускорение темпа инфляции в национальных экономика, в том числе и в экономике России. Аналогичная ситуация произошла в конце 2007 года. Однако в этот раз денежно-кредитная политика не подверглась кардинальным изменениям. В феврале 2011 г. Банк России повысил минимальные резервные требования и на 0,25 процентных пункта увеличил ставку рефинансирования. За февраль–май 2011 г. ставка рефинансирования была поднята на 0,5 процентных пункта, а минимальные резервные требования — на 1,5–3 процентных пункта.

Во второй половине 2011 — середине 2012 гг. Банк России снова задействовал инструменты предоставления ликвидности банковской системы из-за потрясений на мировых финансовых рынках. Основным инструментом выступали операции прямого РЕПО, объемы которых в эти периоды превысили показатели острой фазы кризиса 2008–2009 гг. [7, стр. 37].

В 2012 году Банк России активно использовал инструменты рефинансирования кредитных организаций. Основными инструментами рефинансирования Банка России являлись операции РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя.

Начиная с сентября 2013 года Центральный Банк Российской Федерации начал работу в качестве финансового мегарегулятора страны, не меняя направленности денежно-кредитной политики и сохраняя уровень ставок по основным операциям предоставления ликвидности. Федеральная служба по финансовым рынка передала свои полномочия Банку России, сама при этом была упразднена. Теперь помимо надзора за банками в функции Центрального Банка Российской Федерации стали входить контроль за небанковскими финансовыми организациями, включая страховые компании, компании по управлению активами, пенсионные фонды, брокерские компании и микрофинансовые организации.

Одновременно Банк России принял решения по совершенствованию системы процентных инструментов с целью повышения эффективности денежно-кредитной политики. 13 сентября 2013 года Центральный Банк Российской Федерации ввел ключевую ставку — индикатор направленности денежно-кредитной политики.

Значимость использования нормативов обязательных резервов для целей ограничения притока спекулятивного капитала уменьшилась. Этому способствовало повышение гибкости курсообразования, а также складывающиеся внешние и внутренние макроэкономические тенденции. В связи с этим в феврале 2013 года Банк России выровнял нормативы обязательных резервов по всем категориям обязательств кредитных организаций, установив их на уровне 4,25 %.

Несмотря на дефицит ликвидности банковского сектора в январе-августе 2013 года сохранялся высокий спрос кредитных организаций на операции рефинансирования Банка России, при этом объемы операций абсорбирования ликвидности оставались незначительными.

Таким образом, предоставление ликвидности Банком России кредитным организациям осуществлялось в большей степени посредством операций на аукционной основе. Лимиты по данным операциям устанавливались исходя из прогноза ликвидности банковского сектора.

Основной формой привлечения ликвидности от Банка России для кредитных организаций продолжали оставаться аукционы РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя.

В 2013 году наблюдалось повышение интенсивности использования кредитными организациями операций «валютный своп» Банка России. Это было следствием нехватки у отдельных кредитных организаций ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по операциям РЕПО, и недостаточно активным перераспределением ликвидности на рынке. Однако операции «валютный своп» для кредитных организаций являлись второстепенным источником привлечения ликвидности со стороны Банка России.

В июле 2013 года Банк России начал проводить нерегулярные аукционы по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами или поручительствами, по плавающей процентной ставке на срок 12 месяцев. Целью данного решения было улучшение функционирования денежного рынка за счет частичного высвобождения рыночного обеспечения. Объем предоставленных денежных средств по итогам первого кредитного аукциона составил 306,8 млрд. рублей, при этом Банк России удовлетворил все заявки кредитных организаций.

В сентябре 2013 года Банк России объявил о проведении 14 октября 2013 года кредитного аукциона по плавающей ставке на срок 3 месяца. Использование данного инструмента позволило смягчить проблему нехватки рыночного обеспечения у кредитных организаций и повысило управляемость процентных ставок.

Задолженность кредитных организаций по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами и поручительствами кредитных организаций, в январе-августе 2013 года снизилась с 649,9 до 385,2 млрд. рублей. Объем других операций рефинансирования по фиксированным ставкам в отчетный период оставался незначительным.

В 2013 году Банк России принял меры, направленные на расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования и на совершенствование технологии проведения операций. Был расширен перечень активов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности [3, стр.170].

Ситуация, сложившаяся в экономике России и в денежно-кредитной сфере в 2014 г. вследствие обострения и реализации геополитических рисков, возникших главным образом из-за развития событий на Украине и резкого изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти, отличается нестандартностью и сложной предсказуемостью. В то же время именно денежно-кредитному регулированию, включая выбор адекватных инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу в сложившихся условиях, принадлежит важнейшая роль в выборе средств, посредством которых российская экономика сумеет преодолеть возникшие негативные последствия. Данные обстоятельства придают особую актуальность исследованию применяемых Банком России в современных условиях мер денежно-кредитного регулирования и их результативности. Учитывая значимость проблемы, а также заявленное Банком России изменение с 2015 г. режима денежно-кредитной политики, указанные проблемы активно обсуждаются в научной литературе. Однако события развиваются столь стремительно и неожиданно, что существует необходимость в их серьезном осмыслении и выработке адекватных мер в режиме нон-стоп.

В этих условиях Банк России, как известно, принял решение о переходе с 2015 г. к режиму таргетирования инфляции. С учетом данного решения, а также собственной оценки текущей ситуации на валютном рынке 10 ноября 2014 г. Банк России объявил о переходе к свободному плаванию курса национальной валюты. Рынок отреагировал на эти решения значительным ростом спроса на иностранную валюту и очередным падением курса рубля.

После объявления регулятором о повышении с 16 декабря 2014 г. ключевой ставки до 17 % давление на рубль снова резко усилилось. В дальнейшем курс рубля несколько укрепился под влиянием ряда факторов: небольшое повышение цен на нефть, принятие Правительством РФ и Банком России срочных дополнительных мер, приближение периода налоговых выплат.

Таким образом, только от момента объявления Банком России о переходе к свободному плаванию рубля до принятия экстренных мер совместными с Правительством РФ усилиями рубль девальвировался на 50 %.

Попытки внедрения Банком России новых инструментов денежно-кредитной политики тоже не были первоначально успешными. Рассмотрим, например, как работал такой новый инструмент денежно-кредитной политики, введенный Банком России с 27 октября 2014 г., как сделки РЕПО в иностранной валюте на срок 1 неделя и 28 дней, а с 5 ноября 2014 г. — и на срок 12 месяцев.

Первые проведенные аукционы были, по сути, невостребованными из-за низкого спроса. Впервые значимые объемы сделок были отмечены на аукционах, состоявшихся 15 декабря 2014 г. В этот день на аукционах валютного РЕПО банкам было предложено 10 млрд долл. США на срок 12 месяцев и 1,5 млрд руб. на срок 28 дней. По итогам аукциона на 12 месяцев общий объем заключенных сделок составил 4 829,1 млн долл. США, и спрос был удовлетворен полностью.

Минимальная процентная ставка по аукциону на 28 дней 17 ноября 2014 г. составляла 1,653 % годовых, а через месяц 15 декабря — уже 0,661 % годовых, что в 2,5 раза ниже.

В результате от момента заявления о введении нового инструмента денежно-кредитной политики до момента, когда рынок принял его, прошло более полутора месяцев. Между тем ситуация на валютном рынке в этот период накалялась.

Недостаточная оперативность принимаемых мер денежно-кредитного регулирования и попытки действовать мягко, опасаясь навредить решению общеэкономических задач страны, были одними из причин, по которым не удалось предотвратить кризис на валютном рынке.

Стремительное развитие ситуации на валютном рынке, несмотря на предпринятые Банком России меры, привело к очередному резкому и самому значительному за прошедший год обвалу курса рубля.

Подводя итог, можно сказать, что перед Банком России на сегодняшний день стоит задача продолжения поиска наиболее эффективных инструментов и методов воздействия на денежно-кредитную сферу, которые смогли бы адекватно и своевременно отвечать на сложившиеся условия в российской экономике [3, стр. 176]

2.2. Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование банков является важнейшей функцией центральных банков, а также инструментом реализации денежно-кредитной политики государства. При использовании данного инструмента центральные банки осуществляют безналичную денежную эмиссию и регулируют денежное предложение экономике.

Рефинансирование банков имеет назначение на микро и макроуровне:

1. как косвенный инструмент денежно-кредитного регулирования и воздействия на денежные агрегаты;

2. способ регулирования банковской ликвидности;

3. один из источников ресурсной базы банков для проведения активных операций.

В настоящее время широкое распространение получила аукционная форма предоставления кредитов рефинансирования. Так, задолженность кредитных организаций перед Центральным банком РФ по кредитам рефинансирования под залог векселей финансово устойчивых эмитентов и под поручительство банков в конце 2015 г. составила 863,7 млрд руб., при этом лишь 56,9 млрд руб. пришлось на кредиты рефинансирования, размещенные по фиксированной процентной ставке, т.е. 6,6 % от совокупной задолженности по данному виду кредита.
По срокам кредиты рефинансирования Центрального банка РФ всегда носили ярко выраженный краткосрочный характер, использовались, главным образом, как регулятор банковской ликвидности, особую роль всегда имели внутридневные кредиты и кредиты овернайт, предназначенные для завершения расчетов с контрагентами при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка.

В последние годы в банковской системе России имеет место структурный дефицит совокупной ликвидности кредитных организаций, когда по мере развития, расширения банковских активных операций спрос на ликвидные средства банков превышает предложение этих средств.

Неслучайно объемы кредитов рефинансирования Центрального банка РФ постепенно увеличиваются, растет их доля в структуре активов баланса Центрального банка РФ. Так, если на начало 2013 г. доля кредитов рефинансирования в суммарных активах баланса Банка России составляла 3 %, то к началу 2014 г. увеличилась до 15 % и к концу 2015 г. уже достигла 17,5 %.
Наиболее распространенным по срокам и целевому назначению является внутридневной кредит Банка России, доля которого в общем объеме предоставленных банкам кредитов в 2015 г. составила 96,2 %, за период с 2013 г. по 2015 г. суммарно он вырос примерно в 2 раза. Таким образом, рефинансирование банков по-прежнему носит сверхкраткосрочный характер[9].

 

2.3.Базовая модель рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков CAMEL

 

Рейтинговая система, в основе которой лежит определение рейтинга каж­дого банка, включает:

· выбор качественного признака сравнения;

· определение критериев и показателей, используемых для анализа;

· разработку методов оценки фактических уровней отдельных показате­лей и общего результата деятельности банка;

· выработку принципов построения и характеристики групп банков в рей­тинговой таблице.

Наиболее распространенным качественным признаком сравнительной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: