Конституционное регулирование компетенции в Российской Федерации.




Компетенция – это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности

Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Федерация представляет собой добровольный союз, а это, в свою очередь, предполагает свободное самоограничение: часть своих суверенных прав федерация передает субъектам, а они, в свою очередь, передают часть своих прав федерации.

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. компетенция в государстве разделяется на:

Ø собственно федеральную (ст. 71);

Ø совместную: Федерации и ее субъектов (ст. 72);

Ø собственно субъектов Федерации (ст. 73).

К собственно федеральной компетенции относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (оборона, государственная безопасность, энергетическая, космическая, денежная система и др.), федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Субъекты РФ не имею права вторгаться в компетенцию России.

В соответствии со ст. 71 вопросы гражданства также относятся к исключительному ведению РФ, что гарантирует единство российского гражданства.

Сфера совместного ведения урегулирована в ст. 72. К ней относится: обеспечение соответствия законов и иных актов субъектов РФ российской Конституции; общие вопросы государственного строительства, защиты прав и свобод, регулирования экономики, социального и культурного развития, экологии и экологической безопасности, деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. Традиционно относятся к совместному ведению Федерации и ее членов вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи и материнства, детства, социальная защита, защита средств обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, природопользование, охрана окружающей среды, проведение мер борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий, установление общих принципов самоуправления.

К вопросам ведения самих субъектов Федерации подошли по принципу: «Все, что не запрещено, то разрешено», т.е. все, что не относится к ведению РФ или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией субъектов РФ.

Согласно Конституции Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, но при двух условиях:

Во-первых, это не должно влечь за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина;

Во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном 8 декабря 1991 года СНГ. СНГ квалифицируется как межгосударственное образование с координационными полномочиями. В н.в СНГ объединяет 12 бывших советских республик, ныне независимых государств.

Цель СНГ – сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной, военной и других областях; сбалансированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, содействие гражданам государств в свободном общении и контактах.

В структуре СНГ существуют специальные органы: СГГ, СГП, СМИД, МПА, СМО, ЭС и др.

 

Таким образом, одним из важнейших основ конституционного строя России является ее федеративное устройство. Конституция констатирует состав Федерации, определяет статус ее субъектов, разграничение полномочий. Укрепление федерализма является одним из главных условий стабильности и целостности Российской Федерации.


[1] Сейчас на территории России проживает примерно 60 малочисленных народов (в т.ч. кайтагцы, кубачинцы, андийцы, цезы, каратинцы, тиндинцы, ахванцы, чамалинцы, кванадинцы, ботлихцы, гинухцы (аварцы), бесермяне (удмурты), шапсуги (адыгейцы), нагайбаки (татары) телеуты (алтайцы), кереки (100 чел.), чулымцы (татары или хакасы), тазы – 300 чел. (удегейцы), водь (200 чел.) и др.// Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1926. Т.1. С. 289. Общее количество малочисленных народов достигает немногим более 440 чел., т.е. 0,3% всего населения РФ. //Этнополис. 1992. №2. С. 57, 64-67.

[2] См. Конституция (Основной закон) РСФСР. Ст. 69. М.: Советская Россия. 1991; Конституция (Основной закон) СССР. Ст. 72. М., 1987.

[3] Справедливости ради, следует сказать, что существуют и другие взгляды на государственное устройство России. Высказывается точка зрения о целесообразности образования на базе краев и областей с преобладающим русским населением Русской Республики, как составной части РФ (а русские, проживающие в других республиках? А другие нации проживающие в краях и областях?). Существует стремление отказаться в государственном устройстве от национальной парадигмы, а также превратить РФ в федерацию административно-территориальных образований. Некоторые придерживаются принципа «безбрежной суверенизации» республик в составе РФ (Ельцин, Бурбулис и др.); другие – принципа «просвященной монархии» (Солженицын и др.); третьи – принципа «унитарного государства» (Жириновский).

[4] По переписи 1926 года – 190 национальностей//Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1926. Т.1. Предисловие. С. VI.

[5] Закон РФ «О статусе столицы РФ» от 15 апреля 1993 г. //ВВС. 1993. №19. Ст. 683.

[6] См.: Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Кн. 1. М., 1992. С. 295-297.

[7] Например, у русских выделяются: диалектические группы в границах основных диалектных зон (северной, среднерусской, южной); этнографические – поморы (жители побережья Белого и Баренцева морей), сторожилы Сибири и Дальнего Востока (русско-устьинцы, колымчане, марковцы, камчадалы и др.); территориально-сословные казаки (донские, терские, уральские, сибирские, кубанские); субконфессиональные – древлеправославные («поляки», каменьщики на Алтае, семейские в Забайкалье и др.). У татар выделяют этнографо-диалектические группы – казанские и мишари; субэтноконфессиональные группы – кряшены, нагайбаки и т.п.

[8] ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г.// СЗРФ. 1996. №25. Ст. 2965.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: