1. 1) Прошлой ночью (общий второстепенный член, между основами запятая не ставится) мы вели бессмысленные разговоры и все дома казались игрушечными.
2) Читал мой одноклассник не совсем хорошо и вообще был ни рыба ни мясо (фразеологизм, запятая не нужна).
3) Соседский кот Васька любил отслеживать всякую живность и охотно ел и рыбу, и мясо.
4) В стихотворении А. Блока и лирический герой отвергает ужасающий его душу мир, и образ незнакомки будит светлые чувства. Две основы соединены повторяющимся созом И, поэтому общий второстепенный член "В стихотворении А. Блока" никак не влияет на пунктуацию
5) Как прекрасен восход и как мне нравится на него смотреть! Между двумя восклицательными и вопросительными предложениями запятая не ставится
2. 1) Кот много шалил да очень немало ел. ДА = И
2) Я бы позанимался с тобой, да смысла нет. ДА = НО
3) Зима и осень пролетели для Маши и Миши мгновенно. "И" не повторяется, эти союзы соединяют разные группы членов предложения, эти слова между собой неоднородны.
4) Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит. Сложное предложение
5) Весной (общий второстепенный член, между основами запятая не ставится) прилетают грачи и зяблики и выходят из спячки медведи. "И" не повторяется, эти союзы соединяют разные группы членов предложения, первая И соединяет однородные, а вторая - две основы.
3. 1) Ярко светило солнце, и гладкая поверхность озера ослепительно сияла.
2) Море вечно шумит, и плещет, и зовет окунуться в свои изумрудные волны. Два повторяющихся "И", поэтому запятую ставим и после первого одногодного сказуемого, и после второго.
3) Сохранилась масса писем, записочек Чехова в садовые заведения с просьбой прислать то кусты роз сирени, то деревья.
|
4) В пьесах А.Н. Островского показаны нравы дворянства и чиновничества, купечества и мещанства. Попарное соединение однородных
5) Весной радует не только белое пламя ландышей на поляне, но и зелёный пух над деревьями, первая трава.
4. 1. Мама читала увлекательную книжку со сказками, а Маша тихонько спала.
2. Сколько задач ты решал и как долго занимался изучением логарифмов? Между двумя восклицательными и вопросительными предложениями запятая не ставится
3. В весеннем саду цвели душистые яблоки и заливисто пели соловьи.
4. Я бы поспорила с ним насчет его версии о возникновении Будды, да есть ли смысл? ДА = НО
5. Мне нравятся и румяные яблоки, и золотистые груши, и сладкие бананы, и ароматные мандарины.
5. 1) Сегодня с утра в чистейшей небесной лазури ослепительно светит по-зимнему неяркое, тусклое солнце. Однородными считаются прилагательные, характеризующие предмет с одной и той же стороны
2) Гулко откликнулись, прокатились и рассыпались по небу громовые раскаты.
3) Маше вдруг захотелось угостить забавного малыша конфетой или пирожным. Одиночный союз ИЛИ, запятая не ставится
4) Вот мы видим то амбар, то лабаз, то церковную ограду, то часовенку на развилке дороги.
5) После плавания по морям Европы Христофор Колумб обосновался в Лиссабоне и участвовал в различных морских экспедициях.
6. 1) Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия путникам. Однородные сказуемые, запятая не нужна
2) Сама жизнь диктует художнику сюжет, и композицию, и краски. Два повторяющихся "И", поэтому запятую ставим и после первого одногодного дополнения, и после второго.
|
3) Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства.. Однородные сказуемые, запятая не нужна
4) Больше указаний не последовало, и Миша толкнул дверь в горницу. редложение сложное, нужна запятая
5) В передней врачи переговариваются на латыни, и это придаёт их разговору еще большую таинственность. Предложение сложное, нужна запятая
7. 1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. И не повторяется, эти союзы соединяют разные группы членов предложения, эти слова между собой неоднородны.
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета, так и в пейзаже.
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора, и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева. Предложение сложное, нужна запятая
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. Одиночный союз ИЛИ, запятая не ставится
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. "ИЛИ" не повторяется, эти союзы соединяют разные группы членов предложения, не однородные между собой
№ 19 ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. А я все-таки скажу (1) что человек (2) который всю свою жизнь поставил на карту любви (3) раскис (4) когда ему эту карту убили (5) и опустился до того (6) что ни на что не стал способен.
2,3 - при придаточном который всю свою жизнь поставил на карту любви
1,6 - при придаточном что человек раскис и опустился до того
4,5 - при придаточном когда ему эту карту убили
6 - при придаточном что ни на что не стал способен
|
2. Передайте другу (1) что я люблю его (2) как прежде (3) и что (4) если он не может забыть мне моих поступков (5) то я желаю ему никогда не прощать меня.
2,3 ставится, чтобы обособить КАК ПРЕЖДЕ
4 не ставится, та как дальше главное предложение начинается со слова ТО. Мы не можем опустить придаточное
3. Солнце давно уже взошло (1) и (2) хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка (3) но цвет их был довольно странным (4) что создавало очень неприятное впечатление.
2 не ставится, та как дальше главное предложение начинается со слова НО. Мы не можем опустить придаточное
4. Вчера семиклассники написали итоговую контрольную по математике (1) и сегодня учитель объявил результаты (2) и огласил списки тех (3) кто не может себе позволить отдохнуть в праздники (4) и должен позаниматься алгеброй (5) и (6) кто может немного расслабиться (7) и забросить учебники на все новогодние каникулы.
1 - разделяет две грамматические основы
2, 4, 7 - стоит между двумя однородными сказуемыемыми
3 - отделяет придаточное
5, 6 не ставятся, так как стоят между двумя однородными придаточными (списки тех, кто... и кто...)
5. Сначала никто не обратил внимания (1) как лодка шла против течения (2) и (3) когда народ спустился к реке (4) все ахнули (5) так как лодку тащила упряжка собак.
1,2 отделяют придаточное «как лодка шла против течения»
3,4 отделяют придаточное «когда народ спустился к реке». 3 стоит, потому что последующее главное не начинается с ТО, НО или ТАК и само придаточное можно опустить.
5 отделяет придаточное «так как лодку тащила упряжка собак»
6. Маша вернулась домой поздно (1) и (2) чтобы успеть закончить все домашние дела (3) и приготовиться к завтрашнему дню (4) была вынуждена лечь после полночи.
1 не ставится, так как И соединяет однородные сказуемые ВЕРНУЛАСЬ и БЫЛА ВЫНУЖДЕНА
2 ставится, так как придаточное можно опустить или перенести:
Маша вернулась домой поздно и была вынуждена лечь после полночи.
Маша вернулась домой поздно и была вынуждена лечь после полночи, чтобы успеть закончить все домашние дела и приготовиться к завтрашнему дню.
3 не ставится, так как И соединяет однородные сказуемые УСПЕТЬ и ПРИГОТОВИТЬСЯ
№ 16 ПУНКТУАЦИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ