Штыкова Любовь Александровна,




РОЛЬ СЕМЬИ В УСПЕШНОМ ВЗРОСЛЕНИИ ПОДРОСТКА

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и

психологии ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт

имени В.Г. Короленко» г.Глазов

E-mail:shtikova-l@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема взросления подростков в современном мире, выявляется роль семьи в этом процессе, приводятся типы семей, негативно влияющих на процесс взросления подростка.

Ключевые слова: подросток, взросление, семья, нарушения взросления.

Annotation: the article deals with the problem of growing up of adolescents in the modern world, reveals the role of the family in this process, lists the types of families that adversely affect the process of growing up in a teenager.

Keywords: teenager, growing up, family, impairment of growing up.

Все чаще учителя, школьные психологи, классные руководители сталкиваются с нарушениями нормального взросления подростков, среди этих нарушений инфантилизация и отсутствие ответственности занимают главное место. Поэтому так актуальна сегодня разработанная Д. И. Фельдштейном теория поуровневого социального развития личности, раскрывающая закономерности и механизмы социализации-индивидуализации детей. На ее основе ученый построил социально-нормативную периодизацию онтогенеза, установив критерии и единицы измерения социального взросления ребенка, подростка, юноши. Самой актуальной задачей психологии и педагогики он считал поиск «такой социально заданной формы жизнедеятельности подростков, которая обеспечивает каждому возможность стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного развития»[2]

В работах Д.И. Фельдштейна сущностью периода детства является взросление, которое становится особенно актуальным в подростковом возрасте, содержащем необходимые новообразования для «освоения, присвоения, реализации взрослости»[1]

Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому. Взросление - очень важный этап становления личности. Готовность и способность отвечать за свои поступки, выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления. Взросление - это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности, причем не только за себя, но и за других.

Д.И. Фельдштейн определяет взросление как процесс постоянного изменения объективно направленного структурирования определенных качеств и свойств, составляющих взрослость (не физиологическую, а социальную, психологическую взрослость) посредством формирования «тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и, освоив, присвоив которые растущий человек приобретает взрослую целостность».[3]

В статье «Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы» Д.И. Фельдштейн в числе многих задач, стоящих перед исследователями, школой, обществом, назвал необходимость выяснения условий, способствующих формированию со­циальной зрелости и ответственности.[4]

Известно, что социальное взросление обозначает процесс накопления социальной ответственности (за себя, за другого, за общество, за Отечество). Как правило, социальное взросление происходит при наличии значимого взрослого – «родного или близкого человека, оказывающего существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родителя, опекуна, учителя, наставника» [5].

В норме подросток нормально взрослеет, если отношения между значимым взрослым и подростком характеризуются взаимной любовью, заботой и доверием. Со стороны взрослого эти отношения характеризуются высоким уровнем ответственности за младшего, со стороны подростка – послушанием старшему. При этом старший, проявляя любовь, заботу, доверие и ответственность, обладает для подростка авторитетом – властью старшего, принимаемой подростком добровольно и с радостью, потому что эта власть не может причинить ему вреда. Поэтому общим психолого-педагогическим условием его благополучного взросления будет наличие общности, совместно-разделенной деятельности в жизни подростка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов социального взаимодействия, новой социальной позиции подростка. Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Возможность благоприятного взросления подростка в значительной степени зависит от особенностей семейной системы подростка, а также особенностей воспитательной ориентации его родителей.

Какую роль современная семья играет в процессе взросления подростка?

Если это благополучная семья, то она расширяет сферу самостоятельности подростка, круг его прав и обязанностей. Перестраивает способы общения с ребенком: именно в семье он должен научиться уважать личность другого человека, научиться такту, бережному, внимательному отношению к людям. Развитие морально-этической взрослости подростка связано с умением разбираться в поступках отношениях людей. Помочь подростку в этом — значит научить его понимать мотивы поведения людей, видеть причины и следствия поступков не только окружающих, но и своих собственных.

Очень важно, чтобы взрослый заинтересованно относился к самому подростку, к его внутреннему миру, к волнующим его вопросам, тревожащим его отношениям с товарищами и сверстниками, нужны душевный контакт и душевная близость с ними

Известно, что далеко не все семьи благополучные, не все семьи могут оказать помощь подростку в процессе его взросления. В литературе предложены разнообразные классификации стилей и ошибок семейного воспитания. Посмотрим, как они влияют на процесс взросления подростка.

Первый вариант характеризуется сознательной или несознательной недостаточной включенностью взрослого в процесс воспитания ребенка. Низкая эмоциональная заряженность взрослого ребенком, отстранение, гипопротекция, самодисквалификация - характеризуют родителя. Такой родитель говорит о своем ребенке: «Да он уже взрослый», тем самым взрослый пытается передать своему ребенку такую ношу ответственности, которую тот не в силах нести. Взросление в такой ситуации в полной мере не происходит, ребенок может чувствовать себя заброшенным, одиноким, его жизненный мир не защищен, поэтому есть опасность, что он будет искать сообщество, группу, где ему будет уделено внимание и забота.

Второй вариант характеризуется избыточной опекой своего ребенка. Гиперпротекция, сдерживание развития, культивирование беспомощности ребенка, инфантилизация – характерные черты родительского поведения. Это неграмотная тактика воспитания «маменькиных сыночков», впоследствии неспособных нести ответственность ни за себя, ни за других.

Третий вариант характерен для семей, где папа требует одно, мама – другое. В такой ситуации ребенок думает, а иногда и говорит: «Дорогие родители, до тех пор, пока вы не договоритесь между собой, чего вы от меня хотите, я взрослеть и брать на себя ответственность не буду!» В такой семье ребенок лишен необходимого для душевного благополучия чувства стабильности, предсказуемости, определенности жизни. Характерной особенностью этого типа воспитания является необходимость маневрировать ребенку в режиме взаимоисключающих стандартов, что не способствует его успешному взрослению.

Четвертый вариант – родители не способны в достаточной степени нести ответственность за своих детей. Инфантилизм родителей не позволяет ребенку накапливать ответственность, ее просто не от кого перенять, и в этом случае успешное взросление не происходит.

Пятый вариант - эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним, выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, оно по-разному сказывается на их развитии: можно наблюдать у подростка реакцию протеста или подросток уходит в себя, или находит отдушину в подростковых компаниях. Все это не способствует успешному взрослению подростка.

Итак, взросление совершается в среде взрослых при осуществлении целенаправленной деятельности, совершаемой сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно, в процессе взросления подросток проходит путь освоения, реализации самостоятельности, инициативности, ответственности. Успешному взрослению способствуют налаженные отношения с ребенком: способность к установлению и поддержанию эмоционального контакта с ним, доброжелательное и уважительное отношение к его личности, стабильность и последовательность воспитательных мер родителей. Конструирование деятельности взрослеющих детей осуществляется одновременно с развитием их сознания и всегда происходит в процессе взаимодействия с миром взрослых. Характеристики взрослого поведения – самостоятельность, ответственность, способность к волевому поведению, способность к рефлексии, на их развитие можно влиять педагогическими средствами, воспитывать их в ребенке, и свой вклад в этот процесс должна вносить семья, создавая условия для самоутверждения и самовыражения подростка.

Литература

1. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1997. — 158 с.

2. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). — М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. — 335 с.

  1. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. - 670 с.
  2. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6-11.

5. Шувалов А.В. Антропологическая модель психологического здоровья. Калуга: КГПУ, 2006. С.36

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: