Введение
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства. В этой работе мы рассмотрим виды образовательных учреждений, опыт международного сотрудничества в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров на корпоративном уровне.
I. Система профессионального образования
Система профессионального образования в России
По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административно-территориальное разделение на республики, края и области (89 регионов). В будущем влияние этого вида собственности будет возрастать в соответствии с расширением экономической самостоятельности регионов.
По видам общеобразовательных программ учебные заведения разделяются на дошкольные, начальные общие, основные общие, средние полные общие. Это наиболее массовая группа учебных заведений в России, в основном, с муниципальной формой собственности.
По видам профессиональных образовательных программ различают учреждения, ведущие начальную, среднюю, высшую и послевузовскую профессиональную подготовку. В настоящее время в России действует 7458 учебных заведений данного вида.
|
В условиях переходного периода рыночной экономики с середины 90-х годов повышенный спрос возник на программы высшего образования, в результате чего число вузов увеличилось в 1,8 раза (с 502 до 914), в основном за счет создания сектора негосударственного образования. Одновременно шел процесс спонтанного преобразования, а фактически «переименования», отраслевых государственных институтов в академии и университеты. В типовом положении о вузах даны четкие определения трех основных видов высших учебных заведений.
Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных • научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.
Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).
|
Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
К концу 90-х и в начале 2000-х в России отмечается увеличение числа общеобразовательных учебных заведений на 2500 единиц. Сократилось количество начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ) на 242 единицы. Общий рост числа учебных заведений по всем уровням составил 3 100 единиц, несмотря на глубокий экономический кризис в стране. В это же время наблюдается рост общей численности учащихся и студентов на 2 800 тысяч человек, несмотря на сокращение этого контингента учащихся в системе начального и среднего профессионального образования соответственно на 311 и 426 тысяч человек. Отметим значительный рост числа студентов вузов на 632 тысяч. В целом общая численность учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения имеет тенденцию роста с 1 808 до 1959 человек, то есть почти 20% населения учится! Общий выпуск учащихся в 1998 г. снизился на 903 тыс. человек по сравнению с 1988 г. Произошло это, в основном, за счет резкого снижения выпуска в системе общего среднего образования на 220 тысяч человек, начального профессионального образования - на 593 тысяч человек и среднего профессионального образования - на 114 тысяч человек. Наметившийся рост числа выпускников вузов (на 24 тысячи человек), безусловно, не мог компенсировать общий спад выпускников. Поэтому сохраняется тенденция общего снижения выпуска учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения, который пришелся на 1995 год (178,7 чел.). Можно перечислить некоторые факторы, определяющие эту тенденцию: экономический кризис, снижение объемов производства в промышленности, естественная убыль населения, падение уровня доходов населения, рост безработицы и массовые увольнения на предприятиях.
|
Численность преподавателей. Положительной тенденцией является рост общего числа преподавателей по всем уровням образования, кроме начального профессионального. Так, в общеобразовательных школах произошло увеличение преподавателей на 640 тысяч человек, в средних профессиональных учебных заведениях численность преподавательского состава практически не изменилась (3,2 тыс. чел.), а в вузах увеличилась на 77 тысяч человек, причем 42% прироста преподавателей обеспечили негосударственные вузы. Если в 1988 году на 1 преподавателя вуза приходилось 14,5 студентов, то в 1998 году уже 12,7 студентов, что следует признать позитивной тенденцией приближения к рекомендуемым Мин. образования РФ нормативам - 10 человек. В общеобразовательных школах также наблюдается относительное снижение числа учащихся в расчете на 1 преподавателя: 15,9 учащихся в 1988 г. и 11,9 человек в 1998 г., что приводит при фиксированном фонде заработной платы труда и ставках оплаты работников бюджетной сферы к снижению средней заработной платы преподавателя. Несмотря на абсолютный рост расходов на образование, пересчет этих сумм с учетом индекса сопоставляемых цен и коэффициентов инфляции позволяет сделать неутешительный вывод о финансировании образования по остаточному принципу в неполном размере. Это видно по распределению расходов на образование в государственном бюджете последних лет: 1997 г. - 5,9%, 1998 г. - 3,5%, 1999 г. - 3,8%, в 2001 г. наметился рост - 4,0%. Развитие платного обучения в государственных и негосударственных вузах является дополнительным источником "выживания" прежде всего высших и средних профессиональных учебных заведений. Так, в 1999 году было привлечено внебюджетных средств на сумму около 9 млрд. руб., т.е. до 40% федерального бюджета на образование. Однако в условиях общего обнищания населения и небольшой доли среднего класса в обществе (18%) платное обучение не решает проблем финансирования системы образования и приводит к ущемлению большей части населения, рассчитывающей на бесплатное образование.
Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ. Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) профессионального образования:
1. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):
· падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;
· нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталистическими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;
· недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;
· сокращение рождаемости населения, рост наркомании и малолетней преступности и потеря престижности начального профтехобразования;
· низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;
· слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).
2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):
· недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования ("либеральная реформа");
· рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;
· низкая и несвоевременная оплата труда преподавательского состава, изменение профессиональной специализации преподавателей в связи с массовой "гуманитаризацией" техникумов;
· старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.
3. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):
· увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;
· недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное образование по непрофильным специальностям для вузов;
· слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
· низкая оплата и старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной численности);
· невысокая списочная численность студентов вузов (менее 5 000 чел.). Западные университеты имеют численность от 20 000 до 50 000 чел., а Римский университет - 174 000 чел.
· сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприятий);
· возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";
· усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов на бюрократию;
4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, школы бизнеса, центры образования и др.):
· распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации (отраслевых ИПК);
· сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и специалистов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;
· недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка военнослужащих, обучение безработных);
· слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
· переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");
· низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающаяихуходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб росту квалификации;
§ процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их традиционной отраслевой специализации;
· сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные региональные университеты или академии;
· отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business Administration) и общественного признания ее как главной программы профессиональной подготовки руководителей высшего и среднего звена управления;
· отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес-образования, за исключением "президентской программы".
Система профессионального образования в США
Важнейшее звено американской системы образования - высшие учебные заведения. В 1999 г. численность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила 14,3 млн. человек, а это более трети общего числа молодых американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, 5,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование. Общие ассигнования на высшее и среднее специальное образование в США в 1997 г. составили 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государственном секторе и 81,9 млрд. - в частном).
Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось 3681 учреждение высшего образования (1594 государственных, 2087 частных). Они охватывают весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных колледжей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по стоящим перед ними задачами. Учитывая большое разнообразие учреждений высшего образования, "Фонд Карнеги за совершенствование обучения" предложил, в частности, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую десять основных категорий вузов в зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных курсов.
К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты первой категории, предлагающие широкий набор программ для получения начальной научной степени - бакалавра, присваиваемой после четырехлетнего обучения, что позволяет продолжить учебу в аспирантуре и проводить исследования. В этих университетах присуждаются как минимум 50 степеней доктора наук, и они получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве государственной поддержки (независимо от частного или государственного статуса университета).
Во вторую группу также входят исследовательские университеты, но объем государственной финансовой помощи, получаемой ими, меньше, чем в университетах первой группы, - от 15,5 млн. до 40 млн. долл. Соответственно меньше объемы проводимых исследований и масштабы подготовки специалистов высшей квалификации. Эти две группы наиболее престижных университетов (в 1995 г. их насчитывалось 126) являются ядром американской системы высшего образования, основными центрами фундаментальной науки страны. В них обучается примерно 2,8 млн. студентов (свыше 19% их общего числа).
В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, где масштабы научных исследований относительно невелики, но которые наряду с выпуском специалистов уровня бакалавра присваивают степень доктора наук. В третьей группе такую степень получают не менее 40 человек в год как минимум по пяти специальностям; в четвертой - не менее 20 как минимум по одной специальности или не менее 10 человек ежегодно как минимум по трем специальностям. В США таких университетов 109 с числом студентов около 1,3 млн. человек (9%).
Следующие две группы университетов и колледжей, помимо того, что подготавливают бакалавров, присуждают также степени магистров наук (что требует учебы еще в течение года-двух, углубленной специализации по выбранной дисциплине и в большинстве случаев защиты диплома). В этих университетах и колледжах (их насчитывается 531) более половины всех степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двум дисциплинам. Различие между пятой и шестой классификационными группами состоит в количестве обучаемых студентов - в первом случае их должно быть не менее 2,5 тыс., во втором - от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. В этих учебных заведениях обучаются 3,2 млн. студентов (22,1%).
Седьмая и восьмая классификационные группы включают 625 че-вырехгодичных колледжей, присваивающих степени бакалавра в различных областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают, прежде всего, правила приема при поступлении - во второй группе они Колее либеральные. В четырехгодичных колледжах в США учатся,1 млн. студентов (7,6%).
Девятая группа представлена двухгодичными колледжами. В FI473 таких колледжах, где обучают-кя 5,4 млн. студентов (37,2%), предлагаются разнообразные специализированные программы по различным профессиям, не требующим полномасштабного высшего образования. По сути, эти колледжи дают среднее специальное образование.
Наконец, десятая группа представлена профессиональными школами университетов и другими специализированными институтами, предоставляющими высшее образование - от степени бакалавра до степени доктора наук. К ним обычно относят технологические школы, медицинские школы и школы бизнеса и управления, инженерные и педагогические колледжи, юридические школы, школы искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучаются около 500 тыс. студентов.
Таким образом, США располагают обширной и широко диверсифицированной системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире. Американская высшая школа подготовила в 1995 г., например, почти 1,2 млн. бакалавров (5% населения страны студенческого возраста), около 400 тыс. магистров (1,7%) и более 44 тыс. докторов наук (0,2%) в различных областях знаний.
Несмотря на то что в целом обучение в системе американской высшей школы гораздо более эффективно по сравнению со школьным образованием, здесь также немало нерешенных проблем. Во многих вузах страны, особенно государственных, качество подготовки остается относительно низким. Высокая стоимость получения высшего образования существенно снижает его доступность: так, средние годовые расходы студента, связанные, например, с пребыванием в частном четырехгодичном колледже университета, в 1997 г. достигали 23,5 тыс. долл. (в 1985 г. они были почти вдвое ниже). В России из-за уровня жизни эта стоимость в платных колледжах меньше раз в 20.
С 1980 по 1994 г. расходы на обучение, например, в государственном двухгодичном колледже возросли на 70%, а в четырехгодичном - на 86%; в то же время размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей сократился на 25% (в реальном исчислении). Хотя охват высшим образованием возрос как среди белых молодых людей, так и среди представителей этнических меньшинств, разрыв в степени этого охвата заметно увеличился в пользу белых. В 1976-1980 гг. в четырех- и двухгодичных колледжах обучался 31% белых молодых людей в возрасте 18-24 лет, 28% -черных и 29% - испаноязычных; в 1990-1994 гг. это соотношение заметно изменилось: белых - 43%, черных - 33 и среди испано-язычных - 32%.
Нехватка преподавателей по ряду научно-технических дисциплин приводит к активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за рубежа. По данным за 1993 г., доля иностранцев среди преподавателей по инженерным наукам составляла 37%, по математике и программированию - 27%. В основном это ученые из стран Азии и Европы (прежде всего Индии, Китая, Великобритании, Тайваня, Канады, Южной Кореи и России). Собственно, этот недостаток - нехватка собственных кадров - успешно преодолевается без дополнительных затрат со стороны государства с помощью так называемой утечки умов из-за ру-. бежа. Интересам американской науки и экономики служит и все возрастающее число докторских диссертаций, защищаемых в США иностранцами. В научно-технических дисциплинах оно удвоилось за период с 1986 по 1995 г. и достигло 10 тыс., демонстрируя среднегодовой рост 8,2%, (соответствующий показатель для американских получателей докторской степени -1,9%). При этом из защитившихся в США в период 1992-1996 гг. иностранцев 68% планировали остаться в США, а 44% - имели соответствующие предложения от работодателей. Особенно много таких ученых из Китая (59%) и Индии (57%).
Новые требования к квалификации кадров, особенно высшего звена, существенно меняют требования к системе высшего образования, обусловливают постоянный поиск оптимальных вариантов специализации студентов, методов их обучения.
В ведущих вузах США, прежде всего в исследовательских университетах, решение проблемы видят в отходе от узкой специализации (что является характерной чертой американской высшей школы), подготовке кадров широкого профиля, вооружении специалистов основными научными принципами вместо информативных знаний и конкретных навыков, т.е. в ставке на теорию, на системный подход. С такой задачей лучше всего справляются учебные заведения, в которых не только сложились научные школы в различных областях наук, обеспечивающие широкую междисциплинарную и фундаментальную базу образования, но и где получаемые знания постоянно используются в научных исследованиях, в которые вовлечены преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов.
Вузы стали более активно готовить специалистов новейших профессий - системных аналитиков, исследователей в области генной инженерии и т.д. Только с.1971 по 1995 г. число выпускников вузов, чья специализация связана с информационными технологиями, увеличилось более чем в десять раз и достигло 24,4 тыс. За период 1980-1995 гг. численность населения в студенческом возрасте сократилась почти на 22% (с 22 до 17 млн. человек), количество же присвоенных квалификационных и ученых степеней (бакалавров, магистров и докторов наук) в среднем возросло на 27%.
Государство активно содействует дальнейшему развитию высшего образования в стране. Поставлена амбициозная задача - уже в начале XXI в. сделать высшее образование в США столь же доступным, как и среднее. Планируется, что показатель уровня образования в стране в среднем составит не менее 14 лет обучения (в 1998 г. он равнялся 12,8 года, т.е. был несколько выше уровня 12-летней средней школы). Для реализации этой задачи в 90-е годы был принят ряд законодательных актов и государственных программ. Так, введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты налогов во время учебы в университетах и колледжах, в 1999 г. круг получателей грандов на обучение в вузах расширен до 5 млн. человек.