Тема 5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РЕАКТИВНЫХ ТОПЛИВ.
5.1 Сведения о реактивных топливах
Реактивные топлива предназначены для ВС с турбореактивными двигателями. Для обеспечения нормальной эксплуатации турбореактивных двигателей реактивные топлива должны обладать следующими основными свойствами:
· возможно более полной испаряемостью для достижения максимально возможной полноты сгорания;
· высокой полнотой и возможно большей теплотой сгорания, определяющими дальность полета ВС;
· низкой склонностью к образованию отложений, характеризуемой высокой химической и термической стабильностью;
· хорошей прокачиваемостью и низкотемпературными свойствами, обеспечивающими подачу топлива в камеру сгорания;
· хорошими противоизносными свойствами, обусловливающими небольшое изнашивание деталей топливной аппаратуры;
· хорошей совместимостью с конструкционными материалами (низкой коррозионной агрессивностью по отношению к металлам и отсутствием воздействия на резино-технические изделия).
Надежная работа турбореактивного двигателя и топливной системы ВС возможна также только при отсутствии в реактивных топливах механических примесей и воды.
По способу получения реактивные топлива делят на прямогонные и гидроочищенные, а по назначению — для ВС дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Согласно ГОСТ 10227—86 предусмотрено производство четырех марок топлив для дозвуковой авиации: ТС-1, Т-1, Т-2 и РТ. Однако в настоящее время практически вырабатывают топлива только двух марок ТС-1 (высшего и первого сортов) и РТ (высшего сорта). Для сверхзвуковой авиации вырабатывают топлива Т-6 и Т-8В.
Топливо ТС-1 — продукт прямой перегонки сернистых нефтей парафинового основания или малосернистых высокопарафиновых нефтей с пределами выкипания 404—523 К (130—250° С) с добавлением от 30 до 70% гидроочищенной прямогонной фракции
|
Топливо Т-1 — продукт прямой перегонки малосернистых нефтей нафтенового основания с пределами выкипания 403—553 К (130—280 °C). Дистилляты, получаемые из нефтей нафтенового основания, содержат большое количество нафтеновых кислот и имеют высокую кислотность, поэтому их подвергают защелачиванию с последующей водной промывкой (для удаления образующихся в результате защелачивания натриевых мыл нафтеновых кислот). Производство топлива Т-1 очень ограничено, и оно вырабатывается только по первой категории качества.
Топливо Т-2 (первой категории качества) — продукт прямой перегонки нефти широкого фракционного состава, выкипающий впределах 333—553 К (60—280 °С), содержит 20% бензиновой фракции и поэтому обладает высоким значением давления насыщенных паров и низкими плотностью и вязкостью.
Топливо РТ — продукт гидроочистки прямогонных дистиллятов нефтей парафинового основания (фактически топлива ТС-1) с пределами выкипания 408—553 К (135—280° С). Содержит 0,003—0,004% присадки ионол и 0,002—0,004 % присадки К.
Топливо Т-6 получают глубоким гидрированием малосернистых нефтей и продуктов их переработки.
Топливо Т-8В получают из дистиллятов прямой перегонки нефтей с применением гидрогенизационных процессов.
Требования к качеству реактивных топлив и организация контроля их качества
К применению на ВС допускаются только те реактивные топлива, качество которых соответствует техническим требованиям государственного стандарта и прошедшие специальную пооперационную подготовку, предшествующую заправке ВС. Без специальной пооперационной подготовки и контроля качества применять реактивные топлива на ВС запрещается.
|
Показатели качества реактивных топлив ТС-1, РТ и их смесей, контролируемые на предприятиях ГА, приведены в табл. 1.
На предприятиях ГА контроль качества реактивных топлив производится на всех этапах от их поступления на склад авиаГСМ до выдачи на заправку ВС. Перечень важнейших и наиболее подверженных изменениям показателей качества реактивных топлив, определяемых в лабораториях авиаГСМ. предприятий ГА на различных этапах контроля, т. е. при проведении приемо-сдаточного, оперативного и полного контроля, приведен в табл.2.
1. Контроль приемо-сдаточный:
· Плотность при 20 С
· Содержание мехпримесенй и воды.
2. Контроль оперативный:
· Плотность при 20 С
· Фракционный состав
· Содержание водорастворимый кислот
· Содержание мехпримесей и воды
· Температура вспышки в закрытом тигле
3. Контроль полный
· Плотность при 20 С
· Фракционный состав
· Содержание водорастворимый кислот
· Содержание мехпримесей и воды
· Температура вспышки в закрытом тигле
· Вязкость
· Кислотность
· Содержание фактических смол
· Температура начала кристаллизации
Соответствие качества реактивного топлива требованиям стандарта по другим показателям при выдаче паспорта на склад ГСМ устанавливается по паспорту качества поставщика.