Политическая власть, ее формы.




 

Власть, порождаемая в социуме, служит регулятором индивидуальных и общественных отношений без права на законное насилие. Ее факторами чаще всего выступают авторитет, доверие, влияние, согласие. Но власть едва ли смогла бы выполнять функции по наведению и поддержанию социального порядка и выходить за пределы простого принуждения, если бы каждый индивид был способен самостоятельно и в любое время применять физическое насилие. Социум взорвался бы ненормативным применением силы и во взаимной войне «всех против всех» самоликвидировался. Ведь наиболее сложным остаётся вопрос согласования потребностей и интересов людей с имеющимися в их распоряжении ресурсами. Нехватка ресурсов порождает неравенство, конфликты, борьбу.

Именно эти факторы породили особый вид власти – политическую власть. В отличие от произвола социальной власти политическая власть основывается на системе ценностей, которые обще признаны и узаконены большинством населения, и среди них важнейшая ценность – отчужденное от общества исключительное право государства на использование принуждения в отношении всех членов общества в правовых рамках. Носители политической власти имеют в своем распоряжении силовые и денежные ресурсы. Политическая власть привносит в общество такие цивилизованные функции, как разрешение конфликтов, управление людьми, достижение общественно значимых целей.

Ее сущность заключается в надзоре и детализации.

Убеждение и принуждение как средства, механизмы реализации воли политически господствующей силы в реальной практике политического процесса выступают в сочетании, взаимодействии, образуют единство, которое в конкретно-исторической фазе развития может нарушаться, в результате чего превалирует метод убеждения или принуждения. В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования и функционирования политической власти:

- тоталитарная,

- авторитарная,

- демократическая,

которые образуются на отношениях зависимости, независимости и взаимозависимости политических субъектов, которые, в свою очередь, порождают различные модификации этих трех основных форм политической власти.

Противоречивое единство убеждения и принуждения, механизмы и способы развития и функционирования политической власти составляют социальную основу технологии политической практики.

Политическая практика базируется на следующих принципах политической власти: всеобщность, управляемость, многоуровневость, конкретность, легитимность, изменчивость содержания, подвижность методов и средств деятельности субъектов и др.

Политическое бытие власти богаче и разнообразнее, чем другие виды общественной власти, поскольку оно системно отражает целостный организм общества, имеет сложную субординационную и координационную структуру политических отношений.

Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяют ее конкретные виды. По отношению к государству выделяют:

- политико – государственную;

- политико – негосударственную власти;

(власть политических партий, общественно политических организаций и движений, власть местного самоуправления и т. п.).

По внутренней структурированности каждый из институтов политической власти расчленяется на отдельные свои составляющие элементы. Так, государственная власть разделяется на: законодательную, исполнительную и судебную.

Политические партии состоят из лидеров, руководящего звена, активных и пассивных членов данных организаций.

По уровням власти политическую власть делят на: федеральную,региональную и местную.

 

 

В соответствии с различными критериями можно выделить различные формы власти. Один из этих критериев связан с вопросом о том, кто олицетворяет власть: один человек или система институтов власти? В первом случае речь идёт об индивидуальной политической власти. Власть осуществляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государства, которые формально имели республиканскую форму правления, но реально ими управлял пожизненно один человек (И.В. Сталин – в СССР, Мао Цзэдун – в Китае). Во втором случае речь идёт об институализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значительно моложе индивидуализированной. Впервые возникла с принятием конституции в США в 1778г. При такой форме источником власти является народ, права которого защищены конституцией страны.

Основными формами политической власти являются:

- господство;

- политическое руководство;

- управление.

Господство – это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Политическое руководство и управление реализуется через принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию контроль их развития, но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а кое-где и аморальных форм и средств: подкуп обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и тому подобное. Все это наносит вред истинной демократии, взрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, угрожает социальными конфликтами. Формы политической власти, как говорилось выше, различают и по критериям главного субъекта правления.

К ним принадлежат:

- монархия - единовластие (абсолютное или с конституционным ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);

- тирания – единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;

- аристократия – власть лучших, то есть верхушечной, знатной, привилегированной группы;

- олигархия – власть немногих богатых;

- тимократия – особенная форма олигархии, при которой государственная власть принадлежит привилегированному обществу, которое обладает высоким имущественным цензом, часто – военной силой;

- теократия – власть церкви;

- охлократия – власть толпы, которая опирается не на законы, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто поддается влиянию демагогов, становится деспотической и действует тиранически;

- демократия – власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, установление сверхцентрализованности, которая формализуется в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно- техническая элита, господство технологического мышления).

Политическая власть воплощается через механизм властных отношений.

Важным элементом власти является принуждение, не характерное для авторитета. В то же время авторитет является одним из важнейших каналов управленческой деятельности. В демократическом правовом государстве и гражданском обществе политическая власть и её институты авторитетны, т. е. они легитимны, публично признаваемы народом, а следовательно, их роль в управленческой и иной деятельности довольно положительна и значима.

 

Вывод: я считаю, что значение политической власти и её институтов в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечивает управление важнейшими сферами общественной жизни. Её функционирование направлено на удовлетворение потребности людей, повышение уровня благосостояния жизни, преодоления конфликтов, и противоречий, создание условий для нормальной политической жизни, укрепление порядка и стабильности общества и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: