· Горбунова Ирина Владимировна, учитель английского языка
· Султанова Найля Ахтямовна, учитель английского языка
Разделы: Иностранные языки
Одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации, суть которого состоит в том, что тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, мы одновременно тренируем и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.
Основной целью обучения иностранному языку в школе сегодня является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:
- Речевая компетенция.
- Языковая компетенция.
- Социокультурная компетенция.
- Учебно-познавательная компетенция.
На современном этапе, с учетом благоприятных условий для изучения иностранных языков, выдвигаются повышенные требования ко всем видам речевой деятельности в равной степени. Необходимо подвести учащихся к уровню независимого или компетентного пользователя иностранным языком.
Философию учителя формируют базовые методические категории, такие как: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. В настоящее время учитываются особенности конкретного учебного заведения и разрешается осуществлять процесс обучения с использованием отечественных и зарубежных учебно-методических материалов и авторских разработок.
Что же понимать под уровнем владения иностранным языком, и существует ли реальная возможность его измерить?
На сегодняшний день, благодаря усилиям Евросовета, сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков в Европе, и хотя для России проблема национальных стандартов еще не решена окончательно, мы можем опираться на проекты Стадартов, а также на опыт и практику наших европейских коллег.
Сегодня во всех школах ведется целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, а в некоторых – и международных экзаменов, которые в данном случае становятся не столько конечной целью обучения (получение сертификатов), сколько объективным показателем прогресса в языке.
Мы отнюдь не считаем результаты экзаменов единственно объективными и допустимыми формами контроля. Однако, если изменяется цель обучения, то неизбежно должны меняться и требования к обучению и контролю.
В процессе подготовки к экзаменам ученик приобретает и развивает ряд важных знаний, навыков и умений:
- концентрировать внимание и выполнять задания в необходимом темпе и объеме, четко следуя инструкциям;
- определять стратегию выполнения задания по всем видам речевой деятельности, что в немалой степени способствует успеху;
- увеличивать словарный запас и расширять кругозор во многих областях знаний;
- стремиться к самообразованию и самосовершенствованию;
- использовать навыки, приобретенные при изучении английского языка, в других областях знаний, что, безусловно, поддерживает устойчивую мотивацию к учению.
Что дает учителям подготовка учеников к сдаче ЕГЭ и международных экзаменов?
- Рост профессионального уровня владения языком.
- Повышение методического мастерства до уровня международных стандартов.
В настоящей статье мы хотели бы поделиться своими мыслями о том, как можно организовать работу с учащимися по обучению их письменной речи, какие можно использовать упражнения, методики и приемы.
С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание, что в программе школы не существует специальных курсов по обучению письменной речи, мы решили, что имеет смысл организовать работу так, чтобы к концу обучения подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Оговоримся еще раз, что экзамен – это не самоцель, а лишь вызов возможностям и способностям, приносящий эмоциональное удовлетворение, а также – это определенное подведение итогов.
Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет.
Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста.
В школе же, часто выполнение разного рода «механических» заданий превращается для учеников в рутину. И еще не приобщившись к процессу письменного самовыражения, дети теряют интерес к подобного рода деятельности. В результате, письменные умения учащихся значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Для изменения подобной ситуации необходимо превратить процесс выполнения письменных заданий из рутины в творчество.
По словам Выготского, «письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках».
Целью обучения письменной речи является «формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи».
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, включают «формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями, расширение знаний и кругозора, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста».
При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:
- Контролируемое письмо (Controlled writing):
- написание букв;
- написание слов;
- составление предложений (или переписывание, копирование текстов).
- Направляемое письмо (Directed or Guided writing).
Письменная работа выполняется в соответствии с определенным заданием. - Свободное письмо (Free writing).
Хотелось бы привести несколько примеров заданий и упражнений, которые мы выполняем с учениками, работая над всеми тремя видами письма.