Сценарии | Основные факторы |
1. Сохранение современного положения 2. Мировая тоталитарная система 3. Новое средневековье 4. Раскол мирового сообщества 5. Экологическая катастрофа 6. Переход к ноосфере | Контроль ТИК над мировым рынком. Высокий уровень ВМП. Обновление технологической структуры развитых стран Стратегия "золотого миллиарда". Медленный темп развития третьего мира Демографический взрыв в странах третьего мира. Технологическое торможение. Утрата Западом социокультурного единства Обострение противоречий между мировыми центрами силы. Исчерпание возможностей стабилизации. Множественные военные конфликты в регионах. Терроризм Скачкообразное ухудшение экологической обстановки на планете Поддержка фундаментальной науки, высоких технологий, образования. Укрепление мирового единства |
Современной западной цивилизации пока еще не по силам удерживать контроль над негативными тенденциями глобального развития. Сохраняя с помощью транснациональных корпораций контроль над валовым мировым продуктом. Запад в состоянии выделять часть своих ресурсов на подавление тех или иных опасных неустойчивостей, возникающих в различных регионах. Добиваясь на этой основе равной ответственности между всеми современными сообществами, западная цивилизация может обеспечить решение глобальных проблем. Эту точку зрения, соответствующую сценарию № 1, отстаивает Кеннеди [5]
Идеология, лежащая в основе развития по сценарию № 2, - установление тотального контроля Запада над всем мировым сообществом, стратегия "золотого миллиарда" и модернизм. Модернизаторская парадигма обстоятельно исследована А. Панари-ным [17]. Наиболее вероятным способом достижения этой цели явится создание общепланетной информационной магистрали. "Универсальный информационный рынок, - пишет по этому поводу Гейтс, - в конце концов станет центральным универмагом всего мира" [21, с. б]. В этом новом прекрасном мире богатство и технические достижения достанутся немногим, уделом большинства останется нищета. Возможный облик этой новой общепланетной системы убедительно описан в фантастической повести Зиновьева "Глобальный человейник" [29]. Тоталитарное информационное общество, пишет он, будет миром "без надежд и отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований", а потому обреченным в конце концов на гибель, как это случилось с Римской империей [29, с. 9, 454]
Нередко утверждают: чтобы избежать грядущей экологической катастрофы, необходимо либо снизить в 10 раз численность населения Земли, либо во столько же раз уменьшить потребление природных ресурсов в расчете на одного жителя планеты. Некоторые авторитетные исследователи полагают, что этого недостаточно и сократить техногенное давление на окружающую среду следует в несколько сотен раз [II]. Нетрудно сообразить, что эти предложения (см. сценарий № 3) равнозначны призывам вернуться к средневековому образу жизни. Представить, как это будет протекать на практике, можно, если вспомнить характерные черты средневековья, так убедительно описанные Бердяевым, и сравнить их с реалиями нашей современной жизни. Эти реалии печальны: финансовый крах, бессилие Центра и распад страны, обнищание населения, свертывание науки и образования, разгул мракобесия, бандитизм в городах и на дорогах и т.п
"Вполне возможно, - пишет по поводу путей перехода к этому сценарию В. Логинов, - что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий, правил общежития, вплоть до жесткой регламентации рождаемости. Жизнь может стать более суровой, грубой и бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничения действий личности в угоду общественной необходимости" [30]. Апологеты подобных проектов спасительного оскудевания человеческой жизни понимают, что провести их в жизнь можно лишь жесткими силовыми методами. Например, В. Зубаков предлагает ввести в число методов новую обязательную для всех людей религию с культом матери-природы и возвратом к матриархату [31]
Сценарии № 2 и № 3 объединяет установка на глобальный тоталитаризм с тем различием, что в первом случае речь идет об опоре на высокие технологии, а во втором имеется в виду отказ от научно-технического прогресса. Оба проекта, несомненно, являются утопиями. К сожалению, это не исключает возможных попыток воплотить их в жизнь. Альтернативой обоим сценариям может стать раскол мирового сообщества, проявления которого могут быть весьма различны. Широкую известность получила идея конфликта цивилизаций, принадлежащая Хантингтону [23]. Основанием для этой концепции служит группа противоречий между глобальной техносферой и окружающей средой, между Западом и остальной частью человечества, между типами сознания, присущими разным цивилизациям
Рафинированный "экорасизм". отстаиваемый сторонниками сценариев № 1 и № 2, может привести к перенапряжению сил западного сообщества, стремящегося поставить собственные интересы выше интересов остальной части человечества, и как следствие - к утрате его собственного единства. "Обездоленный мир, - пишет о результатах такой политики Панарин, - будет искать харизматических лидеров и пророков, обличающих новый Рим - процветающий Запад. На этом пути нас вряд ли ожидает единое планетарное сознание" [32]. В этом случае станет реальным развитие по сценарию № 4 с распадом мира на большое количество центров силы, построенных на различных принципах и находящихся друг с другом в остроконфликтных отношениях
Пятый сценарий - глобальная экологическая катастрофа - не требует специальных комментариев, так как ему посвящено особенно много публикаций. Только в 1997 году эти проблемы рассматривались на трех международных форумах, проходивших на самом высоком уровне. До тех пор, пока не выработана и не проведена в жизнь эффективная стратегия преодоления экологического кризиса, опасность глобального коллапса остается реальной. Важно отметить, что в соответствии с теорией самоорганизующихся систем этот процесс может развиваться в режиме с обострением, когда принимать какие-либо превентивные меры будет уже поздно [33, 34]
Последний, шестой сценарий условно назван переходом к ноосфере. Это также сложный, многоплановый процесс, который затрагивает практически все аспекты человеческого бытия - мировоззренческие, научные, технологические, культурные, образовательные, этические, социально-политические, религиозные и др. Теория поосферогснсза развита пока недостаточно, но можно отметить, что тремя столпами этого процесса являются достижения фундаментальной науки, высокие технологии и глубокая реформа системы образования. Переход к ноосфере - непростое дело для западной цивилизации, так как принципы ноосферизации резко расходятся с типичной для нее философией потребительства и индивидуализма. Кроме того, переход к ноосфере может состояться лишь в том случае, если будет носить глобальный, общечеловеческий характер
С точки зрения синергетической прогностики, все рассмотренные сценарии являются однопорядковыми, но не равновероятными. В реальной жизни эти сценарии образуют связанное единство, эволюционный процесс может развиваться на основе их комбинации. Однако модельный подход, принятый в настоящей работе, позволяет рассматривать эти возможности как эффекты второго порядка малости
Задача теории состоит в том, чтобы оценить вероятность развития по каждому из этих сценариев. Сложность состоит в том, что если в установившемся режиме самоподдерживающегося развития системы ее поведение детерминировано и будущее определяется ближайшим прошлым, то в окрестности точки бифуркации система ведет себя совершенно иначе. Фундаментальную роль начинают играть случайности, второстепенные факторы. Влияние мелочей может достичь колоссального масштаба- им более не противостоит ничто, система утратила свойство авторегулирования
К счастью, не только мелочи, но и хорошо продуманная программа целенаправленных действий может сыграть роль такого фактора, который определит движение системы в направлении выбранного сценария. И тогда вступит в действие еще одна важная особенность самоорганизующихся систем, предсказываемая теорией: начиная с некоторого уровня, режим движения системы становится устойчивым - она приобретает свойства аттрактора. "Аттракция" означает притяжение: случайные возмущения автоматически подавляются, система возвращается к прежнему режиму движения. В этом состоянии, очевидно, уже не прошлое, а будущее определяет динамику системы
Поэтому при моделировании системы, проходящей точку бифуркации, важно таким образом подобрать комплекс параметров порядка, чтобы с их помощью можно было определить рациональную программу управляющих воздействий, иными словами, курс реформ. При этом не следует забывать: мы можем выполнить только вероятностные оценки. В реальности неучтенные факторы, например очередные "мелочи", могут развернуть вектор эволюции в нежелательном направлении. Осознание этого -принципиальное отличие синергетической методологии прогнозирования от классической. Становясь на позицию синергетического мышления, мы заменяем классический принцип "свобода есть осознанная необходимость" на другой - "свобода есть осознанное право и ответственность выбора"