Становление и развитие Российской Федерации.




Исторически России присущ принцип союзного построения государства. Если мы вспомним начало формирования Древнерусского государства, то заметим, что названные в древней летописи поляне, древляне, уличи, тиверцы, дулебы, бужане, волыняне, хорваты, северяне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и ильменские словене составляли 14 союзов восточнославянских племен. Союзы объединяли до десятка племен. Союз образовывался прежде всего для ведения войны и обороны. В 8 веке в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в «союз союзов» под названием «Русь», столицей которого был г.Киев. Кроме того были союзы дулебо-волынский, псковский, смоленский и полоцкий. Примерно на рубеже 8-9 веков приднепровский союз союзов «Русь» перерастает в более мощное объединение «Русская земля», включавшее в себя союзы славянских племен: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север.

Процесс политической консолидации восточных славян завершился в конце 9 века образованием крупного единого Древнерусского государства - Киевской Руси. Под властью Киева объединились два крупнейших славянских политических центра – Киевский и Новгородский. Это событие относится летописью к 882 году. Несколько позже киевскому князю подчинились все восточнославянские земли. Первым князем Древнерусского государства стал Олег. Политическая консолидация восточных славян была обусловлена рядом внутренних и внешних факторов: территориальной, этнической и культурной общностью восточных славян, экономическими связями и их стремлением объединить силы в борьбе с общим врагом.

Древнерусское государство было относительно единым, основанным на принципе сузеренитета – вассалитета. Его возглавлял великий киевский князь, которому были подчинены местные правители – вассалы. Сложилась и система посадничества. Собирались феодальные съезды. Функции первых киевских князей (Олега, Игоря, Ольги) были сравнительно несложны и заключались прежде всего в организации дружины и военных ополчений, командовании ими. Они ведали только киевской землей. Другие племенные территории управлялись или племенными князьями, или князьями-наместниками.

Таким образом Древнерусское государство было фактически прообразом отечественного федерализма, в основе которого лежало политическое, военное, духовное и этническое единство при широкой самостоятельности входящих в него союзов племен или княжеств.

Следующим уроком истории отечественного федерализма является недопущение условий, ведущих к распаду единого государства. Разрушение экономических связей между отдельными землями и княжествами, слабость великих киевских князей, ожесточенные столкновения между местными князьями, внутренние распри, внешнеполитическая слабость централизованного государства привели к Древнюю Русь к распаду в начале 12 – средине 15 веков на 12 наиболее значительных княжеств: Ростовско-Суздальское, Муромское, Рязанское, Смоленское, Киевское, Переяславское, галицко-Волынское, Черниговское, Полоцко-Миниское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородское.

И вновь, в период владычества Золотой Орды возникла необходимость создания единого Русского государства. Во второй половине 14 века в Северо-Восточной Руси усилилась тенденция к единению. Московское государство складывалось как многонациональное. К началу 16 века в него входили Новгород, Псков, Тверское, Смоленское и другие княжества, народы Поволжья, Севера и Сибири. В этот период произошла ликвидация уделов и самостоятельных княжеств, вассалитета. Возникли отношения подданства монарху, в руках которого сосредоточивалась вся гражданская, судебная, административная и военная власть. К концу 15 – началу 16 веков вместе с ограничением власти местных феодалов новые функции единого государства привели к созданию централизованной системы управления. Наместники и волостели назначались великим князем из числа крупных феодалов. Они ведали финансовыми органами, судами.

Урок тертий. Концентрация сил в едином государстве позволила Руси освободиться от владычества Золотой Орды и занять заметное место в системе мировых держав.

В последующем, Россия создавалась как централизованное унитарное государство. Федерализм в официальных кругах дореволюционной России никогда не признавался. Вместе с тем, на губернском уровне главным лицом в местном управлении был губернатор. Наказом 1837 года они наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и иными функциями. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии.

Вместе с тем, элементы автономий можно было найти в правовом статусе Великое княжество Финляндское (1808-1809 гг.) и Королевство Польское (с 1814 г.).

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на 3 Всероссийском съезде Советов 25 января 1918 года, объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты унитарного государства. РСФСР была конституирована как форма устройства многонационального государства, которая в процессе своего развития должна была наполниться федеративным содержанием. Однако, теоретически федерализм рассматривался не как закономерная наиболее целесообразная форма государственного устройства, а как временна уступка националам. Неудивительно, что унитаристы постарались по возможности централизовать и провозглашенную федерацию.

Таким образом, было создано унитарно-федеративное государство, которое соответствовало конкретно-историческим условиям и исходила из уроков истории, определявших условия сохранения единого, исторически сложившегося государства. В состав СССР входило 15 союзных, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 127 краев и областей. Каждая из республик имели свою Конституцию и законы, органы законодательной, исполнительной и судебной власти. В Конституции закреплялось, что союзные республики являются суверенными государствами, объединившимися в Союз на принципах добровольности и равноправия. Каждая ССР была представлена в Совете Национальностей 32 депутатами, АССР – 11, Аобл – 5, АО – 1. За каждой ССР сохранялось право свободного выхода из состава СССР.[2]

РСФСР была самой крупной союзной республикой в составе СССР. В нее входило 16 АССР, 5 Аобл, 10 АО. Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Совет Национальностей избирался из числа народных депутатов РСФСР от национально-территориальных избирательных округов по нормам: 3 депутата от каждой АР, 1 от Аобл и АО, 63 депутата от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

Конституции АР не подлежали утверждению ВС РСФСР, а главы их правительств входили в состав СМ РСФСР. Края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом подчинялись центру.

Попытки так называемого «обновления Союза», которые пытался осуществить М.С.Горбачев, фактически взорвали федеративное государство. Подключение к процессу подписания Союзного договора автономных республик грозило развалу союзных республик, и в первую очередь РСФСР. С этим не могло смириться ни российское руководство в лице Б.Н.Ельцина, ни союзное в лице вице-президента Г.Янаева, премьер-министра В.Павлова и других. Что и предопределило дальнейший ход событий. Одни создали декоративный ГКЧП, другие объявили суверенитет, вышли из состава СССР, на их плечах первых приобрели практически неограниченную власть в своих республиках, в т.ч. и в России, а в конечном счете, развалили единое государство.

С 1991 года в России начался новый этап федерализма, который получил закрепление сначала в Федеративном Договоре, а затем в Конституции РФ 1993 г.

Таким образом, история развития российского государства со всей очевидностью учит: сильное и мощное государство бывает тогда, когда существует оптимальное соотношение централизма и самостоятельности его субъектов. Нарушение этого принципа приводит к разрушению единого целого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: