Практические занятия (семинары)
Практическое занятие 1 (2 часа).
Педагогика как наука. Категориально - понятийный аппарат современной педагогики
Основные понятия: наука, объект науки, предмет науки, цель науки, педагогика, категория, понятие, образование, обучение, развитие, воспитание, социализация.
Вопросы для обсуждения
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.
2. Педагогическая наука и педагогическая деятельность.
3. Становление и развитие педагогики как науки.
4. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
5. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.
6. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Система педагогических понятий.
7. Образование и воспитание. Обучение и воспитание. Развитие и обучение. Развитие и воспитание. Самообразование.
Практические задания и вопросы:
1. Что такое педагогика: наука или искусство?
2. Что дает современному учителю педагогическая наука (с привлечением результатов собственного исследования)?
3. Разработать опорную схему соотношения основных категорий педагогики.
4. Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой (с привлечением результатов собственного исследования)?
Практическое занятие 2 (2 часа).
Сущность воспитания и его теоретико –методологические основы
1.Сущность воспитания как общественного явления и целенаправленного педагогического процесса.
2. Этапы воспитательного процесса.
3. Интегративная взаимосвязь понятий: социализация, образование, воспитание, обучение и развитие личности.
|
4. Структура и функции воспитания.
5. Сущность воспитания как системно-структурного образования.
6. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания.
7. Сущность социализации, содержание и принципы социального воспитания
Практическое занятие 3
Целеполагание в воспитательном процессе (2 часа)
1. Сущность понятий «цель» и «целеполагание» в воспитательном процессе.
2. Функции цели в воспитательном процессе.
3. Проблема целей в современной школе. (обсуждение)
4. Методика и технология целеполагания.
5. Содержание, форма и структура планов.
6. Виды и критерии планирования в воспитательном процессе.
7. Сущность и функции планирования воспитательной работы. Основные требования к планированию воспитательной работы
Практическое задание. 1.Составьте«древо целей» по одному из направлений воспитания (Патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание).
2. Выберите одну из форм воспитательной работы (классный час, конкурс, игра, диспут, и др.) и сформулируйте цель воспитательного мероприятия.
3. Составьте перспективный план воспитательной работы для 5-9 классов (на выбор).
Практическое занятие 4
Содержание воспитания (2 часа)
1. Сущность понятия «содержание воспитания», основные подходы к определению содержания воспитания в педагогике.
2. Факторы и источники формирования содержания воспитания.
3. Ценностные отношения школьника и их краткая характеристика.
4. Основные направления содержания воспитания в современной школе.
5. Воспитание культуры межнационального общения. Типы межкультурных контактов.
|
Практическое занятие 5
Система методов воспитания (2 часа)
1. Сущность понятий «метод» и «методика» воспитательного процесса.
2. Принцип единства цели, содержания и методов воспитания.
3. Функции методов воспитания.
4. Классификация методов воспитания.
5. Система методов воспитания. Современные методы воспитания детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением
6. Методики коллективной творческой деятельности, разновидности КТД.
Практическое занятие 6
Система форм воспитательной работы (2 часа)
1. Классификация форм воспитательной работы, их характеристика.
2. Специфика организаторских приемов и воспитательных средств.
3. Формы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, специфика организации.
4. Традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы. Формы воспитания детей и подростков, несовершеннолетних с девиантным поведением
5. Требования к технологии проведения форм воспитательной работы.
6. Технология беседы и диспута.
Практическое задание:
1. Составить и заполнить таблицу:
Направление воспитания | Общая характеристика | Цели и задачи | методы | формы | Основные проблемы в современной школе |
Умственное | |||||
Нравственное | |||||
Эстетическое | |||||
Трудовое | |||||
физическое |
2. Составьте краткий план-конспект одного воспитательного мероприятия по предложенной схеме.
Схема плана-конспекта воспитательного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия.
2. Цель и задачи воспитательного мероприятия.
3. План воспитательного мероприятия.
4. Конспект с выделением структурных частей воспитательного мероприятия.
5. Литература.
6. Анализ воспитательного мероприятия.
Практическое занятие 7