Фамилия, имя ребенка | Время занятия, мин | Итого | |||||
1 — 5 | 6 — 10 | 11 — 15 | 16 — 20 | В | Т | О | |
К | в | - | |||||
в | в | - | - | ||||
в | т | - | |||||
всего |
К - отвлечение от занятий;
В - реакции возбуждения;
Т - реакции торможения.
Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей, определить детей с повышенной утомляемостью и потому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.
Основными приемами обучения детей являются: показ образца, сопровождаемый словесным обозначением, непосредственные действия ребенка или его рукой, подсказ по ходу действия и др. Занятия (с небольшими изменениями) повторяются до полного усвоения их содержания детьми, а затем они усложняются. При этом меняются виды деятельности и характер активности ребенка. Обучение на занятиях протекает на фоне игрового, эмоционального общения
Студенты-практиканты подробно знакомятся с планом и конспектами занятий; проводят наблюдение двух занятий для разных возрастных подгрупп. Это необходимо для уяснения целей занятий, объема программного содержания, соответствия наглядно-действенных и словесных компонентов, проявляющегося в характере активности детей, степени участия в игровом, эмоциональном общении с детьми воспитателя.
Вопросы для обсуждения
1. Виды деятельности ребенка, их устойчивость, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.
2. Формы общения малыша со сверстниками, возникновение инициативных форм общения со взрослым.
3. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?
Задание 7.
Изучите показатели физического развития детей, выделите особенности.
Познакомьтесь с особенностями и показателями фи-
зического развития ребенка-, представленными в образовательных программах для
детей. Изучите содержание работы по
физическому воспитанию с детьми раннего возраста.
В «Истории развития ребенка» ознакомьтесь с результатами обследования врачом физического развития ребенка
и его здоровья. В беседе с врачом или старшей медсестрой
ДОУ выясните, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы. Выясните у врача (или медицинской сестры) детского сада, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии.
На основании собранных данных проанализируйте развитие двигательных навыков у детей вашей группы, определите детей, чье физическое развитие соответствует возрасту ребят, опережает его или запаздывает, у кого из малышей имеются какие-либо отклонения. Далее, наблюдая
за 2 — 3 детьми, обратите внимание, как и насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем
информации, даваемой на занятиях. Результаты фиксируются в дневнике по следующей схеме:
Фамилия, имя ребенка | Группа здоровья | Физическое развитие | Харак-тер труда | Темп игр и физичес-ких упражне-ний | Актив-ность на занятиях | |||
ЗР | ЧБ | ЭБ | Гарм. | Откл. | ||||
Условные обозначения и рекомендации к заполнению:
ЗР - здоровый ребенок, ни разу не болевший в тече-
ние года;
ЧБ- часто болеющий (более 4 раз в году);
ЭБ- эпизодически болеющий (1-3 раза в году);
Гарм. - гармоническое соотношение роста, веса, ок-
ружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;
Откл. - отклонения в физическом развитии (завышен-
ный, заниженный рост, вес, окружность груди, наруше-
ния в осанке, стопе).
Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на такие моменты, как:
- гигиенические условия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха;
- соответствие задач образовательного, воспитательного и оздоровительного характера и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей;
- форму проведения и специализации занятия, в том числе по времени;
- соответствие способов организации детей их возможностям;
- физическую нагрузку на детей, реакцию их организма на нее;
- качество двигательных умений детей;
- активизацию умственной деятельности детей;
- эмоциональное состояние детей и воспитателя;
- меры безопасности и страховки детей;
- объяснение и показ воспитателем упражнений;
- индивидуальный подход к детям.
Задание 8.
Ознакомьтесь с долгосрочным планированием воспитательной работы в группе, организацией игровой самостоятельной деятельности детей, методами руководства ею. Уделите внимание общению с детьми, уяснению его роли в воспитательной работе.
Выполнение задания начинается с наблюдения за играми детей и поведением воспитателя в течение получаса и включает хронометраж и последующий анализ игровых навыков детей.
Своевременное развитие таких видов деятельности детей зависит от системы воспитательной
работы в группе.
Студенты наблюдают за двумя детьми и действиями воспитателя и его помощника, прямо или косвенно направленными на поддержание детской деятельности или введение новой. Полученные данные количественно суммируются, обобщаются и излагаются письменно в отчете, при этом освещаются следующие вопросы:
- общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей разных возрастных подгрупп;
- характеристика игровых уголков и игрушек;
- виды и количество функциональных и других действий, выполненных детьми;
- темы, сюжеты отобразительных игр;
- совместные игры и характер отношений детей друг к другу;
- приемы руководства деятельностью детей.
Студенты проводят соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста и передают собранную информацию воспитателю-методисту для демонстрации на групповом экране показателей развития детей.
Для установления контакта с детьми используют тактику игрового взаимодействия, о которой можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.). Рекомендуется развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру. В игровом процессе пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.). Поиграв с детьми, следует подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, комментируя и поощряя его игру и тем самым помогая малышу осознать смысл его действий. Развертывая игру с детьми, желательно сочетать реалистические игрушки с условными предметами-заместителями, чтобы действие с ними имело опору на реалистические игрушки, проясняющие ребенку смысл игровой ситуации. Обыгрывание новой игрушки проводить в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.
Индивидуальное общение воспитателя, его помощника с каждым ребенком группы направлено на удовлетворение одной из основных социальных потребностей. Вместе с тем общение является одним из важных средств разностороннего воспитательного воздействия. Наблюдая за воспитателем и его помощником, студенты-практиканты определяют средства и формы организации общения, эмоциональные приемы и способы коммуникативных воздействий.
Студенты устанавливают непосредственный контакт с одним ребенко. В процессе общения с ним фиксируют его ответные действия, реакции, содержание общения, его длительность. Общаясь с ребенком, необходимо расположить его к себе, чему способствуют улыбка, ласковое слово, доброжелательность и игровой контакт.
Вопросы для обсуждения
1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей второго - третьего года жизни?
2. Какие приемы руководства деятельностью детей использует воспитатель?
3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?
4. Какое содержание общения предпочитал ребенок, с которым был установлен непосредственный контакт?
5. Какое значение имеют методика и характер общения воспитателя с каждым ребенком в группе?
Задание 9.
Ознакомьтесь с оздоровительно-воспитательной работой в группах детей и примите участие в ней.
Студенты-практиканты изучают план оздоровительно-воспитательной работы, план-перечень индивидуальных игр-занятий, календарный план и сетку занятий на месяц. При этом они сопоставляют их содержание и структуру в такой последовательности:
- основные разделы перспективного (на три месяца) и календарного планов оздоровительно-воспитательной работы;
- содержание планов - перспективного (на три месяца), игр-занятий и календарного;
- степень направленности планов на обеспечение всестороннего, полноценного и своевременного развития всех детей группы;
- содержание и организацию физического воспитания в планах и сетке занятий;
- планирование организации и содержания деятельности детей во время бодрствования;
- степень повторяемости и дифференцированности планируемых игр-занятий в разных возрастных подгруппах;
- учет в планах индивидуальных особенностей детей.
Вопросы для обсуждения
1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы?
2. Соответствуют ли содержание и формы планирования программе?
3. Как осуществляется индивидуальный подход в обучении детей раннего возраста?
4. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе, индивидуальному подходу в обучении?
Задание 10.
Ознакомьтесь с содержанием программы работы ДОУ, особенностями методики проведения занятий по этому разделу, (Занятие должно носить комплексный характер.) Проведите наблюдение за приемами работы воспитателя по развитию сенсорной культуры ребенка.
Студенты анализируют программу, по которой работает детский сад. Это могут быть программы «Радуга», «Дом радости», «Золотой ключик», «Развитие», «Детство», «Истоки».
Студентам-практикантам необходимо ознакомиться с методами проверки уровня сенсорного развития у детей второго года жизни и научиться определять его (умение детей соотносить и группировать предметы по форме, величине, цвету).
Работа выполняется методом экспериментальных заданий. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сделай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеленый, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. Наличие или отсутствие указанного действия обозначается знаками плюс (+) и минус (—). Каждый студент обследует четырех детей.
В процессе проверки ведется запись по форме:
Фамилия, имя, возраст ребенка | Дата, время | Порядок предъявления игрушек | Игрушки | Инструкция экспериментатора | Действия ребенка |
Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:
Фамилия, имя, возраст ребенка | Восприятие (называет, соотносит, отождествляет) | ||
величина | форма | цвет | |
С полученными данными следует ознакомить воспитателя труппы для использования их при составлении плана занятия и в индивидуальной работе с детьми.
В ходе наблюдения занятия внимание обращается на:
- организационные условия работы с детьми;
- наглядность в проведении занятий;
- разнообразие приемов обучения;
- эмоциональное состояние детей, уровень их познавательной активности;
- стиль общения воспитателя с детьми, его индивидуальную работу с ними.
Во время практики в ДОУ студенты овладевают профессиональными умениями и навыками воспитателя группы детей.
Задание 11.
Ознакомьтесь с содержанием работы старшего воспитателя, материалами методического кабинета, различными формами работы с родителями, принятыми.
Анализируя работу ДОУ и его педагогов с родителями, необходимо учитывать составленные аналитические справки о такой деятельности, индивидуальные коллективные ее формы, работу родительского комитета, состояние пропаганды педагогических знаний (уголок для родителей, тематические выставки, лекции, беседы, дни открытых дверей).
Примерные темы для бесед с родителями
1. Домашний режим ребенка. Его соответствие режиму яслей.
2. Продолжительность дневного сна в выходные дни, условия засыпания.
3. Аппетит малыша дома.
4. Положительные и отрицательные привычки.
5. Любимые игрушки. Партнеры по игре. Порядок хранения игрушек.
6. Особенности формирующегося характера, наследственные черты и др.
Самостоятельная работа студентов в группах детей проводится по заданию руководителя практики и педагогов ДОУ.
Ознакомившись с перечнем практикуемых для детей группы подвижных игр, практикант выбирает понравившуюся игру, обсуждает ее с воспитателем группы, готовит конспект и самостоятельно проводит с детьми запланированную игру. При необходимости его дополняют изготовленными наглядными пособиями.
Студенты самостоятельно проводят утреннюю гимнастику с детьми, подвижные игры на прогулке, кормление, умывание, закаливающие процедуры, одевание и раздевание, укладывание спать и др.
Итогом самостоятельной работы является проведение открытых занятий с последующим коллективным обсуждением, а также написание отчетов, подготовку отчетной документации к конференции.
Список используемой литературы
Основная:
1.Авдеева Н.Н., Мещерякова С. В. Вы и младенец. - М., 1991.
2.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.,1992.
3.Аминов Н.А., Морозова Н.А.. СмятскихА.Л. Психодиагностика педагогических способностей. -М., 1994.
4.АникееваН.П. Воспитание игрой. -М., 1987,
5. АртемоваЛ.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М., 1992.
6. ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка. - М., 1996.
7. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.
8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. -М., 1993.
9.ЭльконинД.Б. Психология игры. -М., 1978.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.,1984.
Дополнительная:
1. Конвенция о правах ребенка – Вестник образования, 1991 г, № 10.
2. Макаренко А. С. Книга для родителей, соч. т. 4. – М., 1960 г.
3. Сухомлинский В. А. Сердце отдают детям – Киев, 1994 г.
4. Мир детства: дошкольник – М., 1979 г.
5. Детство. Программа развития и обучения в детском саду – С.П., 1995 г.
6. Программа «Развитие» (основные положения) – М., 1994 г.
7. Радуга. Программа и руководство для воспитателей – М., 1994 г.
8. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 1985 г.