Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном.
Территориальный принцип означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.
Национальный принцип предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии.
Субъект РФ – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство.
Субъекты РФ отвечают следующим параметрам:
§ не обладают суверенитетом;
§ не имеют права на отделение (сецессию);
§ граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории всей Федерации;
§ закон субъекта Федерации не может противоречить ФЗ;
§ перед лицом федеральной власти субъекты РФ равны.
В РФ субъекты организованы как по национальному, так и по территориальному признаку.
Виды субъектов Российской Федерации (ст. 65, с. 70):
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ | Ø РЕСПУБЛИКА (21) | ||
Республика Адыгея; Республика Алтай; Республика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Ингушская Республика; Кабардино-Балкарская Республика; Республика Калмыкия (Хальмг Тангч); Карачаево-Черкесская Республика; Республика Карелия; Республика Коми; Республика Мари Эл; Республика Мордовия; Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осетия (Алания); Республика Татарстан; Республика тыва; Удмуртская Республика; Республика Хакасия; Чеченская Республика; Чувашская Республика – Чаваш республики | |||
Ø АВТОНОМНЫЕ ОКРУГА (10) Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий. | |||
НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ | |||
Ø АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ (1) Еврейская автономная область. | |||
Ø КРАЯ (6) Алтайский; Краснодарский; Красноярский; Приморский; Ставропольский; Хабаровский. | |||
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ | Ø ОБЛАСТИ (49) | ||
Ø ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ г. Москва, г. Санкт-Петербург. | |||
Таким образом, РФ состоит из 89 субъектов. Важной характеристикой субъекта РФ является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием. Если возникает вопрос о переименовании субъекта, но его новое название включается в текст ст. 65. Указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого им в установленном порядке.
|
По объему компетенции все субъекты РФ делятся на три группы:
1. Республики в составе России. Которые могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы;
2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и области;
3. Автономные округа и автономная область. По их представлению может быть принят ФЗ об Аобл, АО, находящемся как бы в «двойном подчинении» – и у России, и у области (края) в составе которой он находится. В н.в 9 округов входят в состав краев и областей. Непосредственно в состав РФ входит лишь Чукотский АО.
|
Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава РФ. Это может происходить путем:
1) принятия в РФ нового субъекта со стороны;
2) образования в ее составе нового субъекта в результате:
а) объединения существующих субъектов;
б) вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;
в) перехода из одного вида субъектов в другой;
г) изменения конституционно-правового статуса субъекта.
Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ и вхождение в ее состав нового субъекта оформляется путем принятия ФКЗ в специальном порядке:
Ø субъекты права законодательной инициативы вносят предложение о конституционной поправке в ст. 65;
Ø принятие поправки палатами ФС РФ квалифицированным большинством (2/3).
Специфика такого вида субъектов РФ, как республика в составе Р Ф состоит в том, что Конституция РФ (ч. 2 ст. 5) определяет их как государства.
Важнейшим атрибутом их государственности является право иметь свою конституцию. Причем, утверждение конституции федеральным органами власти не требуется. Конституция республик имеет высшую юридическую силу по вопросам, отнесенным к ведению республик. По свое структуре они в основном соответствуют структуре РФ. Государственные символы, наименование республик отражает национально-исторические традиции и дух нации, проживающей на данной территории. Конституции республик являются частью правовой системы РФ
|
Второй отличительной чертой республики, как субъекта РФ является право устанавливать свой государственный язык (ч. 2 ст. 68). В органах государственной власти и местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. 25 октября 1991 года был принят Закон РСФСР о языках народов РСФСР, в соответствии с которым государство обязано заботиться о языках всех народов России, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития.
Под государственным языком понимается родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребимый в ней. Это язык на котором государственная власть общается с населением. На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, осуществляется работа государственной власти, делопроизводство и официальная переписка. Это язык официальных вывесок и объявлений, печатей и штампов, маркировки отечественных товаров, дорожных знаков и наименований улиц и площадей. Это основной язык воспитания и обучения.
В ряде республик государственным провозглашены несколько языков. Так, в КБР – это русский, кабардинский и балкарский, Республике Мари Эл – марийский луговой и марийский горный. В некоторых республиках устанавливается статус местных официальных языков. Так, в законе Республики Саха о языках определяется, что эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский языки в местах компактного проживания соответствующих народностей призваны местными официальными языками и используются наравне с государственными.
Российское государство признает равные права всех языков на их сохранение и развитие, гарантирует каждому из них государственную поддержку и защиту независимо от его статуса и численности населения, говорящего на нем.
Кроме того, республика имеет:
Þ территорию и обладает территориальным верховенством;
Þ республиканское гражданство;
Þ систему республиканских высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
Þ элементы международной правосубъектности;
Þ государственную символику.
Особенности правового положения автономных образований. Автономия – это широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).
Видами автономий являются:
v территориальная;
v национально-территориальная;
v национально-культурная.
Территориальная автономия означает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения.
Национально-территориальное автономное образование создается с учетом этнических, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения.
Национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущих вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использовать свои культурные традиции, язык, религию и др.
Разновидностью территориальных и национально-территориальных автономий являются в РФ автономные округа и Еврейская автономная область. Их конституционно-правовой статус может регламентироваться также ФЗ об автономной области, об автономном округе (ст. 66 ч. 3), принятым по представлению их законодательных и исполнительных органов. Возможно принятие и единого ФЗ об автономных округах.
Автономная область находится в составе РФ. Автономные округа, являясь субъектом РФ, в большинстве своем (9 из 10) входят в состав краев и областей (с. 81): по два в Красноярском крае (Таймырский и Эвенкийский) и Тюменской области (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский), по одному в Камчатской (Корякский), Читинской (Агинский Бурятский), Пермской (Коми-Пермяцкий) и Архангельской (Ненецкий) областях. Отношения между ними регулируются ФЗ, уставами соответствующих субъектов и договорами между органами власти АО и края, области. Такие договоры могут закреплять делегирование части полномочий органов власти АО органам власти края, области.
АО и Аобл в равной мере со всеми субъектами РФ представлены в СФ, а также избирают депутатов ГД, что обеспечивает им представительство в законодательном органе РФ.
История нашей страны знает примеры успешного функционирования национально-административных единиц. В начале 30-х годов в РФ было 127 национальных районов и 4 264 национальных сельсовета. В Московской области для национальных меньшинств было образовано 4 национальных района (Толмачевский, Максатихинский, Лихославинский, Ромашковский) и 57 национальных Сельсоветов (карельские, татарские, немецкие, эстонские).[6]
Одним из институтов самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая гражданам РФ, принадлежащим к различным этническим общностям, в частности малочисленным, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.[7] Право на НКА не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление этого права не должно наносить ущерба интересам других этнических общностей.[8]
К принципам существования НКА относятся:
q свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
q самоорганизация и самоуправление;
q сочетание общественной инициативы с государственной поддержкой;
q многообразие форм внутренней организации;
q уважение языка, культуры, традиций, обычаев граждан различных этнических общностей;
q законность.
Формы НКА: национально-культурные общества, ассоциации, фонды, клубы, воскресные школы и др. НКА могут быть местными, региональными, федеральными. Они создаются в соответствии с федеральным законодательством об общественных объединениях.
Конституционно-правовой статус края, области и города федерального значения определяется Конституцией РФ и Уставом этого субъекта РФ, принимаемого законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Федеративный договор от 31 марта 1992 года признал их субъектами РФ. В уставе края, области, ГФЗ должны быть учтены специфические особенности данной территории и проживающего на ней населения.
Разделение государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми функционирует система местных органов государства принято называть административно-территориальное устройство. Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические и культурные особенности государства и его частей.
Административно-территориальное устройство строится по следующим принципам: социально-экономическому; географическому; демографическому; историко-национальному.
Исторически в России была принята трехзвенная система административно-территориального деления – губерния-уезд-волость. С 1921 по 1929 г. существовали область (край)-округ-район. К концу 1930 г. округа были ликвидированы. Сейчас АТ единицами являются: район, город, район города и сельский населенный пункт.
Населенные пункты в РФ делятся на городские и сельские. К городским относятся города областного (численностью не менее 50 тыс. чел., являющиеся экономическими и культурными центрами) и районного значения (не менее 12 тыс. жителей, из которых крестьяне составляют не более 15%, являющиеся промышленными и культурными центрами), рабочие (не менее 3 тыс. чел., из которых – крестьяне и их семьи не более 15%, имеющие промышленные предприятия, стройки, ж.д. узлы и др. объекты), курортные (не менее 2 тыс. чел., количество отдыхающих ежегодно не менее 50% численности населения) и дачные поселки, к сельским – все остальные.
Особым статусом обладают закрытые административно-территориальные образования, которым признается имеющие органы местного самоуправления территориальные образования, в пределах которого расположены промышленные предприятия (ОМП, переработка радиоактивных и других материалов), военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Решение о создании или упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ.
Одним из первых шагов В.В.Путина на посту Президента РФ было создание 7 федеральных округов и назначение в них полномочных представителей Президента РФ. Суть этого решения – укрепление структур президентской вертикали власти на территориях, повышение ее эффективности, создание условий для упрочения федерализма. Представители являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента РФ и СБ РФ. В округах созданы органы прокуратуры, МВД, ФСБ, региональные центры МЧС. ФО соответствуют военно-административному делению РФ
Состав федеральных округов:
№ пп | Наименование округов | К-во субъектов в ФО | Территория (тыс. кв. км) | Числ. населения (в % от числ. нас. РФ.) | Доля пром. пр-ва (в %) | Сумма денежного дохода на 1 чел. |
1. | Центральный | 17 обл. | 652,8 | 25,5% | 21,2% | 1428 руб. |
2. | Северо-Западный | 11, в т.ч. 2 респ., 8 обл., 1 АО | 1677,9 | 9,8% | 12,7% | 1578 руб |
3. | Южный | 8 – респ., 2 – края., 3 – обл. | 589,2 | 14,4% | 6,3% | 1013 руб. |
4. | Приволжский | 6 – респ., 8 – обл., 1 - АО | 1017,6 | 22,1% | 23,9% | 1039 руб. |
5. | Уральский | 4 – обл., 2 - АО | 1778,9 | 8,7% | 16,6% | 1695 руб. |
6. | Сибирский | 4 – респ., 2 – края, 6 – обл., 5 - АО | 5114,9 | 13,4% | 14,5% | 1794 руб. |
7. | Дальневосточный | 1 – респ., 2 – края, 4 – обл., 1 – А.обл., 2 - АО | 6215,9 | 5,0% | 5,7% | 2016 руб. |
К сожалению, пока заметного улучшения в управлении страной и укреплении федерализма незаметно. Примеры: заморозили Приморье, отключение стратегических объектов от электроэнергии, ликвидация последствий наводнения в Якутии, война в Чечне.