Библиографический обзор
В книге Савельевой В.В. «Художественная антропология» (Алматы: АГУ им. Абая, 1999) дается формулировка термина «художественная антропология». Автор размышляет о «внешнем» и «внутреннем» человеке с точки зрения художественной антропологии. Кроме внешнего портрета в книге раскрывается философское и религиозное истолкование таких понятий, как сердце, душа, телесные и духовные болезни и др.
В статьях «Божественная ножка» (Книголюб. - № 5, 2007), «Голова ты моя удалая…»(Книголюб. - № 1, 2007), «Греми, громкое сердце» (Книголюб. - № 2, 2008), «Никогда не вычесать ветер из волос» (Книголюб. - № 5-9, 2008),
«Чародейная рука, куст ладони и сбежавшие пальцы» (Книголюб. - № 2, 2007) В.В. Савельева показывает, как можно дать толкование отдельной части тела человека, какова их роль в мифологии и христианской традиции.
Козлов С.В. в статье «Литературная антропология и поэтика персонажа» (Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 7 (25): в 2-х ч. Ч. I. C. 92-98, Тамбов: Грамота, 2013) раскрывает содержание понятия «литературная антропология». Основное внимание автор акцентирует на аспектах филологического анализа и философской интерпретации литературного героя, предлагает методику рассмотрения структуры персонажа в диалектическом единстве аксиологической, психологической и телесно-вещественной сфер.
Книга Лебедева Ю.В. «Тургенев» (М.: Молодая гвардия, 1990) посвящена жизненному пути и духовным исканиям Ивана Сергеевича Тургенева. В статье «Россия живая и мёртвая в «Записках охотника» автор отмечает, что при всём многообразии индивидуальностей всем поэтически одаренным героям Тургенев придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты.
|
В книге Тургенева И.С. «Записки охотника» (М.: «Детская литература», 1978) представлены рассказы для анализа портретных характеристик персонажей.
Описание методики работы
Методы исследования:
1.Накопление научного материала: изучение теоретической литературы и источников по теме «Художественная антропология», анализ и классификация портретных характеристик людей высшего сословия:помещиков, дворян и.т.п. (далее в работе будем называть помещиками) и низшего сословия: крестьян, слуг, конторских рабочих и.т.п. (далее будем именовать крестьянами) в рассказах И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника».
2.Осмысление собранного материала:
-выделение деталей портрета, характеристика и обобщение каждой детали портрета (лица, роста, губ, и.т.д.), выделение наиболее часто встречающихся характеристик портрета;
- сравнение характерных черт портрета помещиков (крестьян) и соотнесение с их с душевными качествами и образом жизни;
- составление обобщенного портрета крестьян и помещиков и выяснение типичных качеств характеров, присущих данным сословиям.
3.Проверка и уточнение правильности сделанных выводов: уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов, проверка сведений с опорой на исследователей творчества Тургенева и литературных критиков.
Художественная антропология в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Определение классической художественной литературы как "художественной антропологии" довольно часто можно встретить в научном обиходе литературоведов. Классик сказал: «Литература – это человековедение»1. Создавая человека, армия писателей многообразно воссоздает и пересоздает его телесный облик. Об этих образах художественной анатомии, то есть внешнего и внутреннего тела человека, идет речь в разделе «Художественная антропология». Телесные характеристики составляют важнейшую часть портрета персонажа, в который входят описания конституции (телосложения), возраста, цветвая гамма (цвета волос, глаз, кожи), анатомические признаки (длина рук, ног; форма головы, рост, дефекты, следы ран, уродства). Эти телесные признаки могут быть прочитаны и интерпретированы по-разному: они позволяют создать психологический портрет героя, его социальный статус. Часто в художественных текстах описываются детали человеческого тела: руки, ноги, локти, бёдра, плечи, грудь, шея, талия. Особого внимания удостаивается лицо: художники обращают внимание на волосы, лоб, щёки, губы. Художественные тексты поражают обилием многообразных описаний глаз, волос, рук, оттенков голоса и смеха, жестов, элементов костюма. Внешний портрет персонажа связан с его внутренним портретом. Последний намного сложнее визуального облика. Однако по характерным признакам внешнего портрета можно угадать сущность человека. Художественный текст оживает в процессе прочтения, в интерпретации он получает новые смыслы.2
|
В своих статьях Вера Владимировна Савельева в раскрывает роль и значение деталей человеческого тела, а также дает интерпретацию этим понятиям. Например,«голова соотносится с умом человека, символизирует духовное начало и поэтому представляется как наиболее достойная часть человеческого тела. Описанию головы персонажа часто отведено особое место в тексте. В отдельных произведениях образ головы обретает особую выразительность и самостоятельность. Голова включает в себя такие важные части, как: лицо, череп, волосы, шею.
|
Метонимически голова обозначает всего человека, его ум и нрав, поэтому говорят, характеризуя кого-то, упрямая голова, буйная, удалая, бешенная, умная голова, пропащая голова; сваливать с больной головы на здоровую; у него голова трухой набита; выкинуть из головы; очертя голову, сломя голову; путная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит…. Голова – жизненно важная часть тела»3.
К какой бы теме ни обращался писатель и какова бы ни была аксиологическая основа его произведений, главной проблемой, требующей своего разрешения, всегда остается человек. Однако сам творческий процесс настолько сложное и многомерное явление, что этот аспект всегда будет неисчерпаемым как для теоретического, так и для историко-литературного осмысления.4
Рассказы Тургенева из цикла «Записки охотника» позволяют проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего
_________________________________________________
1 Савельева В.В. Греми, громкое сердце. // Книголюб. - № 2, 2008. Адрес сайта журнала: www.knigo.info
2 Савельева В.В.Художественная антропология. - Алматы: АГУ им. Абая, 1999, глава 3, с.150-151.
3 Савельева В.В. Голова ты моя удалая…// Книголюб. - № 1, 2007. Адрес сайта журнала: www.knigo.info
4 Козлов С.В. Литературная антропология и поэтика персонажа. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - № 7 (25): в 2-х ч. Ч. I., Тамбов: Грамота, 2013.Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2013/7-1/24.html
прорасти «плодовитому зерну русской жизни».
Герцен, назвавший «Записки охотника» обвинительным актом крепостничеству, говорит: «Никогда ещё внутренняя жизнь помещичьего дома не выставлялась в таком виде на всеобщее посмеяние, ненависть, отвращение»1. Превосходно выписанный Тургеневым портрет благовоспитанного рабовладельца привлёк впоследствии и внимание В.И. Ленина. Он писал: «Перед нами – цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском… Он настолько гуманен, что не заботится о мочении в солёной воде розог, которыми секут Фёдора. Он, этот помещик, не позволит себе ни ударить, ни выбранить лакея, он только «распоряжается» издали, как образованный человек, в мягких и гуманных формах, без шума, без скандала, без «публичного оказательства»…»2.
Для анализа текста были взяты следующие рассказы И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Льгов», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Бирюк», «Однодворец Овсянников», «Касьян с Красивой мечи», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и её племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин»,«Конец Чертопханова», «Живые мощи».
Исходя из анализа текста, можно выделить следующие детали внешности, на которые обращает внимание Тургенев при описании портрета крестьян и помещиков. Данные можно представить в виде таблицы:
Помещики
Детали портрета
Количество описаний
Крестьяне
Детали портрета
Количество описаний
1.
Лицо
Лицо
2.
Лоб
Лоб
3.
Голос
Голос
4.
Взгляд
Взгляд
5.
Глаза
Глаза
6.
Улыбка
Улыбка
7.
Губы
Губы
8.
Нос
Нос
9.
Волосы
Волосы
10.
Шея
Шея
11.
Щёки
Щёки
12.
Возраст
Возраст
13.
Рост
Рост
14.
Телосложение
Телосложение
15.
Руки
Руки
_____________________________________________________
1 Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: «Детская литература», 1978, с.19.
2 Тургенев И.С. Записки охотника. – М.: «Детская литература», 1978, с.17.
-6-
16. | Осанка | Осанка | ||
17. | Походка | Походка | ||
18. | Внешность | Внешность | ||
19. | Душевные качества | Душевные качества | ||
20. | Движения, характерные для персонажа | Движения, характерные для персонажа | ||
21. | Рот | Ноги | ||
22. | Смех | Черты лица | ||
23. | Стрижка | Голова | ||
24. | Подбородок | Брови | ||
25. | Скулы | Затылок | ||
Усы | Борода | |||
27. | Икры | Душевное состояние | ||
28. | Плечи | |||
29. | Поза | |||
Выражение лица | ||||
31. | Речь | |||
32. | Душа | |||
33. | Брюшко | |||
34. | Морщинки | |||
35. | Зубы | |||
36. | Пальцы | |||
37. | Ногти |
Исходя из данных таблицы видно, что И.С. Тургенев особое внимание обращает на возраст, телосложение, лицо, глаза и взгляд помещиков и крестьян, а также подробно описывает голос, манеру говорить и движения,типичные для какого-либо героя.
Говоря о помещиках, можно отметить характерные детали портрета. Тургенев описывает помещиков разных возрастных групп. От тех, кто только что вступил в наследство, до людей старых (12-50 лет). Типичное телосложение этих людей: «толстое», «плотное». Дополнением к этим характеристикам служат руки, «толстые», «мягкие и белые», «ногти в …большой опрятности». В довершение к портрету помещика можно добавить такие выражения, как «толстенькие икры» и «стоял.., растопырив ножки». Во внешнем описании Тургенев сам даёт обобщенные характеристики персонажа, используя сравнения: «походил на зажиточного купца», «напоминал мне русских бояр допетровских времён», таким образом позволяя читателю самому выделить общие черты внешности представителей данных сословий.
Таким образом, даже при поверхностном описании внешности можно прийти к выводу, что большинство представителей «сильных мира сего» проводят жизнь в увеселениях, возникает ощущение сытости, праздной жизни, всяческих
излишеств.
Обратимся к описанию лица помещиков. Тургенев использует указание на форму («правильным и прямым», «широкое четырёхугольное», «пухлое, круглое, как шар», «сухом», «лицом, напоминающем лицо Крылова»), цвет («…желтоватом с неприятным медным отблеском», «побледнело»). Лицо у помещиков выразительно.
Для характеристики Тургенев использует эпитеты, метафоры, лицо отражает душевное состояние, в котором находится помещик: лицо «мудрёное», «беспечное, доброе», «несколько презрительное», «выражало застенчивость, добродушие и кроткое смирение».
Тургенев, изображая улыбку помещика, использует такие выражения: «притворно улыбался», «сладостно улыбалась», «сладко улыбнулся», «улыбается он, … мёдом от него так и несёт», «улыбался, как улыбаются люди екатерининского времени». Смеются помещики «звучно и беззаботно», «звонко». При этом невольно вспоминается образ помещика Манилова из поэмы Гоголя «Мёртвые души». Такие улыбки и смех, на мой взгляд, говорят не о настоящей веселости, а о беспечности, позёрстве, картинности, наигранности, представления о том, каким должен быть помещик.
«Душа человека прячется за его взглядом», - говорили наши предки. Сегодня говорят: «Глаза - зеркало души». И действительно, человеческий взгляд излучает мысли и намерения. Стоит посмотреть в глаза человеку, и можно сразу сказать, что у него на уме или в каком состоянии он сейчас находится. Глаза - это, пожалуй, самый выразительный орган нашего тела. В них кроется вся красота, вся полнота жизни и очарования, все краски нашего мира заключены в них. По глазам можно рассказать о человеке, описать его характер. Глаза отражают наш внутренний мир.
Говоря о глазах помещиков, Тургенев пишет, что они «подслеповатые», «словно осокой прорезанные», «неподвижные», «заспанные», «небольшие потухшие», «мышиные», «беспокойно забегали». Часто в характеристике звучит слово «глазки», а не глаза, что создаёт ощущение неполноценности, узкого кругозора и умственной ограниченности персонажа. А при характеристике взгляда помещиков наиболее часто употребляется слово возвышенного стиля «взор» («ясный неподвижный взор», «сбоку пускает взор», «с ясным умным взором», «озарил ясным и неподвижным взором»), что говорит о желании выглядеть человеком умным, воспитанным, с приятными манерами. Говорят помещики «голосом, исполненным покровительства и самостоятельности», «тихим и сладким», «плавно и скромно», «с озабоченным мечтательным видом» или «отрывистым и резким», «громким», «отрывистым ворчаньем». Речь при этом отвратительная. Помещики или говорят картинно, «произнося слова несколько в нос», или показывая своё истинное лицо манерой говорить «сквозь зубы», «мерзкой речью», что создаёт несоответствие между внешностью и речью персонажа. Завершить обобщенное описание портрета помогают такие детали, как: «бычачья шея», «двойной подбородок», «намасленные усики», «румяные губы и щёки, пышущие здоровьем», «красные и сочные губки».
Таким образом, составленный портрет вызывает отвращение, а соответственно и осуждение такого образа жизни, который ведут помещики.
Среди писаний портрета встречаются и другие описания внешности, которые, без сомнения, вызывают симпатию, но они немногочисленны.
Проанализируем внешность крестьян в «Записках охотника». Тургенев дает широкую возрастную группу от детей до «дряхлых» стариков (8-80 лет). Телосложение этих людей можно разделить на 2 группы:
1) тех, кто «плечист, сложен на славу», «дюжий парень», «тело было мало и худо, но очень стройно и ловко, т.е. людей, физически крепких,выносливых, подвижных, способных выполнять тяжелую работу;
2) «худенький», «сухопарый», «чахоточный на вид», «тело его было чрезвычайно тщедушно и худо». В таком описании чувствуется не только немощь угнетённых крестьян, но и болезненный вид, возникающий от непосильной работы и ужасной жизни простых людей. В дополнение к этому Тургенев подчеркивает, что у них «худые руки» и босые ноги («босоногий»).
Лица крестьян также разнообразны. Это «красивые, живые лица», «…мужественное лицо», «красивое личико», «склад лица напоминал Сократа», «лицом неправильным, но выразительным и смелым», «лицо… сияло удовольствием». Тургенев отмечает, что народ талантлив, он умеет отдыхать, веселиться, у него неисчерпаемые силы. Но и в то же время, несомненно, тяжелая жизнь простых людей не может не отразиться на внешности. Такие крестьяне с лицом «тусклым и жёлтым», «испитое морщинистое лицо», «с пухлым болезненным лицом», которое «опухло от плача». Черты лица «неподвижные, жестоко искаженные горестями», «острые черты лица», на котором «ввалившиеся», «посиневшее губы». Таким образом, возникает портрет крестьян, измученных тяжелой жизнью и самодурством помещиков.
Говоря о глазах крестьян,Тургенев чаще описывает их выражение, а не даёт указание на цвет или размер и форму, не использует уменьшительно-ласкательных суффиксов в названии глаз. Кроме того, в описании просматривается мотив слёз, который подчеркивает их страдания, говорит о том, что крестьян в жизни часто обижают помещики, а народ не способен на сопротивление. Отсюда молчание («шла молча», «скуп на слова») и слёзы. Глаза крестьян «большие и грустные», «беспокойные», «потемневшие», «жёлтые и сморщенные»,в которых «сверкнула слезинка», «неподвижные», «красны и влажны», и лишь в минуты гнева «глаза загорелись». Глаза крестьян часто щурятся и моргают: «прищуривая светло-голубые глаза», «прищурив глаза», «болезненно щурясь и моргая прослезившимися глазами». Описывая взгляд крестьян, Тургенев не произносит слов возвышенной лексики, а употребляет нейтральное слово «взгляд». Взгляд у крестьян «странен», «странный», «тот же странный взгляд», «смотрел чудаком», что можно интерпретировать как незаурядность и талантливость народа. Во взгляде ощущается тревога «рассеянно глянул», «взгляд беспокойно забегал», «тревожно поглядел». А поскольку отдельные представители народа талантливы, мудры, красивы, то и во взгляде отражаются самые разнообразные чувства. Он «задумчивый и пронзительный», «пытливый», «пристальный».Значит и в душа крестьян тревожится, испытывает муки, радуется, задумывается, т.е душа у них живая, чувствующая, страдающая, неравнодушная.
Подводя итог выше сказанному, нельзя не отметить, что писатель показал красоту простого человека из народа. Вот какое описание даёт он талантливым людям, которыми нельзя не любоваться: «добрейшее существо, человек восторженный, мечтательный», «человек положительный, практичный, рациональный». Конечно,
наши симпатии всецело на стороне простого человека. Можно только поражаться, с
какой выверенной точностью и правдивостью нарисованы Тургеневым портреты персонажей.
Таким образом, во время исследования выяснилось, что И.С. Тургенев с помощью портрета сумел вызвать у читателя чувство отвращения к миру помещиков и аристократов, ведущих никчемный образ жизни. Всецело симпатия автора на стороне простого народа, который, как мы выяснили путем исследования, по-своему
красив, талантлив, хотя и угнетен. Кроме гордости, описание крестьян вызывает и
чувство горечи и ненависти к помещикам и подобных им, желание лучшей доли для этих людей.
Своё исследование хотелось бы закончить словами русского литературоведа Николая Вениаминовича Богословского: «С любовью и участием рисовал писатель типы крестьян, в которых крепостническая действительность не могла убить высоких духовных и нравственных качеств. Мудрый Хорь, похожий на Сократа, мечтатель Калиныч, правдоискатель Касьян с Красивой Мечи, мужественный Максим… - всё это носители лучших черт русского национального характера. Им противостоят образы диких степных помещиков, самодуров и деспотов, обрекающих крестьян на рабство, голод и разорение1.
В «Записках охотника» была дана целая галерея эскизных портретов, набросанных уверенной рукой тонкого художника, знающего тайны подлинного мастерства. В ней были широко охвачены социальные слои русской провинции от именитых бар до бездомных бродяг. Помещики богатые, помещики средней руки, разорившиеся владельцы имений, перешедшие на положение приживальщиков и шутов у имущих, однодворцы, крепостные и дворовые всех оттенков, дворецкие, бурмистры, старосты, лесники, рядчики, конторщики, лекари, исправники, становые, смотрители, целовальники, половые, ямщики, кучера, камердинеры, лакеи» … Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги Тургенева ещё не знала»2.