Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: изучение деонтологических вопросов социальной работы.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- изучение теоретических основ деонтологии как учения о долге и должном поведении;
- изучение комплекса профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника;
- изучение деонтологических подходов к разрешению конфликтов;
- формирование целостного представления о совокупности этических норм профессионального поведения;
- формирование у студентов понятия об аксиологической, деонтологической, этической составляющей социальной работы со случаем, семьёй, групповой социальной работы;
- формирование понятия о личной ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой и социальным институтом, перед клиентами социальной службы и его окружением, перед самим собой;
Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки________ 040400 Социальная работа ______________
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
| Коды формируемых компетенций | Компетенции | ||
| Знать | Уметь | Владеть | |
| ОК-№ | Общекультурные компетенции | ||
| Знать правила адекватного воспрнятия информации; | Уметь обобщать, анализировать текст; | Культурой мышления; | |
| Осознавать социальную значимость своей будущей профессии; | Иметь твердые убеждения и уметь убеждать относительно значение соцработы. | Обладать высокой мотивацией и владеть правилами профессионального этического кодекса; | |
| ПК -№ | Профессиональные компетенции | ||
| Знать профессионально-этические правила; | Уметь применять их к реальным ситуациям; | Владеть методиками их эффективного применения; | |
| Смысл и содержание понятия профессионального долга социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его близкими; | Осуществлять профессиональную деятельность на основе профессиональных ценностей и моральных норм, этических принципов социальной работы, исходя из ценности человека, его жизни как основополагающего принципа социальной работы; | Навыками морального регулирования взаимоотношений с индивидом и группой; способностью осуществлять моральный выбор и решать этические дилеммы; способностью к самостоятельной рефлексии и принятию ответственности за себя и других. | |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _2_ зачетных единиц.
| Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
| Аудиторные занятия (всего) | ||
| В том числе: | ||
| Лекции (Л) | ||
| Практические занятия (ПЗ) | ||
| Семинары (С) | ||
| Лабораторные практикумы (ЛП) | ||
| Клинические практические занятия (КПЗ) | ||
| Самостоятельная работа (всего) | ||
| Экзамен | зачет | |
| Общая трудоемкость (час.) |
5. Содержание дисциплины:
Содержание разделов дисциплины
| № п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
| Раздел 1. Деонтология как наука | 1.1 Основные понятия деонтологии, их характеристика. Философская трактовка долга | |
| 1.2 Основные деонтологические принципы, краткая характеристика | ||
| Раздел 2. Деонтология в социальной работе | 2.1 Профессиональные и личностные требования к специалисту социальной сферы | |
| 2.2. Понятие и содержание профессионального долга | ||
| 2.3. Профессиональная тайна и последствия ее разглашения | ||
| 2.4. Деонтологическое командование и послушание. Деонтологическая независимость и преданность | ||
| 2.5. Этический Кодекс социального работника в Российской Федерации |
Разделы дисциплин и виды занятий
| № п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | С | ЛП | КПЗ | СРС | Всего часов |
| Раздел 1. Деонтология как наука | ||||||||
| 1.1 | Основные понятия деонтологии, их характеристика. Философская трактовка долга | |||||||
| 1.2 | Основные деонтологические принципы, краткая характеристика | |||||||
| Раздел 2. Деонтология в социальной работе | ||||||||
| 2.1 | Профессиональные и личностные требования к специалисту социальной сферы | |||||||
| 2.2. | Понятие и содержание профессионального долга | |||||||
| 2.3. | Профессиональная тайна и последствия ее разглашения | |||||||
| 2.4. | Деонтологическое командование и послушание. Деонтологическая независимость и преданность | |||||||
| 2.5. | Этический Кодекс социального работника в Российской Федерации |
Интерактивные формы проведения занятий
| № п/п | Наименование раздела дисциплины | Интерактивные формы проведения занятий | Длительность (час.) |
| Раздел 1. Деонтология как наука | |||
| 1.1 | Основные понятия деонтологии, их характеристика. Философская трактовка долга | дискуссии | |
| 1.2 | Основные деонтологические принципы, краткая характеристика | дискуссии решение задач | |
| Раздел 2. Деонтология в социальной работе | |||
| 2.1 | Профессиональные и личностные требования к специалисту социальной сферы | дискуссии ролевые игры | |
| 2.2. | Понятие и содержание профессионального долга | дискуссии решение задач | |
| 2.3. | Профессиональная тайна и последствия ее разглашения | дискуссии решение задач | |
| 2.4. | Деонтологическое командование и послушание. Деонтологическая независимость и преданность | дискуссии решение задач | |
| 2.5. | Этический Кодекс социального работника в Российской Федерации | дискуссии | |
| Итого (час.) | |||
| Итого (% от аудиторных занятий) | 19,4 % |