Политика доходов и заработной платы в рыночной экономике; 1.1
В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.
Государственное регулирование доходов;
Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:
• размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
• покупательной способности национальной валюты;
• демографических тенденций;
• традиционно сложившихся функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры органов власти и полномочий каждого уровня власти;
• доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
• установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
• утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
• индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
- эмиссию денег;
- контроль над инфляцией и валютным курсом;
- налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
- налоговые льготы малому предпринимательству;
- тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования.
Основные механизм осуществления политики доходов и заработной платы 1.2
1. Политика доходов и заработной платы осуществляется на основе взаимодействия механизма государственного и рыночного регулирования на макро- и микроуровнях. В нем должны увязываться принципы социальной справедливости и рыночной свободы, обеспечиваться соответствие социальной гармонии и рыночной эффективности.
2. Политика доходов и заработной платы трансформируется по мере развития мировой экономики. В социально ориентированной рыночной экономике она является неотъемлемой частью механизма государственного регулирования, обеспечивающего экономический рост, развитие свободного человека.
3. В переходной экономике преодолеваются административные ограничения доходов и заработной платы, расширяются сферы действия их рыночного саморегулирования, формируются новые государственные институты, осуществляющие политику доходов и заработной платы на макро- и микроуровнях. В политике доходов совмещаются государственные и рыночные механизмы регулирования, но при этом устанавливаются социальные ограничения рыночных, коммерческих механизмов. Государственное регулирование в полном объеме сохраняется в общественном секторе экономики, на государственных предприятиях и в отраслях бюджетной сферы.
4. По мере становления рыночной экономики разрабатываются и реализуются социальные приоритеты в политике доходов и заработной платы. Формируется система мер, направленных на повышение реальных доходов, развитие социальной сферы, социальную защиту населения.
5. О результативности политики доходов и заработной платы можно судить по благосостоянию, динамике реальных доходов населения и их дифференциации, доле среднего класса, изменению уровня социальной напряженности, соотношению легальных и нелегальных доходов населения, доле теневой экономики в ВВП.