Несколько заключительных мыслей и замечаний




 

Мне кажется, что Канада имеет хорошую возможность играть лидирующую роль в разработке и развитии международных усилий по обеспечению нашего будуще­го в использовании пресных водных ресурсов. Канада и ее жители играли важные ли­дирующие роли во многих международных миротворческих и экологических вопросах, а необходимость такого лидерства определенно требует поддержки. Каждая из четырех проблем, изложенных ниже, должна быть эффективно решена, что требует стратегиче­ского изменения направления деятельности на национальном уровне и нового, обнов­ленного и усиленного национального статуса.

1. Канада, обладающа я достаточно й властью, може т играт ь намног о боле е важну ю рол ь глобальног о лидер а в решени и вопросо в устойчивост и пресны х водны х ресурсо в планеты. Вода – эт о источни к жизни, устойчивост и человеческог о общест­в а и окружающе й среды. Постоянны е международны е усилия, направленны е н а пре­вращени е доступ а к пресны м водны м ресурса м приемлемог о качеств а и количеств а дл я обеспечени я основны х человечески х потребносте й в основно е прав о человека, пре­достави т мног о возможносте й дл я развити я международног о сотрудничества.

Неужели невозможно, чтобы Канада, как это было с вопросом минеральных ре­сурсов, будет привлекать внимание международной общественности к реализации дан­ного вопроса? Канада, и в частности уважаемый Ллойд Эксворти, показали имеющийся потенциал лидерства на международной арене. Вопрос минеральных ресурсов является прекрасным примером того, как такая страна, как Канада, может мобилизовать между­народную поддержку для решения важной международной проблемы.

Несомненно, Департамент иностранных дел и торговли (Ханниган, 1999) рас­сматривает некоторые аспекты человеческой безопасности и конфликтов по поводу водных ресурсов, и, очевидно, Канада имеет необходимость и возможность сотрудни­чать с другими странами, имеющими схожие приоритеты, включая северные страны и Нидерланды, превращая вопрос пресных водных ресурсов в центральный элемент на­шей иностранной политики. Зеленый крест (2000) утверждает, что оружием конфликтов по поводу воды яв­ляются мачете и пистолеты, а не современное вооружение, однако нельзя пренебрегать масштабными международными конфликтами. Одной из основных задач является пре­дотвратить превращение воды в товар, и сделать правом человека иметь «немного воды для всех и всегда», создавая в то же время стимулы (включая неденежные) для охраны пресных водных ресурсов и экосистем.

2. Канад а имее т хороши е возможност и играт ь важну ю лидирующу ю рол ь в процессе «создани я экосистемног о режима» дл я поддержк и международног о сотруд­ничеств а дл я охран ы и устойчивог о использовани я международны х пресноводны х эко­систем.

Опыт Канады в достижении многонационального консенсуса и разработке со­глашений по вопросам окружающей среды и природных ресурсов является очень цен­ным. Договор о пограничных водах 1909 г. и последующие соглашения, такие как Со­глашения о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг., создали структуру для сотрудничества между Канадой и США, а цели и задачи, изложенные в данных со­глашениях, дали надежду поколениям североамериканцев. Канадский опыт совместной работы с провинциями в разработке механизмов сотрудничества по управлению меж­дународными и межпровинциальными реками и озерами также дал много ценных уро­ков. Канадский Водный акт создал очень полезную структуру для федерально­го/провинциальногоимежпровинциальногопланированияисотрудничества.

3. Дл я того, чтоб ы Канад а стал а играт ь боле е лидирующу ю международну ю рол ь в вопроса х пресны х водны х ресурсов, необходим о взят ь н а себ я долгосрочно е стратегическо е обязательств о увеличит ь сво й потенциа л дл я обеспечени я междуна­родног о лидерств а в экологическо й наук е и особенн о в сфер е пресны х водны х ресурсов.

В конце 1960-х гг. Канада приняла решение лидировать в области науки о пре­сных водных ресурсах. Существовало очевидное признание серьезных проблем, свя­занных с водными ресурсами Великих озер, а также необходимости развивать науку о пресноводных ресурсах, что являлось важным условием для восстановления озер. Я также четко осознавал, что без совместных исследований и общего понимания проблем экосистем Великих озер невозможно стимулировать координированные международ­ные действия. Научный рыбоохранный совет Канады создал Институт пресных водных ресурсов в Виннипеге, а Департамент энергетики, рудников и ресурсов создал Канад­ский центр внутренних водных ресурсов в Берлингтоне для развития канадского по­тенциала лидерства в науке о пресных водных ресурсах.

В начале 1970-х гг., менее, чем через 10 лет после создания Института пресных водных ресурсов и Канадского центра внутренних водных ресурсов, директор немецко­го института Макса Планка написал в международном журнале, что лимнология (наука об экологии пресных водных ресурсов) развивается наиболее быстрыми темпами в Ка­наде. Существует бесконечное количество примеров того, как канадские ученые при­нимали на себя лидирующую роль в выявлении и решении важных локальных и гло­бальных проблем здравоохранения и целостности канадских и мировых экосистем пре­сноводных ресурсов.

Можно привести четыре примера того, как люди, начинавшие свою карьеру в 1960-1970-х гг., играли важную роль в научной сфере: 1) канадские ученые в Програм­ме мониторинга и оценки Арктики (АМАР, 1998); 2) канадец д-р Джон Буссини воз­главляет текущие переговоры по разработке конвенции о постоянных органических за­грязняющих веществах (РОР); 3) присуждение Стокгольмского водного приза и Эколо­гического приза Вольво д-ру Дэвиду Шиндлеру за его вклад в развитие науки о пресно­водных ресурсах; 4) продолжающееся мировое лидерство Джима Брюса, первого Ди­ректора Канадского центра внутренних водных ресурсов, в вопросах глобального из­менения климата.

Канадское лидерство в области изучения пресных водных ресурсов не ограни­чивалось сферой исследований и мониторинга. Бывший Канадский Директорат окру­жающей среды внутренних водных ресурсов имел одно время примерно 1000 сотруд­ников, большая часть которых имела высокую квалификацию, обеспечивших привле­чение внимания национальной и международной общественности к усилиям Канады в области изучения пресных водных ресурсов. Именно эта группа руководила обеспече­нием выполнения обязательств Канады по Договору о пограничных водных ресурсах 1909, Соглашениям о качестве водных ресурсов Великих озер 1972 и 1978 гг. и другим международным соглашениям. На них также возлагалась основная ответственность за управление Канадским водным актом.

Потенциал в области изучения пресных водных ресурсов, созданный Директора­том, сейчас утрачен. Многие первоклассные федеральные общественные служащие ра­но вышли в отставку, и хотя некоторые оставшиеся члены Директората все еще рабо­тают в других отделах Департамента, общий потенциал лидерства в области пресных водных ресурсов значительно снизился. Печально, что значительный потенциал науч­ных исследований, мониторинга и планирования, который существовал на уровне про­винций, также утерян.

Как изменились времена и наше отношение к исследованиям, финансируемым за счет общественных средств! Не так давно многие пытались убедить Департамент рыбного хозяйства и океанов Канады спасти остатки Института пресных водных ресур­сов и его всемирно известную исследовательскую станцию в Экспериментальной зоне озер. По иронии судьбы, во время борьбы за сохранение части бывшего потенциала в области изучения пресных водных ресурсов, другое федеральное министерство объя­вило об увеличении финансирования международной фармацевтической компании под предлогом, что лекарства, производимые этой компанией, вернут величие Канадскому правительству. К сожалению, имущественные исследования, направленные на патенто­вание и продажу новых продуктов и процессов, не заменят собой экологические иссле­дования, направленные на изучение и информирование. По моему личному мнению, финансируемые за счет общественных средств эко­логические исследования, осуществляемые государственными структурами, являются наиболее предпочтительным способом обеспечения долгосрочной непрерывности про­грамм мониторинга и исследований. Только таким образом мы сможем сохранить ли­дирующую роль в области выявления экологических вопросов и разработке эффектив­ных политических решений.

Наш мир все больше зависит от координированных международных действий и нуждается в них. Те, кто имеет информацию и комплексное понимание нашего коллек­тивного воздействия на пресные водные ресурсы и экосистемы, сможет достигнуть консенсуса, который сделает возможным коллективные действия. Университетские и в очень ограниченной степени промышленные исследования, могут дополнить, но не за­менить необходимость первоклассных государственных исследований в этой сфере. Такие исследования, особенно если они разработаны в общественных интересах, а не просто в поддержку официальных позиций департаментов, могут снова – возможно, через десятилетие – вернуть Канаде лидерство в этой сфере.

4. Дл я эффективног о обеспечени я международного «экологическог о лидерст­ва» Канад а должн а показат ь приме р у себ я дома.

Потенциал Канады по обеспечению международного лидерства в решении меж­дународных экологических проблем явно зависит от собственной деятельности внутри страны. Существует очевидное доказательство того, что эта деятельность требует со­вершенствования. Недавние отчеты Комиссионера окружающей среды и устойчивого развития (Эммет 1999а, 1999b) приводят множество примеров недостаточной способ­ности правительства решать проблемы управления и контроля постоянных токсичных веществ в окружающей среде Канады.

Выполнение обязательств, взятых Канадой на UNCED 1992 в «Повестке 21 ве­ка», по Конвенции о биоразнообразии и Рамочной конвенции по изменению климата, оказалось достаточно проблематичным. В некоторых случаях было понятно, что Кана­да отстает от многих других стран в выполнении данных обязательств. Особенное бес­покойство вызывает очевидная неспособность Канады снизить объем выбрасываемых газов, способствующих парниковому эффекту. Усилия, предпринимаемые до сего­дняшнего дня, были очень скромными, поэтому очевидно, что без лидирующей роли государства Канада по-прежнему не будет выполнять требуемые уровни снижения вы­бросов. Долгожданное канадское законодательство о вымирающих видах выглядит как очень незначительное мероприятие. Существует ясное понимание в сообществе НПО, что действия Канады по усилению собственного экологического законодательства не достаточно эффективны. Свидетельством этого являются многочисленные обращения в Североамериканскую комиссию экологического сотрудничества по статье 14 Северо­американского соглашения об экологическом сотрудничестве. Основное внимание об­ращено на неспособность Канады выполнять экологические требования Рыбоохранного акта.

Успех Канады в решении собственных внутренних проблем, связанных с пре­сными водными ресурсами, обязательно повлияет на ее способность влиять на между­народную политику в области пресных водных ресурсов и создания экосистемного ре­жима. Канадский Водный акт предоставил структуру, тренинговую площадку и финан­сирование в помощь федеральному/провинциальному планированию и управлению по некоторым меж провинциальным речным системам. Этот опыт бесценен, и недавние примеры достижения консенсуса включили широкое участие заинтересованных сторон. Финансирование поддержки «федерального/провинциального» бассейнового планиро­вания было значительно сокращено в недавние годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: