«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
1. Предмет, задачи методы анатомии и физиологии человека.
2. Место анатомии и физиологии среди биологических дисциплин.
3. Значение знания анатомии и физиологии ребенка для воспитания. Исторический очерк развития анатомии и физиологии.
4. Общие закономерности роста и развития детей. Общая схема строения организма человека.
5. Регуляция функций в организме. Понятие об онтогенезе.
6. Понятие о росте и развитии детского организма. Гетерохронность и гармоничность развития.
7. Особенности психического и физического развития детей. Критические периоды в постнатальном развитии детей.
8. Клетка – основная структурная и функциональная единица живого. Основные положения клеточной теории Шванна.
9. Основные органоиды клетки, их строение и функции. Химический состав клеток.
10. Строение и функции эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани.
11. Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата ребенка. Строение и функции костной системы человека.
12. Строение и состав костей. Виды костей. Типы соединения костей.
13. Строение скелета человека. Развитие костной системы.
14. Особенности костной системы детей дошкольного возраста.
15. Строение и функции мышечной системы человека. Строение и классификация скелетных мышц. Основные функциональные свойства мышц.
16. Развитие мышечной системы у детей.
17. Значение опорно-двигательного аппарата. Роль движения в физическом и физическом развитии детей.
18. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования воспитательной работы. Гиподинамия. Нарушение осанки. Плоскостопие. Формирование правильной осанки.
|
19. Анатомо-физиологические особенности системы крови. Кровь, ее значение, состав и общие свойства.
20. Форменные элементы крови. Скорость оседания эритроцитов.
21. Свертывание крови. Группы крови и правила переливания крови.
22. Иммунитет. Виды иммунитета.
23. Гемостаз, основные плазменные и тромбоцитарные факторы свертывания крови. Регуляция свертывания крови. Гемопоэз.
24. Особенности состава и свойств крови у детей.
25. Значение системы кровообращения и общая схема ее строения.
26. Строение сердца. Деятельность сердца. Электрокардиограмма. Функциональные показатели работы сердца. Регуляция деятельности сердца.
27. Строение артерий, вен и капилляров. Круги кровообращения. Периферическое кровообращение.
28. Кровяное давление. Лимфообращение.
29. Возрастные особенности системы кровообращения у детей. Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
30. Анатомо-физиологические особенности дыхания у детей. Строение органов дыхания.
31. Значение дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальные регуляция дыхания.
32. Возрастные особенности системы дыхания у детей. Влияние физической работы на развитие дыхание у детей.
33. Значение и строение органов пищеварения.
34. Возрастные особенности пищеварительной системы у детей.
35. Переваривание пищи. Нервно-гуморальная регуляция пищеварения.
36. Значение обмена веществ и энергии.
37. Обмен белков. Физиологическое значение аминокислотного состава пищевых белков и их биологическая ценность.
38. Обмен жиров.
39. Обмен углеводов.
40. Водно-солевой обмен.
|
41. Основные особенности обмена веществ и энергии у детей. Роль витаминов в питании. Основной и общий обмен.
42. Калорийность. Рацион питания. Режим питания.
43. Теплообмен и регуляция температуры тела.
44. Строение и значение мочевыделительной системы.
45. Строение и функции почек.
46. Возрастные особенности органов выделения у детей. Энурез.
47. Кожа, ее строение и функции.
48. Возрастные особенности строения и функций кожи. Гигиена кожи у детей.
49. Строение и функции половой системы.
50. Особенности строения и развития половых клеток.
51. Женские половые клетки и органы, особенности строения у девочек дошкольного возраста.
52. Мужские половые клетки и органы, особенности строения и функционирования у мальчиков дошкольного возраста.
53. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша и плода.
54. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Гормоны.
55. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.
56. Щитовидная железа, ее строение и значение.
57. Надпочечники, их строение и значение.
58. Зобная (вилочковая) железа, ее строение и значение.
59. Эпифиз его строение и значение.
60. Поджелудочная железа, ее строение и значение.
61. Общий план строения и значение нервной системы.
62. Нейрон. Структура нейрона и нервного волокна.
63. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Рецепторы, их виды.
64. Возбуждение и торможение в ЦНС. Координация нервных процессов и ее совершенствование в онтогенезе.
65. Развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы. Вегетативная (автономная) и соматическая нервная система.
|
66. Высшая нервная деятельность (ВНД) и ее особенности у детей дошкольного возраста.
67. Условные и безусловные рефлексы.
68. Динамический стереотип. Типы ВНД и их пластичность.
69. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Концепция функциональной системы П. К. Анохина.
70. Нейрофизиологические механизмы восприятия и их возрастные особенности.
71. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом.
72. Физиологические механизмы памяти.
73. Мотивации и эмоции, их значение в целенаправленном поведении. Нейрофизиологические механизмы сна, бодрствования.
74. Анализаторы. Сенсорная информация как фактор развития детей.
75. Общая характеристика сенсорных систем. Функциональное созревание сенсорных систем.
76. Зрительный анализатор. Аккомодация. Дальнозоркость. Близорукость. Астигматизм. Острота зрения. Пространственное зрение. Световая и цветовая чувствительность. Профилактика нарушения зрения у детей.
77. Слуховой анализатор. Механизм восприятия звука. Возрастные особенности слухового анализатора у детей. Профилактика отрицательного действия шума.
78. Функциональное значение вестибулярного анализатора.
79. Функциональное значение и возрастные особенности у детей двигательного (кинетического) анализатора.
80. Функциональное значение и особенности вкусового, обонятельного и кожного анализаторов.