Теоретические вопросы
1. Документальное оформление и синтетический учёт движения покупных товаров и готовых изделий в буфете. Отчётность материально ответственных лиц.
2. Учёт торговой наценки на ПОП.
3. Синтетический учёт реализации покупных товаров и готовых изделий на ПОП. Определение валового дохода.
4. Учёт товарных потерь на ПОП.
Продукция общественного питания реализуется через буфеты, магазины кулинарии, магазины полуфабрикатов, мелкорозничную сеть. Они снабжаются покупными товарами, поступающими по накладным из кладовой, и продукции кухни, поступающей по дневным заборным листам (накладным).
Деньги за товары потребители уплачивают непосредственно буфетчику или через кассу (с обязательным использованием кассового аппарата). Ежедневно буфетчики сдают выручку в главную кассу бухгалтерии. На сумму сданной выручки буфетчику выдается квитанция приходного кассового ордера.
В установленные сроки буфетчики составляют и сдают в бухгалтерию товарный отчет, в котором записывают каждый приходный и расходный документ с указанием даты, номера, стоимости товара, тары. Бухгалтер, приняв и проверив товарный отчет, расписывается в его получении на втором экземпляре, который остается у буфетчика.
Аналитический учет товаров в буфетах ведется по каждому материальному лицу.
При сменной работе по окончании каждой смены один буфетчик передает другому остаток товаров и других ценностей по акту с указанием в нем наименования ценностей, количества, цены и стоимости.
Бухгалтерские проводки при реализации товаров и продуктов в буфете:
№ операции | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
Получение товаров из кладовой | 41-2 | 41-1 | |
Получение готовых изделий из производства | 41-2 | ||
Отражение суммы выручки от проданных продуктов и товаров | |||
Списание реализованных продуктов и товаров | 41-2 | ||
Начисление НДС |
Работникам мелкорозничной сети (лотков, киосков, ларьков, тележек и т.д.) из кладовых предприятий общественного питания товары выдаются по накладным, а с кухни — по дневным заборным листам и накладным. Эти документы выписываются в двух экземплярах, из которых один передается продавцу, другой остается улица, выдавшего товар. С момента передачи продукции материальная ответственность переходит к лицу, принявшему товар. По окончании рабочего дня продавцы, получившие товар, сдают выручку в кассу предприятия, непроданные товары возвращают в кладовую и на кухню. Приходные кассовые ордера, накладные и дневные заборные листы сдаются продавцами в бухгалтерию. Продавцы лотков, ларьков товарных отчетов, как правило, не составляют.
|
На счете 42 «Торговая наценка» на предприятиях общественного питания учитываются суммы торговых скидок и надбавок на продукты питания и товары, находящиеся в
кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции. Счет 42 «Товарная наценка» предназначен для обобщения информации о торговых наценках (скидках, накидках) на товары, если учет ведется по продажным ценам.
Скидки предоставляются поставщиками торговых организаций на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.
|
Торговые надбавки (скидки), наценки на продукты (товары) используются для возмещения издержек производства и являются источниками дохода. Бухгалтерские проводки счета 42 даны ниже:
№ операции | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
Отражена торговая наценка по оприходованным товарам | |||
Списана торговая наценка по товарам, использованным при реализации (сторно) | |||
Списана торговая наценка по недостающим товарам (сторно) | |||
Списана торговая наценка по испорченным товарам в отношении превышающей нормы естественной убыли (сторно) |
Счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расходы» предназначены для обобщения информации о доходах и расходах.
На основании главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» к доходам относятся:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
- внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявляемых в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю.
Доходы и расходы определяются на основании первичных документов налогового учета.
Счет 90 «Продажи» служит для обобщения информации о доходах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и расходов, связанных с производством и реализацией, а также для определения финансовых результатов по ним.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации определяется на основе всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) с учетом положений статьи 271 либо статьи 273 главы 25 НК РФ.
|
Счет 91 «Прочие доходы и расходы» используется для обобщения информации о прочих доходах и расходах (внереализационных) отчетного периода. Этот вопрос рассмотрен в главе 6 «Счет 99 «Прибыли и убытки».
При учете товаров по продажным ценам торговая накидка (наценка, скидка) отражается на кредите счета 42 «Торговая наценка». В этом случае валовой доход называется реализованным торговым наложением и образуется он после реализации товаров. При исключении из валового дохода издержек обращения (счет 44) получается доход от реализованных товаров. Отражение на счетах бухгалтерского Учета операций по реализации товаров с применением счета 42 «Торговая наценка» представлено в следующей таблице:
№ операции | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
Списание сырья, израсходованного на реализованную продукцию | 90-2 | ||
Списаны реализованные буфетом продукты (товары) | 90-2 | 41-2 | |
Списана (сторно) торговая скидка, относящаяся к реализованным продуктам и товарам | 90-2 |
Продукцию собственного производства реализуют через обеденные залы как за наличный расчет с оплатой через кассу, так и по безналичному расчету. Выручку от реализации продукции за наличный расчет по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин сверяют с документами производства: актами о реализации (продаже) и отпуске изделий кухни, заборными листами, справками о реализации изделий кухни за наличный расчет. Торговые наценки (скидки), относящиеся к реализованным товарам при их стоимостном учете определяются расчетным путем. На практике существует несколько способов таких расчетов. Наиболее распространенным является способ расчета по среднему проценту реализованного наложения.
Валовой доход ПОП, на которых ведётся суммовой учёт реализации покупных товаров и готовой продукции, определяется по формуле среднего процента реализованной торговой наценки.
Особенность определения среднего процента наценок (скидок) вытекает, прежде всего, из специфики формулы товарного баланса в общественном питании, которая включает показатели реализации продукции, а также остатки продуктов и товаров на конец месяца по подразделениям: в кладовой (субсчет 41-1 «Товары на складах»), на производстве (счет 20 «Основное производство») и в буфетах (субсчет 41-2 «Товары в розничной торговле»).
Средний процент реализованного наложения можно определить с помощью следующей формулы:
Средний процент РТН= | Сальдо сч.42 на начало месяца + | Кредит оборота сч.42 за месяц - | Дебет об. за месяц сч.42 (проч. выбыт.) | *100 | |
Товарооборот за месяц+ (кредит об. сч.90 | Остаток товара (дебет сч.41-1)+ | Остаток товара (дебет сч.20)+ | Остаток товара (дебет сч.41-2) |
Пользуясь средним процентом, нетрудно определить, сколько торговых скидок и наценок падает на реализованную продукцию. Для этого используют формулу расчета валового дохода:
где: ВД — валовой доход
РТН — реализованная торговая наценка.
Т – товарооборот за отчётный период
Сумму торговых скидок и наценок, относящихся к нереализованным продуктам и товарам, определяют вычитанием из суммы предварительного сальдо по счету 42 «Торговая наценка» суммы торговых скидок и наценок, относящихся к реализованным товарам и готовой продукции. Более точно объем валового дохода можно определить по фактическим остаткам продуктов, товаров и кулинарных изделий, используя данные инвентаризационных описей. Применение этого способа определения реализованных торговых наценок и скидок затруднительно в связи с необходимостью проведения инвентаризации на отчетную дату.
В процессе транспортировки, хранения и отпуска продуктов и товаров в кладовых предприятий общественного питания возникают товарные потери, они подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым потерям относят естественную убыль продуктов (товаров) в весе или объеме. К ненормируемым потерям относятся бой, брак, порча продуктов (товаров) вследствие неудовлетворительного обращения с ними.
Естественная убыль — это потери при перевозке, хранении и реализации товаров, обусловленные их физико-химическими свойствами (усушка, утруска, утечка и т.п.).
Поскольку вышеуказанные потери возникают объективно, их нормируют. Нормы убыли могут применяться и в случаях выявления фактических недостач. Размер норм естественной убыли определяется на основании расчетов, которые составляются бухгалтерией после инвентаризации и утверждаются руководителем.
Выявленную фактическую недостачу в пределах норм естественной убыли списывают после утверждения результатов инвентаризации.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета предусмотрено, что сумма недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат они списанию на счет предприятия или виновных лиц, отражают по учетным ценам по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Исключение составляют: недостачи и потери, выявленные при приемке товаров, образовавшихся по вине поставщиков или транспортных предприятий (эти суммы списывают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий (относят в дебет счета 99 «Прибыли и убытки»).
№ операции | Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
дебет | кредит | ||
Отражение недостачи товаров, выявленных при инвентаризации | |||
Списание за счет торговой организации | 44,91 | ||
Отражение недостачи, отнесенной на виновных лиц | |||
Поступление в кассу от виновного лица недостачи | |||
Удержание недостачи из заработной платы виновного лица | |||
Оприходование излишка товара, выявленного при инвентаризации | |||
Списание сумм недостачи на убытки |
Если товары учитывают по продажным ценам, то одновременно списывают со счета 42 торговую надбавку, относящуюся к недостающим или испорченным товарам.
Порядок списания со счета 94 сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами.
По кладовым предприятий общественного питания нормы убыли применяют по продуктам и товарам, отпущенным за отчетный период, независимо от сроков их хранения в кладовой. Размер естественной убыли определяют по каждому продукту и товару в отдельности, умножая количество отпущенного продукта, товара на норму естественной убыли, а затем определяя ее сумму.
Формула расчета:
где:
У — величина естественной убыли;
Т — реализация отпуска товара за межинвентаризационный период;
Н — норма естественной убыли.
Нормы естественной убыли применяются только в том случае, если при инвентаризации фактическое количество продуктов окажется меньше, чем поданным учета. Размер естественной убыли определяется по каждому товару в отдельности после инвентаризации на основании расчета, составленного бухгалтерией и утвержденного руководителем предприятия.
Для расчетов норм естественной убыли разработаны нормы на каждый товар, которые даны в письме Минтогра РСФСР от 21 мая 1987г. №085. Действие этих норм продлено с 1 января 1997г. согласно приказу МВЭС РФ от 19 декабря 1997г. №631.
Нормы естественной убыли не распространяются на штучные и фасованные товары, которые приняты и отпущены без перевешивания, а также по продуктам (товарам), списанным по актам вследствие лома или порчи.