Система профессионального образования в США




Введение

 

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы госу­дарства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессио­нальной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства. В этой работе мы рассмотрим виды образовательных учреждений, опыт международного сотрудничества в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров на корпоративном уровне.

 

 

I. Система профессионального образования

 

 

Система профессионального образования в России

 

По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной соб­ственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административ­но-территориальное разделение на республики, края и области (89 регионов). В будущем влияние этого вида собственности будет возрастать в соответствии с расширением экономической самостоятельности регионов.

По видам общеобразовательных программ учебные заведения разделяются на дошкольные, начальные общие, основные общие, средние полные общие. Это наиболее массовая группа учебных заведений в России, в основном, с муници­пальной формой собственности.

По видам профессиональных образовательных программ различают учрежде­ния, ведущие начальную, среднюю, высшую и послевузовскую профессиональ­ную подготовку. В настоящее время в России действует 7458 учебных заведений данного вида.

В условиях переходного периода рыночной экономики с середины 90-х годов повышенный спрос возник на программы высшего образования, в результате чего число вузов увеличилось в 1,8 раза (с 502 до 914), в основном за счет создания сектора негосударственного образования. Одновременно шел процесс спонтанно­го преобразования, а фактически «переименования», отраслевых государственных институтов в академии и университеты. В типовом положении о вузах даны чет­кие определения трех основных видов высших учебных заведений.

Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных • научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гумани­тарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим рас­пространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.

Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образо­вания преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятель­ности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрас­ли (области).

Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структур­ное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные об­разовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

К концу 90-х и в начале 2000-х в России отмечается увеличение числа общеобразователь­ных учебных заведений на 2500 единиц. Сократилось количество начальных про­фессиональных учебных заведений (ПТУ) на 242 единицы. Общий рост числа учебных заведений по всем уровням составил 3 100 единиц, несмотря на глубокий экономический кризис в стране. В это же время наблюдается рост общей численности уча­щихся и студентов на 2 800 тысяч человек, несмотря на сокращение этого контин­гента учащихся в системе начального и среднего профессионального образования соответственно на 311 и 426 тысяч человек. Отметим значительный рост числа студентов вузов на 632 тысяч. В целом общая численность учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения имеет тенденцию роста с 1 808 до 1959 человек, то есть почти 20% населения учится! Общий выпуск учащихся в 1998 г. снизился на 903 тыс. человек по сравнению с 1988 г. Произошло это, в основном, за счет резкого снижения выпуска в системе общего среднего образования на 220 тысяч человек, начального профессионального образования - на 593 тысяч человек и среднего профессионального образования - на 114 тысяч человек. Наметившийся рост числа выпускников вузов (на 24 тысячи человек), безусловно, не мог компен­сировать общий спад выпускников. Поэтому сохраняется тенденция общего сни­жения выпуска учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения, который пришелся на 1995 год (178,7 чел.). Можно перечислить некоторые факторы, опре­деляющие эту тенденцию: экономический кризис, снижение объемов производст­ва в промышленности, естественная убыль населения, падение уровня доходов на­селения, рост безработицы и массовые увольнения на предприятиях.

Численность преподавателей. Положительной тенденцией является рост общего числа преподавателей по всем уровням образования, кроме начального профессионального. Так, в общеобразовательных школах произошло увеличение преподавателей на 640 тысяч человек, в средних профессиональных учебных за­ведениях численность преподавательского состава практически не изменилась (3,2 тыс. чел.), а в вузах увеличилась на 77 тысяч человек, причем 42% прироста преподавателей обеспечили негосударственные вузы. Если в 1988 году на 1 пре­подавателя вуза приходилось 14,5 студентов, то в 1998 году уже 12,7 студентов, что следует признать позитивной тенденцией приближения к рекомендуемым Мин. образования РФ нормативам - 10 человек. В общеобразовательных школах также наблюдается относительное снижение числа учащихся в расчете на 1 пре­подавателя: 15,9 учащихся в 1988 г. и 11,9 человек в 1998 г., что приводит при фиксированном фонде заработной платы труда и ставках оплаты работников бюджетной сферы к снижению средней заработной платы преподавателя. Несмотря на абсолютный рост расходов на образо­вание, пересчет этих сумм с учетом индекса сопоставляемых цен и коэффициентов инфляции позволяет сделать неутешительный вывод о финансировании образования по остаточному принципу в неполном размере. Это видно по распределению расходов на образование в государственном бюджете последних лет: 1997 г. - 5,9%, 1998 г. - 3,5%, 1999 г. - 3,8%, в 2001 г. наметился рост - 4,0%. Развитие платного обучения в государственных и негосударственных вузах является дополнительным источником "выживания" прежде всего высших и средних профессиональных учеб­ных заведений. Так, в 1999 году было привлечено внебюджетных средств на сумму около 9 млрд. руб., т.е. до 40% федерального бюджета на образование. Однако в ус­ловиях общего обнищания населения и небольшой доли среднего класса в обществе (18%) платное обучение не решает проблем финансирования системы образования и приводит к ущемлению большей части населения, рассчитывающей на бесплатное образование.

Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ. Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем глав­ным уровням (ступеням) профессионального образования:

1. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):

· падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;

· нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталисти­ческими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;

· недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;

· сокращение рождаемости населения, рост наркомании и малолетней пре­ступности и потеря престижности начального профтехобразования;

· низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского со­става, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;

· слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразова­ния, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).

2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):

· недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования ("либе­ральная реформа");

· рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;

· низкая и несвоевременная оплата труда преподавательского состава, изме­нение профессиональной специализации преподавателей в связи с массовой "гу­манитаризацией" техникумов;

· старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.

3. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):

· увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;

· недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное образование по непрофильным специальностям для вузов;

· слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

· низкая оплата и старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной численности);

· невысокая списочная численность студентов вузов (менее 5 000 чел.). За­падные университеты имеют численность от 20 000 до 50 000 чел., а Римский университет - 174 000 чел.

· сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях материального производ­ства и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприятий);

· возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и пре­вращению технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";

· усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов на бюрократию;

4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, шко­лы бизнеса, центры образования и др.):

· распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации (отраслевых ИПК);

· сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и специа­листов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;

· недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка военнослужа­щих, обучение безработных);

· слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

· переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");

· низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающаяихуходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб рос­ту квалификации;

§ процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их традиционной отраслевой спе­циализации;

· сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные региональные университеты или академии;

· отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business Administration) и общественного признания ее как главной программы профессио­нальной подготовки руководителей высшего и среднего звена управления;

· отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес-образования, за исключением "президентской программы".

 

 

Система профессионального образования в США

 

Важнейшее звено американской системы образования - высшие учебные заведения. В 1999 г. чис­ленность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила 14,3 млн. человек, а это более трети общего числа молодых американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, 5,5 млн. - в двухгодичных коллед­жах, дающих послешкольное спе­циальное образование. Общие ас­сигнования на высшее и среднее специальное образование в США в 1997 г. составили 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государст­венном секторе и 81,9 млрд. - в ча­стном).

Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось 3681 уч­реждение высшего образования (1594 государственных, 2087 част­ных). Они охватывают весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных коллед­жей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по сто­ящим перед ними задачами. Учи­тывая большое разнообразие уч­реждений высшего образования, "Фонд Карнеги за совершенствова­ние обучения" предложил, в част­ности, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую десять основных ка­тегорий вузов в зависимости от ко­личества обучаемых в них студен­тов, масштабов финансирования научных исследований и количест­ва предлагаемых учебных курсов.

К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты первой категории, предлагающие широкий набор программ для получения началь­ной научной степени - бакалавра, присваиваемой после четырехлетнего обучения, что позволяет про­должить учебу в аспирантуре и проводить исследования. В этих университетах присуждаются как минимум 50 степеней доктора на­ук, и они получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве го­сударственной поддержки (неза­висимо от частного или государст­венного статуса университета).

Во вторую группу также входят исследовательские университеты, но объем государственной финан­совой помощи, получаемой ими, меньше, чем в университетах первой группы, - от 15,5 млн. до 40 млн. долл. Соответственно меньше объемы проводимых ис­следований и масштабы подготов­ки специалистов высшей квалифи­кации. Эти две группы наиболее престижных университетов (в 1995 г. их насчитывалось 126) явля­ются ядром американской системы высшего образования, основными центрами фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 млн. студентов (свыше 19% их общего числа).

В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, где масштабы научных исследова­ний относительно невелики, но ко­торые наряду с выпуском специали­стов уровня бакалавра присваива­ют степень доктора наук. В третьей группе такую степень получают не менее 40 человек в год как мини­мум по пяти специальностям; в чет­вертой - не менее 20 как минимум по одной специальности или не ме­нее 10 человек ежегодно как мини­мум по трем специальностям. В США таких университетов 109 с числом студентов около 1,3 млн. чело­век (9%).

Следующие две группы университетов и колледжей, помимо того, что подготавливают бакалавров, присуждают также степени магист­ров наук (что требует учебы еще в течение года-двух, углубленной специализации по выбранной дисциплине и в большинстве случаев защиты диплома). В этих универси­тетах и колледжах (их насчитывает­ся 531) более половины всех степеней бакалавра должны присваи­ваться не менее чем по двум дисциплинам. Различие между пятой и шестой классификационными группами состоит в количестве обу­чаемых студентов - в первом случае их должно быть не менее 2,5 тыс., во втором - от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. В этих учебных заведениях обучают­ся 3,2 млн. студентов (22,1%).

Седьмая и восьмая классифика­ционные группы включают 625 че-вырехгодичных колледжей, при­сваивающих степени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают, прежде всего, правила приема при поступлении - во второй группе они Колее либеральные. В четырехго­дичных колледжах в США учатся,1 млн. студентов (7,6%).

Девятая группа представлена двухгодичными колледжами. В FI473 таких колледжах, где обучают-кя 5,4 млн. студентов (37,2%), предлагаются разнообразные спе­циализированные программы по различным профессиям, не требу­ющим полномасштабного высшего образования. По сути, эти коллед­жи дают среднее специальное об­разование.

Наконец, десятая группа пред­ставлена профессиональными школами университетов и другими специализированными института­ми, предоставляющими высшее образование - от степени бакалав­ра до степени доктора наук. К ним обычно относят технологические школы, медицинские школы и шко­лы бизнеса и управления, инже­нерные и педагогические коллед­жи, юридические школы, школы искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучаются около 500 тыс. студен­тов.

Таким образом, США распола­гают обширной и широко диверси­фицированной системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире. Амери­канская высшая школа подготовила в 1995 г., например, почти 1,2 млн. бакалавров (5% населения страны студенческого возраста), около 400 тыс. магистров (1,7%) и более 44 тыс. докторов наук (0,2%) в различных областях знаний.

Несмотря на то что в целом обу­чение в системе американской выс­шей школы гораздо более эффек­тивно по сравнению со школьным образованием, здесь также немало нерешенных проблем. Во многих вузах страны, особенно государст­венных, качество подготовки оста­ется относительно низким. Высокая стоимость получения высшего об­разования существенно снижает его доступность: так, средние годо­вые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в част­ном четырехгодичном колледже университета, в 1997 г. достигали 23,5 тыс. долл. (в 1985 г. они были почти вдвое ниже). В России из-за уровня жизни эта стоимость в платных колледжах меньше раз в 20.

С 1980 по 1994 г. расходы на обучение, например, в государст­венном двухгодичном колледже возросли на 70%, а в четырехго­дичном - на 86%; в то же время размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей сократился на 25% (в реаль­ном исчислении). Хотя охват выс­шим образованием возрос как сре­ди белых молодых людей, так и среди представителей этнических меньшинств, разрыв в степени это­го охвата заметно увеличился в пользу белых. В 1976-1980 гг. в че­тырех- и двухгодичных колледжах обучался 31% белых молодых лю­дей в возрасте 18-24 лет, 28% -черных и 29% - испаноязычных; в 1990-1994 гг. это соотношение за­метно изменилось: белых - 43%, черных - 33 и среди испано-язычных - 32%.

Нехватка преподавателей по ря­ду научно-технических дисциплин приводит к активному привлече­нию в университеты высококвали­фицированных кадров из-за рубе­жа. По данным за 1993 г., доля ино­странцев среди преподавателей по инженерным наукам составляла 37%, по математике и программи­рованию - 27%. В основном это ученые из стран Азии и Европы (прежде всего Индии, Китая, Вели­кобритании, Тайваня, Канады, Южной Кореи и России). Собственно, этот недостаток - нехватка собственных кадров - успешно преодолевается без дополнительных затрат со сто­роны государства с помощью так называемой утечки умов из-за ру-. бежа. Интересам американской науки и экономики служит и все возрастающее число докторских диссертаций, защищаемых в США иностранцами. В научно-техничес­ких дисциплинах оно удвоилось за период с 1986 по 1995 г. и достигло 10 тыс., демонстрируя среднегодо­вой рост 8,2%, (соответствующий показатель для американских по­лучателей докторской степени -1,9%). При этом из защитившихся в США в период 1992-1996 гг. иностранцев 68% планировали остаться в США, а 44% - имели соответству­ющие предложения от работодате­лей. Особенно много таких ученых из Китая (59%) и Индии (57%).

Новые требования к квалифика­ции кадров, особенно высшего зве­на, существенно меняют требова­ния к системе высшего образова­ния, обусловливают постоянный поиск оптимальных вариантов спе­циализации студентов, методов их обучения.

В ведущих вузах США, прежде всего в исследовательских универ­ситетах, решение проблемы видят в отходе от узкой специализации (что является характерной чертой американской высшей школы), подготовке кадров широкого про­филя, вооружении специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков, т.е. в ставке на теорию, на системный подход. С такой задачей лучше всего справ­ляются учебные заведения, в кото­рых не только сложились научные школы в различных областях наук, обеспечивающие широкую меж­дисциплинарную и фундаменталь­ную базу образования, но и где по­лучаемые знания постоянно ис­пользуются в научных исследова­ниях, в которые вовлечены препо­даватели, аспиранты и студенты старших курсов.

Вузы стали более активно гото­вить специалистов новейших про­фессий - системных аналитиков, исследователей в области генной инженерии и т.д. Только с.1971 по 1995 г. число выпускников вузов, чья специализация связана с ин­формационными технологиями, увеличилось более чем в десять раз и достигло 24,4 тыс. За период 1980-1995 гг. числен­ность населения в студенческом возрасте сократилась почти на 22% (с 22 до 17 млн. человек), количест­во же присвоенных квалификаци­онных и ученых степеней (бакалав­ров, магистров и докторов наук) в среднем возросло на 27%.

Государство активно содейству­ет дальнейшему развитию высшего образования в стране. Поставлена амбициозная задача - уже в начале XXI в. сделать высшее образование в США столь же доступным, как и среднее. Планируется, что показа­тель уровня образования в стране в среднем составит не менее 14 лет обучения (в 1998 г. он равнялся 12,8 года, т.е. был несколько выше уровня 12-летней средней школы). Для реализации этой задачи в 90-е годы был принят ряд законодатель­ных актов и государственных про­грамм. Так, введены различные на­логовые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах, в 1999 г. круг получателей грандов на обучение в вузах расширен до 5 млн. человек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: