Петербургская историческая школа формировалась на протяжении XIX-XX вв. У ее истоков стоял историк-всеобщник М.С. Куторга. Он и его ученики во главу угла ставили требования научного критического отношения к источникам. К этой школе относились К.Н.Бестужев-Рюмин, С.Ф. Платонов, А.С. Лаппо-Данилевский и др.
С точки зрения организационной структуры, характерной чертой петербургской школы, по сравнению с московской, вплоть до начала ХХ века было отсутствие ярко выраженного лидера. К.Н. Бестужев-Рюмин через ученичество у которого прошла целая когорта петербургских историков, тем не менее, по оценкам его учеников, не был способен для создания сплоченной школы с едиными методологическими и методическими нормами.
Широта научных интересов Бестужева-Рюмина как историка-исследователя стимулировала и конкретно-исторические исследования его учеников в духе позитивизма, и поиск социологического и теоретического осмысления исторического процесса. Для Бестужева-Рюмина было характерно и пристальное внимание к источнику, и идея всестороннего изучения явлений прошлого с привлечением на помощь истории всех отраслей гуманитарного знания, тщательный анализ фактов и объективность. В качестве сущностной черты петербургской школы ее участники и современные ее историки называют особое отношение к историческому источнику.
Так Пресняков доминирующей чертой школы считал “научный реализм, сказавшийся прежде всего в конкретном непосредственном отношении к источнику и факту - вне зависимости от историографической традиции”, без заданности установленной схеме и социологического догматизма. По Преснякову, для московской школы было характерно обратное движение “теоретический подход к материалу”, делал исторические факты лишь иллюстрацией “защищаемой историко-социологической доктрины”.
|
Следующей характерной чертой назовем интенсивную археографическую деятельность в Санкт-Петербурге. В стенах Академии наук и наиболее авторитетного до революции археографического учреждения - Археографической комиссии писанием и изданием памятников занимались практически все крупные историки и филологи. Среди них были и маститые ученые: К.Н. Бестужев- Рюмин, А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Платонов, А.А. Шахматов, Н.П. Лихачев. Впечатляет объем археографической работы в магистерской диссертации Платонова. Кроме того, он издавал “Никоновскую летопись”, редактировал издание актов Холмогорской и Устюжской епархий, “Донских дел”, приходно-расходных книг московских приказов, “Архива П.М. Строева”, сочинений князя Курбского.
Лаппо-Данилевский прославился классическим изданием Сборника Грамот коллегии экономии, редактировал также публикации актов и писцовых книг в “Русской исторической библиотеке”, “Летописи занятий Археографической комиссии”.
Не случайно, мы встречаем в названиях магистерских диссертаций петербужцев устойчивый оборот, когда определенный памятник рассматривался “…как исторический источник”.
Сергей Федорович Платонов (1860—1933). Выпускник Санкт-Петербургского университета, в 1890 г. он был утвержден в должности профессора русской истории, в 1900-1905 гг. возглавлял историко-филологический факультет университета, стал признанным главой петербургской школы историков. В числе профессоров Петербургского университета, которым он «был обязан тем, что сделался историком», называл К. Н. Бестужева-Рюмина, А.Д.Градовского, В.Г.Васильевского. Октябрьскую революцию 1917 г. С. Ф. Платонов воспринял как историческую аномалию, единственным выходом из создавшейся ситуации считал установление демократической республики на основе широкой коалиции. Однако он пошел на сотрудничество с советской властью, принимал участие в строительстве научных исторических учреждений, в том числе возглавлял Археологический институт, петроградское отделение Главархива, Археографическую комиссию, был главным редактором «Русского исторического журнала». Затем его постигла участь многих представителей российской интеллигенции. В 1929 г. С.Ф.Платонов был уволен со всех занимаемых им постов, арестован «за антисоветскую, контрреволюционную деятельность» и отправлен в ссылку.
|
Книги его не издавались, имя было предано забвению. В советской историографии его оценивали с политической точки зрения видели в нем только защитника монархии и относили к охранительному направлению русской историографии. Только в начале 1990-х гг. начали издаваться его произведения и появились первые специальные исследования его научной и преподавательской деятельности.
Для методологии С.Ф.Платонова был характерен эклектизм. Он объединил положения различных теоретических школ, взяв «от каждой стороны то, что считал ее правдой». Основу их составляли положения позитивистской философии. Это нашло отражение в признании «теории факторов», в понимании задач и целей исторической науки, методов исследования. С.Ф.Платонов воспринял положение предшествующей ему историографии об органическом, внутренне обусловленном, закономерном и поступательно-прогрессивном ходе исторического развития, о влиянии природно-географического фактора, взаимодействии народов, эволюции человеческого общества от родовых отношений к государству. Он признавал одним из важнейших факторов развития само государство.
|
У современных ученых, отмечал С. Ф. Платонов, хотя и отсутствует одна господствующая историографическая доктрина, но существуют общие взгляды, новизна и плодотворность которых является основой современной ему историографии. С. Ф. Платонов ценил труды Костомарова, который с этнографической точки зрения рассматривал явления древней русской истории, проявлял интерес к работам В. О. Ключевского. Состояние русской историографии, отмечал он, требует от историка сообщить факты и дать им первоначальную научную обработку. И только собрав факты и осветив их, писал он, «мы можем подметить общий ход того или другого исторического процесса, можем даже на основании разных частных обобщений сделать смелую попытку — дать схематическое изображение той последовательности, в какой развивались основные факты нашей исторической жизни». Долг русской историографии, ее конечная цель, полагал С.Ф.Платонов, показать обществу его прошлое в историческом свете, построить систему местного исторического процесса, жизнь своей национальности.
Национальная история есть путь к национальному сознанию. Полезен общественному самосознанию, подчеркивал С. Ф. Платонов, может быть только труд, который, оставаясь в сфере строгого научного исторического знания, поможет понять настоящее и объяснить задачи будущего. Это означает, что историк должен выделять те господствующие начала общественного быта, которые характеризовали собою различные стадии русской исторической жизни, раскрыть обществу главнейшие моменты его исторического бытия. При этом историк не должен вносить в историографию какого бы то ни было предвзятого мнения. Субъективная идея не есть идея науки, считал он.
«История же есть наука, — начинал он свой курс лекций по русской истории, — изучающая конкретные факты в условиях именно времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменения жизни отдельных исторических обществ и всего человечества».
Как и его современники, С. Ф. Платонов уделял большое внимание личности в истории. Личность проявляет себя через государство, и в свою очередь государство проявляется через личность. Отсюда интерес к государям как носителям и проводникам государственного начала. Большое значение С.Ф.Платонов придавал их личным качествам. Борис Годунов — ловок, Петр I был наделен от природы проницательностью, был живой, впечатлительной натурой. Эти качества в сочетании с высокой образованностью, общим культурным уровнем сделали его преобразователем. С. Ф. Платонов обращал внимание на то, что личность — носительница государственного начала, она ведет за собой массы. Время, когда нет царя, считал он, есть «безгосударственность». И это ведет к смуте.
Интересна концепция С. Ф. Платонова истории России. Варяжские князья с их дружиной были первыми представителями племенного единства. Переезжая с места на место по русской земле, соединяя племена и города в общих военных и торговых целях,
они создавали этим почву для национального объединения и национального самосознания. «Сквозь красивый туман народного сказания историческая действительность становится видна, — полагал Платонов, — лишь со времени новгородского правителя или князя Олега..., сделавшим Киев столицей своего княжества, который придет с Ильменя на Днепр»1. Рубежом в истории Киевской Руси было принятие христианства. Политическая жизнь, основывавшаяся на родовом порядке владения, была неустойчива. Усобицы князей, внешняя опасность, упадок торговли и бегство населения явились причинами отсталости южно-российской общественной жизни. На окраинах русской земли зарождалась новая жизнь, получила развитие удельная система. Политический, общенациональный характер русское общество приобретает при Иване III.
В XVI в. политическая власть возникает на почве национального самосознания и единого вероисповедания. Объединение Московской государства приобрело характер объединения великорусской земли под единой властью. В определении правления Ивана IV С.Ф.Платонов обратил внимание на стремление царя уничтожить из политических соображений землевладельческую знать, боярство, оберегавшее устои старого общества, и заложить основы экономического господства другого класса - дворянства, обязав их служить государству.
Открытое столкновение власти с боярством, с одной стороны, а с другой - систематическое принесение в жертву интересам служилого сословия интересов промышленного и землевладельческого класса были причиной появления политических и социальных противоречий. Выражением кризиса общества стала Смута, заключал С.Ф.Платонов.
Петровские преобразования были обусловлены всем ходом предшествующей исторической жизни России, личными качествами преобразователя. Реформы Петра I по своему существу и результатам не привели к общественному перевороту. Петр не был «царем-революционером». Государственное положение сословий и их взаимные отношения не претерпели существенных перемен. Не наблюдал С. Ф. Платонов никакого переворота ни в экономической, ни в культурной жизни. Изменения в культурной жизни, образовании коснулись только высших слоев общества.
Результатом деятельности Екатерины II стало утверждение традиционных понятий о русском народе, сословном строе, внутренней политике правительства. При ней дворянство было не только привилегированным классом, но и классом, господствующим и в уезде (как землевладелец), и в общественном управлении (как бюрократ); права владельческих крестьян упразднялись, усиливалось крепостное право. При этом не могло, понимал С.Ф. Платонов, пройти бесследно для русских умов влияние идей Просвещения XVIII в. и немецкой философии. Россия втягивалась в «умственные интересы» Запада и начинала с новой точки зрения смотреть на родную историю.
С.Ф.Платонов высоко оценивал деятельность Александра II, принесшего русскому народу «неведомые ему дотоле блага гражданственности», утвердившего самодержавную власть и государственный порядок. В условиях появления первых всесословных учреждений 1860-х гг. кроется, считал он, начало нашего современного порядка. Это тот момент, когда кончается история и начинается действительность, приходил к выводу С. Ф. Платонов.
Отдельной темой исследования С.Ф.Платонова была Смута начала XVII. Он вошел в историческую науку как крупнейший исследователь этого времени. Характеристику общественного строя и сословных отношений в смутную эпоху С. Ф. Платонов представил в работе «Очерки по истории смуты в Московском государстве ХVI-ХVII вв.» (1899).
Общий взгляд С.Ф.Платонова определен был положением Ключевского о Смуте как переходном периоде двух смежных эпох старой и новой России. В своей характеристике Смуты и ее причин Платонов сделал упор на социально-экономические моменты, борьбу промышленного и земледельческого класса со служилыми землевладельцами. Политическую причину Смуты он видел в разрушении государственного порядка, борьбе за московский престол, формировании новой аристократии. Поводом для Смуты стало пресечение династии. Таким образом, С.Ф. Платонов разделил причины и повод Смуты, что было новым в исторической науке.
В схеме развития событий этого времени он выделял три периода по характеру столкновения — династический, социальный и национальный; и несколько моментов — по степени вовлечения в Смуту различных групп населения — бояре, казацкие низы, земство, средний класс, консервативные слои общества.