СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела, темы |
Тема 1. Учёт товаров и тары в кладовых |
Учёт движения товаров и тары в кладовых предприятий питания. |
Составление товарного отчёта кладовщика. |
Тема 2. Учёт производства готовой продукции |
Учёт движения продуктов, готовой продукции и тары на производстве. Порядок выдачи и учёта дневных заборных листов. |
Порядок составления отчетности о реализации и отпуске изделий кухни, отчёта о движении продуктов, тары и готовой продукции на производстве. |
Тема 3. Учёт товаров в буфетах |
Документальное оформление товарных операций в буфетах, магазинах кулинарии и мелкорозничной сети. Формы отчётности материально-ответственных лиц |
Тема 4. Инвентаризация товаров и готовой продукции в кладовых, на производстве и в буфетах. |
Понятие, сроки и порядок проведения инвентаризации продуктов и тары, её документальное оформление. Выявление результатов инвентаризации и порядок взыскания недостачи продуктов и тары с виновного лица. |
Тема 1. Учет продуктов, товаров, сырья в кладовых
предприятий общественного питания
Теоретические вопросы
1 Виды материальной ответственности. Доверенность.
2 Документальное оформление поступления продуктов, товаров и тары на ПОП.
3 Документальное оформление хранения и отпуска продуктов в кладовой.
4 Аналитический учёт продуктов в бухгалтерии.
5 Составление товарного отчёта кладовщика о движении продуктов и тары. Синтетический учёт продуктов и тары в бухгалтерии.
Одним из основных принципов организации учета продуктов и товаров в кладовых является материальная ответственность, которая может быть индивидуальной и коллективной (бригадной). Преимущественной формой является бригадная.
|
Материальную ответственность оформляют договорами между администрацией и работниками и передают на хранение в бухгалтерию.
Смена бригадира или выбытие из бригады более 50 % ее состава влечет за собой переоформление договора.
При смене бригадира или уходе его в отпуск обязательно проводится инвентаризация.
Выявленные при инвентаризации недостачи либо ущерб от порчи или хищение ТМЦ члены бригады возмещают полностью по розничным ценам в размерах пропорционально заработной плате членов бригады и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
III Доверенность.
В кладовые ПОП продукты и товары поступают от поставщиков. Получение продуктов на складе поставщика или станции железной дороги (пристани) производится только на основании доверенностей формы М-2 или 2а (с предъявлением паспорта), которые подписывает руководитель и главный бухгалтер.
Доверенности регистрируются в специальном журнале и выдаются под расписку на 15 дней.
Для обеспечения нормальной работы предприятия общественного питания необходимо иметь определенные запасы продуктов и товаров в кладовой предприятия.
В рестораны, кафе, столовые, пирожковые и т.д. продукты поступают от поставщиков продуктов и товаров (предприятий пищевой промышленности), а также со складов, подсобных хозяйств и в порядке собственных закупок на колхозных рынках и в магазинах. От поставщиков продукты поступают в соответствии с договорами купли-продажи (отдельным видом договора купли-продажи является договор поставки товаров). Отношения, возникающие при заключении договора купли-продажи и его разновидностей регулируются статьями 454-558 ГК РФ. Договор поставки является правовым документом, определяющим права и обязанности поставщиков и покупателей.
|
Оприходование и учет материально-производственных запасов ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н и «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденными приказом Минфина РФот28.12.2001г. №119н (в ред. от 23.04.2002г.).
Поступающие продукты от поставщика оформляются следующими документами:
· накладной, в которой указываются: дата выписки, номер, наименование поставщика и покупателя, наименование продуктов, их количество, цена за единицу и общая стоимость. Сумма НДС выделяется отдельной строкой;
· товарно-транспортной накладной, которая выписывается на продукты, доставляемые автомобильным транспортом;
· счет фактурой;
· в соответствии с п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55 (с изменениями) предприятия общественного питания должны иметь подтверждение факта сертификации товара: подлинник сертификата или копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, которые подтверждают качество и безопасность продуктов для здоровья и жизни потребителей.
|
Товар должен быть принят по количеству и качеству. Приемка товара по количеству производится в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совмине СССР от 15 июня 1965г. №П-6 (с изменениями) и Гражданским кодексом РФ.
Приемка продуктов по качеству — это проверка соответствия качества требованиям стандартов, техническим условиям, рецептурам и т.п. Приемка товара по качеству производится в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совмине СССР от 25 апреля 1966г. №П-7 (с изменениями).
Поставщиками продуктов могут быть физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных частных предпринимателей без образования юридического лица, а также граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
Покупка продуктов у предпринимателей без образования юридического лица производится на основании договоров купли-продажи и при наличии патента (свидетельства о регистрации), а также документов, удостоверяющих личность предпринимателя (паспорта). К продуктам прикладываются сертификаты качества.
Покупка продуктов у населения, т.е. граждан, не зарегистрированных как предприниматели, осуществляется на основании закупочного акта.
В закупочных актах указывают, кроме наименования, количество, цену и общую сумму покупки продуктов, место покупки, фамилии продавца и покупателя, паспортные данные продавца. Утверждает данный документ руководитель предприятия.
Эти товары приходуются на субсчет 41.1 «Товары на складах» по покупной стоимости:
Дебет 41.1 Кредит 76
Покупка продуктов у населения (при наличии акта) может производиться и через кассу предприятия общественного питания (Дебет 41.1 Кредит 50), а также через счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (Дебет 41.1 Кредит 71) с помощью выданных авансов из кассы в подотчет или за счет собственных средств работника предприятия с последующим их возвратом.
Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения (продавца) представителем организации. Подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом. Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, второй — остается у покупателя.
Учет продуктов и товаров в кладовых общественного питания ведут материально-ответственные лица по наименованию, количеству, цене и сортам на карточках количественного учета или в товарных книгах. Порядок ведения складского учета зависит от способа хранения товаров.
На предприятиях общественного питания в основном используется сортовой способ хранения, когда поступившие товары присоединяют к имеющимся на складе в остатке товарам таких же наименований и сортов. На каждое наименование продуктов (товаров, тары) по сортам (категориям) открывают отдельную карточку или отводят определенное количество страниц в товарной книге.
Книги (карточки) выдаются кладовщику в пронумерованном виде под расписку. Использованные книги сдаются в бухгалтерию, где они хранятся наряду с бухгалтерскими документами аналитического учета. Записи в товарной книге (на карточках) о движении ценностей осуществляет кладовщик ежедневно на основании приходных и расходных документов только по количеству без указания суммы. Правильность записей, ведущихся кладовщиком в товарной книге (на карточках) не реже одного раза в неделю проверяется бухгалтерией предприятия.
Из кладовых предприятий общественного питания продукты и товары отпускают на производство, в буфеты, мелкорозничную сеть. Отпуск продуктов на производство производится ежедневно в пределах потребности для изготовления намеченных к отпуску блюд и кулинарных изделий и с учетом имеющихся остатков продуктов от прошлых получений.
Отпуск продуктов и товаров из кладовой на производство осуществляется на основании требований по форме ОП-3 и оформляется накладными по форме ОП-4, которые подписываются заведующим производством и утверждаются руководителем предприятия. Накладные составляются в двух экземплярах, один вместе с продуктами передается заведующему производством, второй экземпляр кладовщик вместе с товарным отчетом сдает в бухгалтерию. В накладной указываются: полное наименование, сорт продуктов и товаров, вес и количество, учетные цены кладовой и цена реализации с добавлением единой наценки, а также должна быть отметка о номере сертификата соответствия (или заверенная копия сертификата). В накладных на отпуск в буфеты натурального кофе, какао, чая и сахара указываются цены для буфета, исчисленные из норм закладки и скалькулированной цены стакана, чая, какао.
В бухгалтерии для учета продуктов применяются два метода натурально-стоимостного учета: количественно-суммовой и оперативно-бухгалтерский (сальдовый). При количественно-суммовом методе на каждый сорт и цену продукта открывают карточки учета. В этом случае учет продуктов в бухгалтерии дублирует складской учет. Различие состоит только в том, что в бухгалтерии на карточках записывают не только количество поступивших или выбывших продуктов (товаров), но и их стоимость.
По истечении месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитываются итоги прихода и расхода. Для сверки данных аналитического и синтетического учета составляется оборотная ведомость количественно-суммовой формы.
При сальдовом (оперативно-бухгалтерском) методе аналитического учета, работники бухгалтерии ограничиваются ведением учета продуктов (товаров) в стоимостном выражении по учетным ценам (свободно-отпускным, регулируемым розничным и свободным закупочным ценам с применением единой наценки или без применения единой наценки). Учет же по наименованию, сорту, цене и количеству ведут материально-ответственные лица в кладовых. Правильность записи материально-ответственного лица о движении ценностей и остатков в товарной книге (карточке) проверяет бухгалтер. Такие проверки должны осуществляться периодически. О проверке делают отметки в книгах (карточках). Для сверки записей бухгалтерского и складского хозяйства по окончании месяца, квартала, а также на дату инвентаризации составляется ведомость остатков продуктов (товаров) в кладовой по форма ведомости №ОП-16 учета остатков продуктов и товаров на складе (в кладовой).
Ведомость проверяется бухгалтером, а правильность выведения остатков подтверждается его подписью.
Материально ответственные лица в кладовых сдают в бухгалтерию документы на поступившие и выбывшие продукты при сопроводительных реестрах или товарных отчетах в строго предусмотренные графиком сроки.
В товарном отчете отражают остатки товаров и тары на начало отчетного периода, их суммы по каждому приходному и расходному документу и выводят остатки на конец отчетного периода.
Остатки на начало отчетного периода переносят из предыдущего отчета. Приходные и расходные документы записывают в хронологической последовательности с указанием номера и даты. Документы прилагают к отчету в порядке записи.
Движение продуктов (товаров) и тары указывают в товарном отчете по установленным учетным ценам.
Товарные отчеты составляются в 2-х экземплярах и подписываются МОЛ. Первый экземпляр с приходными и расходными документами ежедневно сдают в бухгалтерию, а второй – с распиской бухгалтера о приеме документов остается у материально ответственных лиц. В бухгалтерии поступившие товарные отчеты проверяются в тот же день. Выявленные ошибки исправляют корректурным способом.
Проверенные отчеты являются основанием для учета продуктов и тары.
При журнально-ордерной форме учета на товарном отчете и на каждом приходном и расходном документе проставляются бухгалтерские проводки, которые записываются в журналы-ордера и ведомости по счетам 41-1, 41-3, 42, 50, 60, 71, 76, 19.
Синтетический учёт продуктов и тары в кладовой ведётся на субсчетах, открытых к счёту 41 «Товары»:
¨ 41-1 «Товары на складах»;
¨ 41-3 «Тара под товарами и порожняя» учитываются наличие и движение тары под товарами и порожней (кроме стеклянной посуды);
Бухгалтерские записи на счетах бухучёта по движению продуктов и тары в бухгалтерии: