Роль общения в профессиональной деятельности




Тема 1. Введение в учебную дисциплину

Тема 1.1 Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Роль общения в профессиональной деятельности.

Назначение учебной дисциплины «Психология общения»

Знание психологии, этики общения и культуры поведения всегда востребованы и практически необходимы. Каждый человек уникален, неповторим. Знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека – это основные задачи изучаемой дисциплины.

Дисциплина «Психология общения» адресована тем, чья деятельность связана с общением, всем, кто по роду своего занятия должен эффективно и грамотно общаться с другими людьми, кто стремится совершенствовать межличностные отношения.

Изучая учебную дисциплину «Психология общения» обучающийся должен знать:

ü взаимосвязь общения и деятельности;

ü цели, функции, виды и уровни общения;

ü роли и ролевые ожидания в общении;

ü виды социальных взаимодействий;

ü механизмы взаимопонимания в общении;

ü техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

ü этические принципы общения;

ü источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Изучая учебную дисциплину «Психология общения» обучающийся должен уметь:

ü применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

ü использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Основные понятия психологии общения

Слово «психология» происходит от греческих слов: psyhe (душа) и logia (наука, понимание) и дословно переводится как «наука о душе». В настоящее время психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность.

Психология представляет собой разветвленную систему наук, в ней выделяются относительно самостоятельные подотрасли: возрастная психология, педагогическая, медицинская, военная, социальная психология и другие. Дисциплина «психология общения» рассматривает раздел социальной психологии, который изучает закономерности общения, межличностного познания и группового поведения, а также раскрывается значение этики и деловой культуры при установлении контактов.

Деловые отношения относятся к типу общественных отношений и рассматриваются как взаимосвязи между партнерами, коллегами, возникающие в процессе совместной деятельности и в коллективе. При деловых отношениях работники должны ориентироваться на партнера, на потребителя, что, в свою очередь, повышает интерес к профессиональной деятельности.

Деловые отношения тесно связаны с общением. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Главное в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений и культурой речи для того, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседника свою мысль. В нем раскрываются такие ценности, как доброта, отзывчивость, чуткость, сопереживание и понимание. Эти ценности тесно связаны с культурой поведения, т.е. с такими формами общения и поступками людей, которые основаны на эстетическом вкусе, нравственности и соблюдении правил и норм поведения.

Роль общения в профессиональной деятельности

Высокий профессионализм, сформированность мировоззрения и широкая эрудиция - ещё не полный список требований к современному специалисту.

Успех деятельности во многом зависит от того, насколько хорошо они владеют наукой и искусством делового общения. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнёрства между коллегами по работе, руководителями и подчинёнными, партнёрами, клиентами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Поэтому необходимо овладевать теоретическими знаниями, осваивать технологии общения, основанные на психологических знаниях, изучать нормы и правила этикета.

Огромное внимание в современном обществе уделяется налаживанию взаимовыгодного сотрудничества, которое сопровождается подписанием итоговых документов. Но этому предшествует огромная подготовительная работа, включающая в себя переписку, беседы, консультации, переговоры с партнерами, встречи, приемы, проводы и т.д. Перспективы дальнейшего сотрудничества зависят от грамотного ведения деловой стороны общения. Для этого необходимо знать, как правильно составить официальное письмо или приглашение, как принять партнера и провести с ним переговоры, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество.

Нередко хорошие специалисты в своём деле оказываются беспомощными в области межличностных отношений, в частности, в ситуациях делового взаимодействия. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в любой сфере производства и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия.

Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи.

Современный специалист должен обладать высокими профессиональными качествами, и в то же время владеть психологией делового общения. В таких специалистах есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: