В связи с объявлением Президента РФ о введении нерабочих дней с 28 марта 2020 года по причине эпидемиологической опасности, абсолютное большинство работодателей столкнулись с необходимостью формирования
товары партнеров банка, в число которых входят туристические агентства, оздоровительные и спортивные центры и другое.
При выборе за основу всего перечня вакансий, размещенных на официальном сайте исследуемого универсального коммерческого банка, наибольшую актуальность имеют определенные сферы деятельности (рис. 10).
Рисунок 10 – Вакантные места в «Локо-Банке» по сегментам
Среди приведенных сфер деятельности и вакансий, представленных на официальном Интернет-ресурсе «Локо-Банка», предложение об удаленной занятости распространяется на 80% сферы информационных технологий, по 40% на должности малого и среднего, а также корпоративного бизнеса. В сфере ведения финансов и бухгалтерии требуется 10% дистанционно занятых, и 20% со смешанной занятостью – 2 рабочих дня из 5 в неделю выполнение трудовой функции возможно удаленно для недопустимости скопления большого количества людей в одном месте. В сфере розничного бизнеса имеют место вакансии, подразумевающие ведение блога, где продвигается линейка уникальной продукции банка – единственные удаленные вакансии в данной сфере, составляющие 5% от всего количества.
Стоит отметить, что данные, отраженные на рисунке 10, свидетельствуют о наибольшей популярности удаленных вакансии в сфере информационных технологий.
Рисунок 11 – Заинтересованность сотрудников в гибком формате работы, исследования ВЭФ
Данный рисунок показывает, какие характерные черты удаленной работы привлекательны для работников, в основном это гибкий график работы, экономия времени на работу и возможность работать их любой локации.
В августе 2020 года Департамент многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России в своем обзоре перечислил существующие и потенциальные барьеры, преодоление которых затруднительно при удаленном режиме работы:
1. недостаточная компетентность в области цифровых технологий. Так, массовый переход на удаленную занятость с началом пандемии происходил в ускоренном темпе, что, во многих случаях, повлияло на качество работы персонала с использованием информационно-коммуникационных технологий;
2. снижение уровня безопасности конфиденциальных данных. В таких случаях повышаются риски утечки корпоративной информации, распространения персональных данных сотрудников и клиентов, вырастает уровень киберпреступности, в том числе, латентной;
3. отсутствие требований к эргономичности рабочего места вне организации. Так, существующее законодательство и иные подзаконные акты
не закрепляют стандартов рабочего места, например, дома. Исходя из того, что эргономичность рабочего места обусловлена, в том числе, из цели охраны здоровья, данный барьер может повлиять не только на производственные процессы, но и на здоровье удаленных сотрудников;
4. Соотношение рабочего времени и объема выполненных задач. Эффективность рабочего времени при удаленной работе имеет некоторые отклонения от стандартной формы занятости: так, в ходе исследований Международной организации труда было выявлено, что удаленный работник эффективен при меньшем количестве рабочих часов, но с возможностью его привлечения к работе в нерабочее время, в связи с чем возникает дилемма между соблюдением трудового законодательства и желанием совершенствовать производство. Часть результатов исследования МОТ представлены на диаграмме (рис. 12) [42].
Рисунок 12 – % сотрудников, работающих в свое личное время
«Локо-Банк», будучи прогрессивным коммерческим банком, прибегает к внедрению передовых технологий в удаленный режим работы, однако, некоторые меры, не получившие место в России, но известные за рубежом, могут быть рассмотрены как практические рекомендации. Так, ниже