Налогом на прибыль облагается сумма, находящаяся на 99 счете. Начисление налога производят по Д 99 – К 68. В течение года перечисляют в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль по Д 68 – К 51.
Информационная структура счета 99 «Прибыли и убытки» для накопления итогов формирования финансового результата должна обеспечить получение: системной достоверной информации о бухгалтерской прибыли, как о показателе, необходимом для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, путем соответствующей налоговой корректировки бухгалтерской прибыли; информации о формировании итогового показателя чистой нераспределенной прибыли, поступающей в распоряжение учредителей (участников) предприятия для распределения по итогам завершения хозяйственно-финансового года и переносимой в декабре отчетного года на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Формирование суммы нераспределенной прибыли производится на счете 84, на который переносится сумма чистой (нераспределенной) прибыли со счета 99. В следующем за отчетным году, на основании решения акционеров, производится распределение прибыли. Направления использования следующие:
· начисление и выплата дивидендов;
· отчисления в резервный капитал;
· пополнение уставного капитала;
· выполнение социальных программ, благотворительность и прочие нужды;
· покрытие убытков прошлых лет.
Для обобщения информации о наличии и движении нераспределенной прибыли к счету 84 могут быть открыты субсчета:
84-1 – Нераспределенная прибыль отчетного года, подлежащая распределению
84-2 – Непокрытый убыток отчетного года
84-3 – Нераспределенная прибыль в обращении
84-4 – Непокрытый убыток прошлых лет
|
Основные бухгалтерские записи по счету 84 представлены в таблице:
Таблица 3 - Бухгалтерские записи по учету нераспределенной прибыли
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Сформирована прибыль в порядке реформации баланса | 84-1 | |
Начислен доход учредителям | 84-1 | 75,70 |
Отчисление прибыли в резервный капитал | 84-1 | |
Пополнение уставного капитала | 84-1 | |
Произведены выплаты на выполнение социальных программ, на благотворительные цели | 84-1 | 50,51,70… |
Неиспользованная часть прибыли присоединена к прибыли прошлых лет | 84-1 | 84-3 |
Направлена часть прибыли на покрытие убытков | 84-1 | 84-4 |
Выявлен убыток отчетного года | 84-1 | |
Направление средств резервного капитала на покрытие убытков | 84-4 | |
Погашение убытка отчетного года за счет прибыли прошлых лет | 84-3 | 84-2,84-4 |
Построение бухгалтерского учета должно обеспечить возможность раскрытия информации о доходах организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов.
В отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.
Имея представление о бухгалтерском учете финансовых результатов в общем, перейдем к рассмотрению некоторых особенностей бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.
|
Общественное питание является довольно сложным видом деятельности, ибо выполняет несколько функций: производство продукции, продажа продукции собственного производства и покупных товаров, а также организация их потребления. Но, к сожалению, за последние годы было издано очень мало нормативных документов, посвященных учету в общественном питании, при наличии целого ряда проблем в этой области.
Деятельность организуемых кафе в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК029-2001 (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 6.11.2001 454 ст., отнесена к деятельности ресторанов и кафе (код 55.30) раздела Н «гостиницы и рестораны» данного Классификатора. Согласно данному классификатору под кафе понимается предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Кафе реализуют фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Кафе сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.
В сфере услуг общественного питания применяются формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». Среди применяемых в обязательном порядке форм документов можно выделить, в частности, «Калькуляционную карточку» (форма № ОП-1), которая применяется для определения цены продажи отдельно на каждое блюдо (изделие) с помощью калькуляции, «Накладную на отпуск товаров» (форма № ОП-4), - применяется для оформления отпуска продуктов (товаров) из кладовой (склада) организации в производство (кухню).
|
Деятельность кафе, осуществляемая как отдельная самостоятельная деятельность, учет хозяйственных операций осуществляется на общеустановленных принципах. При этом необходимо учитывать, что сфера общественного питания затрагивает как производство (изготовление блюд отражается в учете с использованием 20 счета «Основное производство»), так и приобретение и реализацию товаров (отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» и другие). На счетах производственных затрат, в частности, отражается стоимость продуктов питания и товаров, переданных для изготовления готовых блюд. Все остальные расходы учитываются в составе издержек обращения. Стоимость продуктов питания и товаров, передаваемых в производство (на кухню) отражается записями по дебету счета 20 и кредиту счета 41. Оприходование изготовленной продукции оформляется обратной записью – Д41 – К20. Для оприходования готовой продукции применяется указанная выше «Калькуляционная карточка» (форма № ОП-1). Если учет готовой продукции в кафе не организуется, стоимость переданных в производство продуктов питания и товаров в части реализованной продукции списывается с кредита счета 20 в дебет счета 90 «Продажи». К учитываемым на счете 44 расходам относятся расходы как возникающие в процессе производства и реализации продукции кафе (включая оплату труда поваров и т.п. расходы, за исключением стоимости перерабатываемого сырья и продуктов), так и расходы, связанные с перепродажей товаров (включая оплату труда бармена, электроэнергию, аренду и т.п.).
При этом осуществляемые хозяйственные операции могут оформляться следующими записями:
Таблица 4 - Журнал хозяйственных операций
Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
1.Оприходованы продукты питания и товары, полученные от поставщиков (без НДС) | 41.1 | 60,71 |
2.НДС со стоимости приобретенных товаров и продуктов питания | 60,71 | |
3.Оплата стоимости приобретенных товаров и продуктов питания | ||
4.Зачтены суммы НДС по полученным и оплаченным товарам и продуктам | ||
5.Списана стоимость продуктов и товаров, переданных в производство | ||
6.Списана стоимость товаров, выданных для продажи без их переработки | 41.2 | 41.1 |
7.Списана торговая наценка на товары и продукты, переданные для реализации без дополнительной обработки | ||
8.Оприходование полученных с производства готовых блюд | ||
9.Учтены расходы по содержанию кафе, включая расходы, связанные с приобретением и продажей продукции | 10,60,69,70 | |
10.Выручка от реализации продукции кафе (с НДС) | 50,51 | 90.1 |
11.Списывается учетная стоимость реализованных продуктов и товаров | 90.2 | 20,41.2 |
12.Сторнированы суммы торговой наценки по реализованным товарам и продуктам | 90.2 | |
13.НДС с выручки от реализации продукции кафе | 90.3 | |
14.Списаны расходы кафе в части, приходящейся на реализованную продукцию | 90.2 |
Изготовив продукцию, организация общественного питания приступает к следующему процессу, процессу ее реализации. Товарооборот в общепите состоит фактически из двух частей: одна часть в денежном выражении отражает объем реализации конечному потребителю своей готовой продукции, вторая – объем реализации покупных товаров. Конечно, основную часть в обороте общественного питания составляет обеденная и другая продукция собственного производства, покупные товары являются лишь дополнительным ассортиментом к собственной продукции.
Так как реализация продукции осуществляется конечному потребителю, как правило, за наличный расчет, то реализация продукции собственного производства и покупных товаров в организации общественного питания представляет собой розничный товарооборот. Учет продаж готовой продукции и покупных товаров осуществляется на счете 90 «Продажи» субсчет «Выручка». Финансовый результат определяется в общественном питании двумя видами: обычным способом при учете продуктов (сырья) по покупным ценам и расчетом торговой наценки (как в розничной торговле) в случае использования продажных цен в качестве учетных.
Если организация общественного питания ведет учет по покупным ценам и самостоятельно устанавливает продажную цену готовой продукции, то валовой доход определяется как разница между суммами реализованного товара по продажным ценам и приобретенного по покупным ценам.
Реализованные продукты (товары) списываются в дебет субсчета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» по покупной цене с кредита счета 41 «Товары». Расходы, учтенные на счете 44 «Расходы на продажу», приходящиеся на проданные товары, также относятся в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж». Если организация является плательщиком НДС, производится начисление данного налога. Сумма начисленного налога на добавленную стоимость также относится на дебет 90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость».
Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового и кредитового оборота по счету 90 «Продажи» определяется финансовый результат. Этот финансовый результат списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».
Таблица 5 - Проводки, используемые бухгалтером для отражения данных операций
Содержание операции | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |
Списание сырья, израсходованного для изготовления продукции | 90.2 | 20,41 |
Реализованные продукты и товары в буфете списываются с учета на реализацию | 90.2 | 41.2 |
Поступление выручки в кассу отражается в обычном порядке | 90.1 | |
Начисление НДС | 90.3 | |
Списание расходов | 90.2 | |
Отражение финансового результата | 90.9 |
Если организация общественного питания использует в качестве учетных цен продажные цены, то по кредиту счета 42 «Торговая наценка» учитываются суммы торговых скидок и надбавок на продукты питания и товары, находящиеся в кладовых, буфетах, на кухне, а также суммы наценок, прибавляемые в установленном размере к стоимости кухонной и буфетной продукции по продажным ценам.
Скидки устанавливаются поставщиками на возможные потери товаров. Фактически, при использовании организацией общественного питания продажных цен в качестве учетных, торговая наценка и является источником дохода. При учете продуктов и товаров по продажным ценам валовой доход образуется после реализации продукции общественного питания и товаров.
Рассмотрим, каким образом производится расчет финансового результата от оказания услуг общественного питания в случае использования предприятием в качестве учетной цены:
- цены приобретения;
- продажной цены.
Таблица 6 – Использование в качестве учетной цены цену приобретения
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
41.1 | Приняты к учету продукты, полученные от поставщика | |
Учтен НДС по принятым к учету продуктам | ||
Оплачена задолженность поставщику | ||
Принят к вычету НДС | ||
41.1 | Выданы в производство продукты (сырье) на основании требования | |
90.1 | Получена выручка от реализации готовой продукции | |
90.2 | Списана себестоимость продуктов, израсходованных на изготовление продукции | |
90.3 | Начислен НДС | |
90.9 | Отражена прибыль от реализации продукции |
Важнейшим моментом отражения в учете предприятия общественного питания операций по реализации продукции, учитываемой по продажной цене, является правильное исчисление величины торговой наценки и суммы НДС, которые приходятся на реализованную продукцию.
В соответствии с методикой учета сырья сумма наценки, приходящаяся на остаток продуктов в кладовой предприятия общественного питания, и величина наценки, относящаяся к реализованной продукции, могут определяться в порядке, аналогичном порядку, используемому в розничной торговле.
Для расчета суммы наценки, относящейся к реализованной продукции, применяется специальная методика расчета. Выглядит она следующим образом:
- суммируются начальное сальдо и кредитовый оборот по счету 42 (А);
- суммируются конечные остатки по субсчету 1 счета 41 и счету 20 и кредитовый оборот по счету 20 (Б);
- определяется средний процент (Пс) торговой наценки по формуле
Пс=А/Б*100%, (1)
- определяется реализованная торговая наценка – стоимость реализованной продукции умножается на средний процент торговой наценки.
Таблица 7 – Использование продажной цены в качестве учетной
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
41.1 | Приняты к учету продукты от поставщика | |
41.1 | 42.1 | Начислена торговая наценка |
41.1 | Отпущены продукты со склада в производство | |
90.1 | Получена выручка от реализации изделий кухни | |
90.2 | Списана себестоимость реализованных изделий кухни по продажным ценам | |
90.2 | 42.1 | Сторнирована торговая наценка, приходящаяся на реализованные изделия кухни |
90.3 | Начислен НДС по реализованным изделиям кухни | |
90.9 | Отражена прибыль от реализации изделий кухни |
Помимо основных моментов бухгалтерского учета последнее время на предприятиях общественного питания стали использоваться средства автоматизации, в частности, программа Tilly Pad. Это информационная система, обеспечивает прием, обработку и представление информации. Ориентировано на рестораны, кафе, fast-food практически любой сложности и структуры. Полный товарный складской учет, учет готовой продукции, учет взаиморасчетов с поставщиками, возможность как оптовой, так и розничной продажи готовой продукции собственного производства. Важным преимуществом является то, что есть возможность для формирования данных для бухгалтерского учета 1С-Бухгалтерии.
Система характеризуется:
- единая система, в которой хранятся данные обо всех движениях товаров на складах, производстве, рознице. Если закупается товар, то в системе отражается и приход товара и возникновение задолженности, а при оплате одновременно проводятся документы и идет закрытие задолженности;
- данная программа содержит справочник видов обработки ингредиентов, в который для каждого ингредиента вносятся коэффициенты потерь веса продукта для случаев варки и жарки.
Официант подходит к рабочему месту «Обслуживание посетителей», открывает счет и вводит заказы. Далее система автоматически обрабатывает заказ, формирует карты на приготовление выбранных блюд и направляет их на производство, в соответствующие цеха кухни, в бар. В тот же момент автоматически учитывается расход продуктов на приготовление заказа. При достижении минимально допустимого остатка продуктов система сообщает о необходимости пополнения складских запасов.
Немало важным в деятельности предприятия является не только правильный бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности, но и их анализ.
1.3. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия и возможности их использования и управления ими
Основные показатели, формирующие финансовые результаты деятельности предприятий торговли и питания:
- выручка от реализации продукции и товаров;
- себестоимость проданных товаров (цена закупки);
- доходы от реализации товаров и других операций;
- расходы на осуществление основной и других видов деятельности;
- прибыль или убыток.
Прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:
1. сумма полученной прибыли характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности хозяйствующего субъекта. Она показывает, что его доходы превышают произведенные расходы.
2. она является составной частью формирования финансовых ресурсов предприятия и играет стимулирующую роль в его развитии. С помощью прибыли обеспечивается принцип самофинансирования – расширенное воспроизводство и социальное развитие предприятия. В увеличении прибыли заинтересованы и трудовые коллективы, так как за счет части прибыли формируются фонды потребления, осуществляются различные поощрительные и социальные выплаты.
3. прибыль предприятий через налоговую систему является одним из источников формирования бюджетов страны, что позволяет органам государственной власти решать важнейшие народнохозяйственные и социально-экономические задачи общества.
Составными элементами балансовой прибыли являются:
- прибыль (убыток) от продаж;
- финансовый результат от операционных операций;
- финансовый результат от внереализационных операций.
Относительный показатель прибыли - рентабельность.
Для повышения рентабельности большое значение имеет эффективное управление прибылью. Оно представляет собой непрерывный процесс выработки, принятия и осуществления организационно-управленческих и экономических решений по всем аспектам формирования и использования прибыли.
Основные задачи в области эффективного управления прибылью:
· достижение прибыли в соответствии с экономическим потенциалом;
· обеспечение обоснованного формирования слагаемых прибыли, повышение ее доли за счет основных видов деятельности;
· усиление стимулирующей роли прибыли в социально-экономическом развитии предприятия;
· обеспечение активного участия пайщиков в формировании и использовании прибыли;
· тесная увязка механизма управления прибылью с общей системой управления хозяйствующим субъектом;
· повышение прибыли как путем экономии затрат, так и за счет увеличения доходности предприятия, а не любой ценой.
Данные для анализа: счета 44, 19, 68, 90, 91, 99, 84, формы № 1 и №2.
Финансовые результаты предприятий питания характеризуются показателями «валовой доход», «прибыль» и «рентабельность». К конечным финансовым результатам следует относить прибыль. Цель анализа финансовых результатов – изыскание возможностей и способов их улучшения за счет приведения продукции, товаров и услуг и качества обслуживания в соответствие с платежеспособным спросом населения, увеличения валового дохода и снижение затрат.
К основным задачам анализа финансовых результатов предприятий питания относят:
- изучение и оценку изменения валового дохода и его составляющих;
- выявление и измерение влияния факторов на валовой доход;
- изучение прибыли, рентабельности, выявление и измерение влияния факторов на финансовый результат.
Информационной базой анализа дохода и рентабельности в общественном питании служат те же источники бухгалтерского учета и отчетности, что и на предприятиях торговли.
Анализ финансовых результатов начинают с изучения валового дохода (валовой прибыли по отчету о прибылях и убытках форма № 2 бухгалтерской отчетности). Он состоит из реализованных торговых наценок. Размер наценок зависит от издержек производства и обращения, состояния спроса и предложения. Сумма надбавок и наценок должна быть достаточной для покрытия затрат и не превышать платежеспособный спрос на продукцию общественного питания.
Анализ валового дохода проводят по сумме и по уровню (% к товарообороту). При проведении анализа изучают и оценивают степень выполнения плана и динамику валового дохода.
Общий финансовый результат от реализации товаров на предприятиях питания, как и в торговле, равен разности валового дохода (валовой прибыли) и издержек производства и обращения. По данным бухгалтерской отчетности, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», результат от реализации организацией общественного питания определяется следующим образом: общий объем реализации (стр.010) без НДС, акцизов и других обязательных платежей минус стоимость реализованных товаров и сырья, поступившего на кухню, в покупных ценах (стр.020 «Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг»). Разность – это валовая прибыль (стр.029), из которой вычитают издержки обращения (стр.030 «Коммерческие расходы»).
Счет 44 «Расходы на продажу» в бухгалтерском учете общественного питания используют для отражения расходов, связанных с выпуском и реализацией продукции. Поэтому по строке «Коммерческие расходы» формы № 2 отражают сумму издержек производства и обращения. Кроме доходов, связанных с реализацией товаров, в организациях также возникают дополнительные доходы и расходы от прочих видов деятельности. В их числе может быть результат от реализации имущества. Такая реализация необходима в случае недостаточной отдачи отдельных видов основных или оборотных средств в производстве и реализации. Она позволяет сократить налог на имущество и получить высвободившиеся при реализации средства для более рационального их использования в обороте.
В анализе финансовых результатов также оценивают результаты от реализации ценных бумаг, от сдачи имущества в аренду.
По прочим доходам также оценивают работу, связанную с взысканием штрафов, пеней и неустоек за нарушение условий хозяйствования, поступлением сумм дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы, как безнадежной к получению и другое.
В составе прочих расходов изучают суммы уценки запасов, оценивают убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, выявляют причины уплаченных штрафов, пеней, неустоек, определяют меры по предупреждению отрицательных результатов работы, обязывающих предприятие уплачивать суммы по предъявленным санкциям.
Анализ финансовых результатов должен проводиться в статике и в динамике по каждому подразделению организации.
Факторный анализ прибыли проводят подобно анализу на предприятиях торговли. Факторы, оказывающие влияние на валовой доход, в той же мере оказывают и влияние на прибыль предприятия. Поэтому анализ влияния факторов на валовой доход и факторный анализ прибыли можно объединить. Таким образом, в факторном анализе финансовых результатов определяется влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода, изменения цен, изменения среднего уровня издержек обращения. Средний уровень валового дохода зависит от изменения структуры товарооборота, так как каждый из товаров имеет свой размер наценки. Поэтому с изменением состава товара изменится и общая сумма наценок, а, следовательно, валовой доход и прибыль (на одну и ту же величину). Влияние изменения структуры товарооборота на финансовый результат определяют, как в торговле, методом процентных чисел. При определении изменения дохода под влиянием структурных сдвигов в составе товарооборота выделяют собственную продукцию и покупные изделия и рассчитывают влияние изменения их удельного веса в общем объеме товарооборота.
Размер наценок в общественном питании зависит еще и от изменения количества израсходованного сырья (по его видам) и средних цен на него. Для определения влияния этих факторов на сумму стоимости сырья используют метод цепных подстановок, а их влияние на размер валового дохода определяют методом разниц.
Кроме наценок, надбавок, издержек производства и обращения и т.д. чистая прибыль предприятий питания зависит также от суммы уплачиваемых сборов, налогов и отчислений из выручки, расходов и прибыли. Их влияние на финансовый результат определяют прямым счетом.
Поскольку суммы обязательных платежей устанавливаются государством, их значение относят к независимым факторам. Предприятие не может повлиять на их сокращение в хозяйственной деятельности. Предприниматель лишь в состоянии выбирать те виды продукции и товаров для производства и реализации, виды деятельности, ставки отчислений по которым ниже, чем по другим, или товары, освобожденные от отдельных видов обязательных платежей. Такими ставками могут быть, например, ставки налога на добавленную стоимость, акцизы. Выбор товаров с меньшим НДС или освобожденных от акцизов целесообразен только в тех случаях, если сокращение расходов по обязательным платежам улучшают финансовый результат с учетом спроса на данный товар, размера его наценки и издержек обращения.
Особое внимание в факторном анализе уделяют выявлению резервов увеличения финансовых результатов и способов их реализации. Важный резерв, определяемый методами сравнительного анализа, - изучение, обобщение и использование опыта работы лучших предприятий. Методом сравнения можно, например, определить насколько возрастет доход при повышении уровня валового дохода данной структуры до уровня наилучшего однотипного подразделения ассоциации предприятий питания.
Успешная работа предприятия определяется, прежде всего, его способностью получать прибыль. Диагностика прибыли и ее составляющих может быть проведена в виде вертикального анализа отчета о прибылях и убытках (форма № 2).
Таблица 8 - Диагностика экономических результатов
Показатели и коды строк по форме № 2 | Базисный год | Отчетный год | Отклонение (+,-) | |||
Т.р. | % | Т.р. | % | Т.р. | % | |
1.Всего доходов и поступлений(010+060+080+090+120+170) | ||||||
2. Общие расходы (020+030+040+070+100+130+180) (% к стр.1) | ||||||
3. Выручка от реализации (010) (% к стр.1) | ||||||
4. Затраты на производство и сбыт продукции, всего (% к стр.4) В том числе: Себестоимость продукции (020) Коммерческие расходы (030) Управленческие расходы (040) | ||||||
5. Прибыль (убыток) от продаж (стр.050) (% к стр.3) | ||||||
6. Доходы по операциям финансового характера (060+080) (% к стр.1) | ||||||
7. расходы по операциям финансового характера (070) (% к стр.2) | ||||||
8. Прочие доходы (090+120+170) | ||||||
9. Прочие расходы (130+180) (% к стр.2) | ||||||
10. Прибыль (убыток) до налогообложения (140) (% к стр.1) | ||||||
11. Налог на прибыль и иные обязательные платежи (150) (% к стр.10) | ||||||
12. Чистая прибыль (190) (% к стр.1) |
Основные финансовые показатели предприятия отражены в отчете о прибылях и убытках (форма № 2). Для проведения анализа деятельности предприятия необходимо знать следующие данные:
Доходы по обычным видам деятельности – выручка от продаж (В);
Себестоимость реализованной продукции (С) – выраженные в денежной форме затраты на производство. Основными составляющими ее являются затраты, связанные с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и т.п. Себестоимость продукции является качественным показателем, который отражает результаты хозяйственной деятельности организации. Чем ниже себестоимость продукции, тем эффективнее используются производственные ресурсы организации;
Валовая прибыль – разность между выручкой и себестоимостью реализованной продукции: ВПР=В-С. Характеризует результат деятельности производственных подразделений предприятия. Увеличение валовой прибыли в динамике свидетельствует о повышении эффективности деятельности производственных подразделений;
Расходы предприятия по обычным видам деятельности (РД) – в их состав входят себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы;
Прибыль от продаж – разность между выручкой и общими расходами предприятия по обычным видам деятельности: ПРП=В-РД
Размер получаемой прибыли должен способствовать повышению уровня производственного и социального развития коллектива. При проведении анализа необходимо учитывать влияние основных факторов повышения прибыли от продаж: конкурентоспособность, цена, объем реализованной продукции с учетом ее социальной значимости для населения и т.д.;
Чистая прибыль от продаж – разность между прибылью от продаж и налогом на прибыль:
ЧПР=ПРП(1-СТнал), (2)
Стнал-ставка налога на прибыль
Анализ финансовых результатов основной деятельности предприятия должен проводиться в описанной ниже последовательности.
Анализ проводится на основе данных о доходах и расходах предприятия хоты бы за два периода. Для оценки изменения рассчитывают абсолютное и относительное изменения каждого финансового показателя:
Абсолютное
∆З=З1-З0 (З1 и З0 – значения показателя за отчетный и базисный периоды), (3)
Относительное изменение, или темп прироста:
Тпр(З)=∆З/З0*100%, (4)
Значение Тпр(З) показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя в отчетный период по сравнению с базисным.
Деятельность предприятия по обычным видам деятельности является рациональной, если выполняется следующее условие:
Тпр(ПРП)>Тпр(В)>Тпр(РД), (5)
где Тпр(ПРП) - темп прироста прибыли от продаж;
Тпр(В) – темп прироста выручки от продаж;
Тпр(РД)- темп прироста общих расходов по обычным видам деятельности.
Таблица 9 - Динамика изменения финансовых результатов деятельности предприятия
Показатель | Базис, тр. | Отчет, т.р. | Абсолютное изменение, т.р. | Темп прироста, % |
1.Выручка В | ||||
2. Себестоимость реализованной продукции С | ||||
3. Валовая прибыль ВПР(1-2) | ||||
4. Коммерческие и управленческие расходы КУ | ||||
5. Общие затраты на производство и сбыт S (2+4) | ||||
6. Прибыль от продаж ПРП (1-5) | ||||
7. Налог на прибыль (20% от стр.5) | ||||
8. Чистая прибыль от продаж ЧПР (стр.5-стр.6) |
Для оценки качества финансовых результатов воспользуемся показателями:
Доля себестоимости реализованной продукции (С) в выручке от продаж (В):
Дс=С/В, (6)
Снижение этого показателя в динамике является положительным фактором, повышается уровень управления производственными затратами;
Доля валовой прибыли (ВПР) в выручке от продаж (В):
Двпр=ВПР/В, (7)
Показатель характеризует эффективность производственной деятельности предприятия;
Доля расходов по обычным видам деятельности (РО) в выручке от продаж (В)
Дро=РО/В (8)
Снижение этого показателя в динамике положительно влияет на финансовое состояние предприятия.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:
Rз = Пвп/И, (9)
Rз = ЧП/И, (10)
где Rз – рентабельность производственной деятельности;
Пвп – валовая прибыль от реализации продукции;
ЧП – чистая прибыль;
И – сумма затрат.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки. Характеризует доходность реализации с рубля продаж.
Rп = Прп/В, (11)
где Rп – рентабельность продаж;
Прп – прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.
Рассмотрев теоретическую базу бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов деятельности, применим данные знания на практике, что и будет представлено в следующей главе данной работы.
ГЛАВА 2. УЧЕТ И АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПОЛИКОЛОР»