Протокол № 2 хронометража реакций детей (20 мин.)




 

Фамилия, имя ребенка Время занятия, мин Итого
1 — 5 6 — 10 11 — 15 16 — 20 В Т О
      К в   -  
      в в   - -
      в т     -
всего        

 

К - отвлечение от занятий;

В - реакции возбуждения;

Т - реакции торможения.

Анализ результатов хронометража позволяет выявить время развития утомления у большинства детей, определить детей с повышенной утомляемостью и потому требующих внимания воспитателя, медицинского персонала, родителей. На основании результатов хронометража вносятся коррективы в построение занятия.

Основными приемами обучения детей являются: показ образца, сопровождаемый словесным обозначением, непосредственные действия ребенка или его рукой, подсказ по ходу действия и др. Занятия (с небольшими изменениями) повторяются до полного усвоения их содержания детьми, а затем они усложняются. При этом меняются виды деятельности и характер активности ребенка. Обучение на занятиях протекает на фоне игрового, эмоционального общения

Студенты-практиканты подробно знакомятся с планом и конспектами занятий; проводят наблюдение двух занятий для разных возрастных подгрупп. Это необходимо для уяснения целей занятий, объема программного содержания, соответствия наглядно-действенных и словесных компонентов, проявляющегося в характере активности детей, степени участия в игровом, эмоциональном общении с детьми воспитателя.

Вопросы для обсуждения

1. Виды деятельности ребенка, их устойчивость, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

2. Формы общения малыша со сверстниками, возникновение инициативных форм общения со взрослым.

3. Какое значение имеет обучение на наблюдаемых занятиях в системе воспитательной работы с детьми данной группы?

Задание 7.

Изучите показатели физического развития детей, выделите особенности.

Познакомьтесь с особенностями и показателями фи-
зического развития ребенка-, представленными в образовательных программах для
детей. Изучите содержание работы по
физическому воспитанию с детьми раннего возраста.

В «Истории развития ребенка» ознакомьтесь с результатами обследования врачом физического развития ребенка
и его здоровья. В беседе с врачом или старшей медсестрой
ДОУ выясните, насколько гармонично физическое развитие у малышей вашей группы. Выясните у врача (или медицинской сестры) детского сада, кто из детей имеет отклонения в физическом развитии.

На основании собранных данных проанализируйте развитие двигательных навыков у детей вашей группы, определите детей, чье физическое развитие соответствует возрасту ребят, опережает его или запаздывает, у кого из малышей имеются какие-либо отклонения. Далее, наблюдая
за 2 — 3 детьми, обратите внимание, как и насколько правильно воспитатель регулирует: длительность сна; количество пищи; темп игр и физических упражнений; объем
информации, даваемой на занятиях. Результаты фиксируются в дневнике по следующей схеме:

 

Фамилия, имя ребенка Группа здоровья Физическое развитие Харак-тер труда Темп игр и физичес-ких упражне-ний Актив-ность на занятиях
  ЗР ЧБ ЭБ Гарм. Откл.      
                 

 

Условные обозначения и рекомендации к заполнению:


ЗР - здоровый ребенок, ни разу не болевший в тече-
ние года;

ЧБ- часто болеющий (более 4 раз в году);


ЭБ- эпизодически болеющий (1-3 раза в году);


Гарм. - гармоническое соотношение роста, веса, ок-
ружности грудной клетки (ОГ), правильная осанка, стопа;

Откл. - отклонения в физическом развитии (завышен-
ный, заниженный рост, вес, окружность груди, наруше-
ния в осанке, стопе).

Наблюдая за проведением утренней гимнастики и физкультурного занятия, обратите внимание на такие моменты, как:

- гигиенические условия: одежда, обувь детей, воспитателя, состояние оборудования, доступ свежего воздуха;

- соответствие задач образовательного, воспитательного и оздоровительного характера и содержания занятия возрасту и физическим возможностям детей;

- форму проведения и специализации занятия, в том числе по времени;

- соответствие способов организации детей их возможностям;

- физическую нагрузку на детей, реакцию их организма на нее;

- качество двигательных умений детей;

- активизацию умственной деятельности детей;

- эмоциональное состояние детей и воспитателя;

- меры безопасности и страховки детей;

- объяснение и показ воспитателем упражнений;

- индивидуальный подход к детям.

Задание 8.

Ознакомьтесь с долгосрочным планированием воспитательной работы в группе, организацией игровой самостоятельной деятельности детей, методами руководства ею. Уделите внимание общению с детьми, уяснению его роли в воспитательной работе.

Выполнение задания начинается с наблюдения за играми детей и поведением воспитателя в течение получаса и включает хронометраж и последующий анализ игровых навыков детей.

Своевременное развитие таких видов деятельности детей зависит от системы воспитательной

работы в группе.

Студенты наблюдают за двумя детьми и действиями воспитателя и его помощника, прямо или косвенно направленными на поддержание детской деятельности или введение новой. Полученные данные количественно суммируются, обобщаются и излагаются письменно в отчете, при этом освещаются следующие вопросы:

- общая продолжительность предметной и игровой деятельности детей разных возрастных подгрупп;

- характеристика игровых уголков и игрушек;

- виды и количество функциональных и других действий, выполненных детьми;

- темы, сюжеты отобразительных игр;

- совместные игры и характер отношений детей друг к другу;

- приемы руководства деятельностью детей.

Студенты проводят соответствие развития воспитанников группы общим показателям нервно-психического развития детей данного возраста и передают собранную информацию воспитателю-методисту для демонстрации на групповом экране показателей развития детей.

Для установления контакта с детьми используют тактику игрового взаимодействия, о которой можно прочитать в журнале «Дошкольное воспитание» (Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. № 3.). Рекомендуется развертывать игровые действия на виду у детей. Проявляя эмоциональную заинтересованность в игре, использовать непосредственный интерес наблюдающих за игрой детей, втягивать их в игру. В игровом процессе пояснять смысл своих действий и предполагаемый смысл действий детей («Буду мишку купать, он грязный. Это у меня мыло. Что это у тебя, Маша? Полотенце? Будешь вытирать мишку?» и т.п.). Поиграв с детьми, следует подключаться на короткое время к действиям того или иного ребенка, комментируя и поощряя его игру и тем самым помогая малышу осознать смысл его действий. Развертывая игру с детьми, желательно сочетать реалистические игрушки с условными предметами-заместителями, чтобы действие с ними имело опору на реалистические игрушки, проясняющие ребенку смысл игровой ситуации. Обыгрывание новой игрушки проводить в совместной деятельности с дошкольниками, включая их в уже известные сюжетные контексты или развертывая новый сюжет.

Индивидуальное общение воспитателя, его помощника с каждым ребенком группы направлено на удовлетворение одной из основных социальных потребностей. Вместе с тем общение является одним из важных средств разностороннего воспитательного воздействия. Наблюдая за воспитателем и его помощником, студенты-практиканты определяют средства и формы организации общения, эмоциональные приемы и способы коммуникативных воздействий.

Студенты устанавливают непосредственный контакт с одним ребенко. В процессе общения с ним фиксируют его ответные действия, реакции, содержание общения, его длительность. Общаясь с ребенком, необходимо расположить его к себе, чему способствуют улыбка, ласковое слово, доброжелательность и игровой контакт.

Вопросы для обсуждения

1. Каково содержание предметной и игровой деятельности детей второго - третьего года жизни?

2. Какие приемы руководства деятельностью детей использует воспитатель?

3. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению организации деятельности детей в группе?

4. Какое содержание общения предпочитал ребенок, с которым был установлен непосредственный контакт?

5. Какое значение имеют методика и характер общения воспитателя с каждым ребенком в группе?

 

Задание 9.

Ознакомьтесь с оздоровительно-воспита­тельной работой в группах детей и при­мите участие в ней.

Студенты-практиканты изучают план оздоровительно-воспитательной работы, план-перечень индивидуальных игр-занятий, календарный план и сетку занятий на месяц. При этом они сопоставляют их содержание и структуру в такой последовательности:

- основные разделы перспективного (на три месяца) и календарного планов оздоровительно-воспитатель­ной работы;

- содержание планов - перспективного (на три меся­ца), игр-занятий и календарного;

- степень направленности планов на обеспечение все­стороннего, полноценного и своевременного разви­тия всех детей группы;

- содержание и организацию физического воспитания в планах и сетке занятий;

- планирование организации и содержания деятель­ности детей во время бодрствования;

- степень повторяемости и дифференцированности планируемых игр-занятий в разных возрастных под­группах;

- учет в планах индивидуальных особенностей де­тей.

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли планирование оздоровительно-вос­питательной работы?

2. Соответствуют ли содержание и формы планирова­ния программе?

3. Как осуществляется индивидуальный подход в обу­чении детей раннего возраста?

4. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитатель­ной работы в группе, индивидуальному подходу в обуче­нии?

 

Задание 10.

Ознакомьтесь с содержанием программы работы ДОУ, особен­ностями методики проведения занятий по этому разделу, (Занятие должно носить комплексный характер.) Прове­дите наблюдение за приемами работы воспитателя по раз­витию сенсорной культуры ребенка.

Студенты анализируют программу, по которой работа­ет детский сад. Это могут быть программы «Радуга», «Дом радости», «Золотой ключик», «Развитие», «Детство», «Ис­токи».

Студентам-практикантам необходимо ознакомиться с методами проверки уровня сенсорного развития у детей второго года жизни и научиться определять его (умение детей соотносить и группировать предметы по форме, ве­личине, цвету).

Работа выполняется методом экспериментальных зада­ний. Перед ребенком поочередно расставляют пособия для восприятия формы, величины, цвета и предлагают: «Сде­лай так же», «Дай такой же», «Дай красный (синий, зеле­ный, желтый)». Три точных действия указывают на сформированность умения. Наличие или отсутствие указанно­го действия обозначается знаками плюс (+) и минус (—). Каждый студент обследует четырех детей.

В процессе проверки ведется запись по форме:

 

Фамилия, имя, возраст ребенка Дата, время Порядок предъяв­ления игрушек Игрушки Инструк­ция экс­перимен­татора Действия ребенка
           

 

Полученные данные анализируются и представляются в виде следующей таблицы:

 

Фамилия, имя, возраст ребенка     Восприятие (называет, соотносит, отождествляет)
величина форма цвет
       

 

С полученными данными следует ознакомить воспита­теля труппы для использования их при составлении плана занятия и в индивидуальной работе с детьми.

В ходе наблюдения занятия внимание обращается на:

- организационные условия работы с детьми;

- наглядность в проведении занятий;

- разнообразие приемов обучения;

- эмоциональное состояние детей, уровень их позна­вательной активности;

- стиль общения воспитателя с детьми, его индивиду­альную работу с ними.

Во время практики в ДОУ студенты овладевают про­фессиональными умениями и навыками воспитателя груп­пы детей.

Задание 11.

Ознакомьтесь с содержанием работы стар­шего воспитателя, материалами методического кабинета, различными формами работы с родителями, принятыми.

Анализируя работу ДОУ и его педагогов с родителями, необходимо учитывать составленные аналитические справ­ки о такой деятельности, индивидуальные коллективные ее формы, работу родительского комитета, состояние пропа­ганды педагогических знаний (уголок для родителей, тема­тические выставки, лекции, беседы, дни открытых дверей).

Примерные темы для бесед с родителями

1. Домашний режим ребенка. Его соответствие режиму яслей.

2. Продолжительность дневного сна в выходные дни, условия засыпания.

3. Аппетит малыша дома.

4. Положительные и отрицательные привычки.

5. Любимые игрушки. Партнеры по игре. Порядок хра­нения игрушек.

6. Особенности формирующегося характера, наследствен­ные черты и др.

Самостоятельная работа студентов в группах детей проводится по заданию руководителя практики и педагогов ДОУ.

Ознакомившись с перечнем практикуемых для детей группы подвижных игр, практикант вы­бирает понравившуюся игру, обсуждает ее с воспитателем группы, готовит конспект и самостоятельно проводит с детьми запланированную игру. При необходимости его дополняют изготовленны­ми наглядными пособиями.

Студенты самостоятельно проводят утреннюю гимнас­тику с детьми, подвижные игры на прогулке, кормление, умывание, закаливающие процедуры, одевание и раздева­ние, укладывание спать и др.

Итогом самостоятельной работы является проведение открытых занятий с последующим коллективным обсуж­дением, а также написание отчетов, подготовку отчетной документации к конференции.

Список используемой литературы

Основная:

1.Авдеева Н.Н., Мещерякова С. В. Вы и младенец. - М., 1991.

2.Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.,1992.

3.Аминов Н.А., Морозова Н.А.. СмятскихА.Л. Психодиагностика педа­гогических способностей. -М., 1994.

4.АникееваН.П. Воспитание игрой. -М., 1987,

5. АртемоваЛ.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольни­ков.-М., 1992.

6. ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка. - М., 1996.

7. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2002.

8. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин. -М., 1993.

9.ЭльконинД.Б. Психология игры. -М., 1978.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.,1984.

 

 

Дополнительная:

1. Конвенция о правах ребенка – Вестник образования, 1991 г, № 10.

2. Макаренко А. С. Книга для родителей, соч. т. 4. – М., 1960 г.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдают детям – Киев, 1994 г.

4. Мир детства: дошкольник – М., 1979 г.

5. Детство. Программа развития и обучения в детском саду – С.П., 1995 г.

6. Программа «Развитие» (основные положения) – М., 1994 г.

7. Радуга. Программа и руководство для воспитателей – М., 1994 г.

8. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети – М., 1985 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: