Школа выступает перед науковедами и историками науки как неформальное объединение, как противоположность организованным, формальным, “институционализированным” подходам научного исследования. С точки зрения М.Г.Ярошевского “школа в науке является неформальным, т.е. не имеющем юридического статуса объединением. Его организация не регулируется административным регламентом”.
Московская школа - научная школа русских историков в Московском университете. Понятие "Московская школа" было введено П.Н. Милюковым, чтобы отделить ее от "Петербургской школы" К.Н. Бестужева-Рюмина, в центре внимания которой стоял филологический метод, и от "Государственной школы" С.М. Соловьева. Формальное различие между "Государственной школой" вокруг Соловьева и "Московской школой" вокруг Ключевского состоит в том, что в первом случае речь идет о группе ученых, действующей независимо на основе согласия в поставленных перед ними задачах; во втором случае - о подрастающем научном поколении, собравшемся вокруг одного учителя, но в практической работе идущем своими собственными путями. На характер этой школы повлияло понимание В.О. Ключевским роли университетского профессора. Под покровительством В.О. Ключевского воспитывались и защитили свои диссертации по русской истории: П.Н. Милюков, В.Е. Якушкин, М.К. Любавский, А.А. Кизеветтер, М.М. Богославский, Н.А. Рожков и Ю.В. Готье.
Институциональные рамки московской школы русских историков историко-филологический факультет Московского университета с его традициями и культурной атмосферой. К Московской школе русских историков относят выпускников, специализирующихся по кафедре русской истории и подготовивших диссертации под руководством В. О. Ключевского. Как пишет Т. Эммонс, “их было шесть: П. Н. Милюков (17 мая 1892 г.), М. К. Любавский (22 мая 1894 г.), Н. А. Рожков (19 мая 1900 г.), М. Н. Богословский (2 ноября 1902 г.), А. А. Кизеветтер (19 декабря 1903 г.), Ю. В. Готье (3 декабря 1906 г.). Докторскую диссертацию только один из них - М. К. Любавский защитил при Ключевском (28 мая 1901 г.)”. При этом автор отмечает, что и многие другие историки считали себя учениками Ключевского (М. Н.. Покровский, А. И. Яковлев, В. И. Пичета, С. В. Бахрушин, С. К. Богоявленский, В. А. Рязановский, М. Н. Карпович и В. Г. Вернадский).
|
Павел Николаевич Милюков (1859—1943). П.Н.Милюков — историк и политик, ученик В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. Его научная и преподавательская деятельность началась в Московском университете на кафедре русской истории. В 1892 г. он получил степень магистра. В 1895 г. «ввиду крайней политической неблагонадежности» ему запрещена была педагогическая деятельность, и он был уволен из Московского университета. П. Н. Милюков был одним из организаторов конституционно-демократической партии и автором ее программы. После Февральской революции вошел в состав Временного правительства в качестве министра иностранных дел. Октябрьскую революцию воспринял враждебно и в 1920 г. эмигрировал из России.
П.Н.Милюков сочетал в себе историка и политика. «Общественный интерес, — писал он, — это было то, что одушевляло и оживляло наш интерес к самой науке, которую мы никогда не отделяли от жизни... Интерес этого рода не сужал и не искажал наших научных устремлений и научного понимания, а, наоборот, сообщал им больше широты и жизненности».
|
П.Н.Милюков видел два подхода к историческому исследованию — научный и практический. Один, по его мнению, открывает законы исторической науки, а другой устанавливает правила политического искусства. Практические задачи времени при этом, отмечал ученый, оказывают воздействие на интерпретацию материала, и прошедшее становится обоснованием решения конкретных политических задач.
Основные научные работы П.Н.Милюкова были написаны в 90-е годы XIX в.: «Государственное хозяйство России в первую четверть XVIII столетия и реформы Петра Великого», «Главные течения русской исторической мысли», «Очерки по истории русской культуры». В 1900-е гг. он писал в основном публицистические статьи. В эмиграции подготовил трехтомную монографию «История второй русской революции», «Россия на переломе» и другие.
По своим мировоззренческим позициям П. Н. Милюков был позитивистом. «Я взял у Конта его научное направление, — писал П. Н. Милюков, — защищал позитивизм от метафизики». С этих же позиций он отвергал философию, полагая, что под этим словом «кроются пережитки метафизической эпохи». В отличие от позитивистов П. Н.Милюков считал, что задача историка состоит не только в ответе на вопрос, как происходил процесс, но и почему он так происходил. Также он признавал зависимость исследования и выводов от мировоззренческой позиции ученого — «взгляды на историю обусловлены теориями и системами». Наглядно он это показал в работе «Главные течения русской исторической мысли».
|
История — наука конкретная. Она изучает, писал он, «индивидуальную физиономию» явлений, своеобразные качества национального организма в рамках общих законов развития и выводит законы генезиса данного организма. Изучение истории того или иного народа — основной предмет исследования историка. На первом плане, писал он, изучение культурной истории, т.е. экономическое, социальное, политическое развитие общества, умственная, нравственная, религиозная и эстетическая его составляющие. Явления истории сложны и разнообразны. Каждый из элементов культурной истории имеет свою сферу деятельности, и они равноценны. Поэтому изучение «национального организма» подразумевает не изучение его в целом, а исследование «каждой отдельной области жизни в их последовательном развитии, сохраняющем и объясняющем их внутренние связи». Отсюда и цель «Очерков по истории русской культуры», как сформулировал ее П.Н.Милюков, «сообщение читателям тех основных процессов и явлений, которые характеризуют русскую общественную эволюцию».
Попытку сведения разных сторон исторической эволюции к какой-нибудь одной он считал «совершенно безнадежной». С этих позиций он выступал против материального и духовного монизма. Особенно нетерпим П. Н. Милюков был к материализму. В действительности же он сводил все, включая и экономику, к явлениям психологическим, утверждая, что «явления человеческой экономики происходят в той же психологической среде, что и все другие явления общественности».
Ученый определял главной потребностью, направляющей деятельность людей, стремление поддержать собственное существование и продлить существование рода. Фактором, который побуждает людей увеличивать производство необходимых им средств существования, является рост народонаселения, биологический закон. Именно сведение общественных явлений к явлениям естественным, разложение их до простейших элементов, к которым можно приложить законы физики, химии, биологии и т.п., было для П. Н. Милюкова одним их методологических принципов в познании исторического процесса.
П. Н. Милюков выделял три основных фактора развития: «внутренняя тенденция», особенность исторической среды и деятельность отдельной личности. Внутренняя тенденция являет собой некую общую закономерность жизни народов. Она для всех одинакова, но в чистом виде нигде не проявляется. «Под влиянием данных географических, климатических, почвенных и других условий основное направление исторической жизни может разнообразиться до бесконечности, до полной невозможности распознать среди всевозможных вариаций одну и ту же основную подкладку». Но даже если ученому не суждено было открыть ни одного исторического закона, «мы по необходимости должны были бы все-таки признать их существование», делал вывод П.Н.Милюков.
Кроме влияния на ход общественного развития основной тенденции (общее) и окружающей среды (специфическое) П. Н. Милюков признавал и влияние индивидуальных особенностей действующих лиц. С одной стороны, последний фактор вносил случайность в развитие, которую он рассматривался также как закономерность. А с другой стороны, под воздействием личности в стихийный процесс общественного развития вносился элемент сознательности. «Только личность, официальные или моральные руководители массы, совершали общественно-целесообразные поступки», которые могут привести к замене стихийного исторического процесса сознательным, к замене «общественно-целесообразных поступков отдельных личностей — общественно-целесообразным поведением массы». Подготовку масс он возлагал на интеллигенцию и ей отводил решающую роль в формировании национального самосознания.
Все народы проходят одинаковые ступени общественного развития, но по-разному и в разное время в зависимости от сочетания исторических условий, писал П.Н.Милюков. Сочетание их бесконечно разнообразно. Россия пережила те же моменты, что и Западная Европа, но по-своему.
В соответствии с обозначенными позициями Милюков рассматривал историю России как сумму отдельных элементов, каждый из которых представлен им был в отдельном очерке: население, экономика, политика, социальный строй, религия. Они были представлены им в динамике, в соотношении различных элементов, определенных условиями исторического развития, в сравнении с подобными структурами стран Западной Европы.
Природно-географические условия, протяженность территории и малочисленность населения, его раздробленность в колонизационном процессе, необходимость отражения постоянной внешней опасности определили, по мнению Милюкова, своеобразие русского исторического процесса. Особенность его состояла в замедленности и элементарности развития всех сторон общественной жизни.
Государство на Руси, пришел к выводу П.Н.Милюков, в отличие от западноевропейских обществ, при недостатке внутренних условий для его организации, складывалось сверху под влиянием внешней опасности. Это определило, как считали и его предшественники, гипертрофированную роль государства во всех областях жизни и неизбежность всех перемен сверху. Вследствие экстенсивного характера экономики слабо развивались города, промышленность не успевала сложиться органически под влиянием внутренних потребностей и была создана правительственными мерами. Капиталистические формы промышленности в России поддерживались искусственными средствами. Поэтому не сложилось ни класса капиталистов, ни рабочих в европейском смысле этих понятий. Русскому капитализму с конца XIX в. еще очень далеко до западноевропейского, — писал П.Н.Милюков, — он все еще переживает переходное время. Таким образом, особенность российского капиталистического хозяйства Милюков видел в его позднем происхождении и замедленном развитии, но это не нарушало, по его мнению, общих закономерностей исторического процесса.
Социальные группы, утверждал историк, в традициях «государственной школы» строились также сверху. Под внешним влиянием Московское государство к концу XV в. стало «военным станом». В связи с этим резко возросли военные и финансовые потребности правительства. П. Н. Милюков связывал с этим систему внутреннего управления и социальную структуру общества. Нужды внешней обороны обусловили необходимость прикрепления всех сословий к тяглу — служилых людей, посадское население и крестьянство. Сословия не имели собственных корпоративных организаций и идеологии. Начавшийся во второй половине XVIII в. процесс раскрепощения сословий не решил эту задачу. В результате дворянство превратилось к середине XIX в. в «дарового нахлебника государства» и нуждалось в его опеке. Городское сословие, сложившееся не в результате развития промышленности и торговли, а только после отмены крепостного права, было слабым. Будущее, считал П.Н.Милюков, за сословиями, обладающими капиталом и знаниями. Целью общества становится благосостояние не только отдельной группы, а благосостояние наибольшего количества людей.
Русская культура, самосознане, по мнению Милюкова, обусловливались не общественными отношениями, как на Западе, а государственной политикой и заимствованием западноевропейской общественной мысли. Этим он объяснял постоянную борьбу в общественном сознании России «националистических» и «критических» элементов, т. е. сторонников своеобразия русской истории и приверженцев западноевропейского образа жизни.
Исторический процесс в России шел медленно, задерживал экономическую эволюцию, но дальнейший ход ее в России, утверждал П.Н.Милюков, пойдет одинаковым порядком со странами Европы, хотя полного отождествления не будет. Задача правительства на современном ему этапе заключалась не в поддержке «традиций старины», ибо постоянный процесс эволюции сделал невозможным сохранение традиций в течение разных поколений. Поэтому если наше прошлое и связано с настоящим, то «только как балласт, тянущий нас к низу». При этом он не исключал создания оригинальной русской культурной традиции во всех областях жизни общества, соответствующей современным общественным началам.
ТЕМА Х