Покажите, на каких принципах строится выборочное обследование, как они увязаны с методами социологии?




 

Основы выборочного обследования.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определённое количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своём мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники.

Его основа – выборочная совокупность, которая составляется на базе своей уменьшенной копии – генеральной совокупности.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить. Генеральная совокупность – все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью); совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Часто генеральные совокупности (их еще называют популяциями) настолько крупные, что опрос каждого представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ. Это те на кого направлен теоретический интерес социолога (теоретический в том смысле, что узнать о каждом представителе генеральной совокупности ученый может только косвенно, на основе информации о выборочной совокупности). Генеральная совокупность – множество тех людей, сведения о которых стремится получить социолог в своём исследовании. В зависимости от того, насколько широкой будет тема исследования, настолько же широка будет генеральная совокупность. Пример социолог хочет узнать мнения людей об обстановке в стране. В качестве генеральной совокупности будут выступать люди, которых эта система затрагивает и которые сформировали своё мнение. Исключаются дети, инвалиды, дипломатические работники, а также умственно отсталые. Оставшиеся и составляют генеральную совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты кого называют респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает. Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами её участников, в генеральную совокупность войдут все воины – афганцы, но прашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социологу нужно придерживаться правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность. Как только социолог определится с тем, кого он хочет опросить, он определил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.

Они делятся на три больших класса:

а) сплошные (переписи, референдумы),

б) случайные,

в) неслучайные.

По сплошным более или менее все ясно, это даже и не выборки, поскольку опрашиваются все единицы генеральной совокупности. Сложнее обстоит дело с двумя последними классами. Каждый из них подразделяется на несколько видов (типов). К случайным относят:

1) вероятностную,

2) систематическую,

3) районированную (стратифицированную),

4) гнездовую.

К неслучайным относят:

1) «стихийную»,

2) квотную,

3) метод «основного массива».

Для обеспечения репрезентативности требуется полный и точный перечень единиц выборочной совокупности. Этот перечень образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Единицы отбора могут совпадать с единицами наблюдения, поскольку единицей наблюдения считается элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Обычно единица наблюдения – Это отдельный человек. Отбор из списка лучше всего производить, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чисел, хотя часто используется квази - случайный метод, когда из перечня простого берётся каждый n-й элемент. Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их в группирование по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу и возрасту. Если в генеральной совокупности, к примеру, 30% молодёжи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые проценты пропорции трёх возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальность и т.д. Для каждой устанавливаются проценты пропорции в генеральной и выборочной совокупности. Расхождение структуры двух совокупностей ведёт к ошибке репрезентативности. Таким образом, структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность. Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объём выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда. Объём выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и тоже) – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, её объём всегда меньше объёма генеральной. Поэтому так важно, чтобы часть не искажала представление о целом, то есть репрезентировала его. Социологов, часто проводящих эмпирические исследования, постоянно волнует вопрос о том, как много надо опрашивать человек, что бы получить достоверную информацию? Институт Дж. Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объёмом в 1500 человек и достигает поразительной точностью (ошибка выборки составляет о 1 до 1,5%). Центр «Социо – Экспресс» Института социологии РАН проводит исследования на выборке объёмом в 2000 человек, при этом ошибка выборки не превышает 3%. Специалисты считают, что наилучшая выборка – не обязательно большая. Конечно, чем больше объём выборки, тем выше точностью её результатов. Однако огромная выборка не гарантирует успеха, если генеральная совокупность «плохо перемешана», то есть является не однородной. Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак, например уровень грамотности, распределен равномерно, не образует пустоты или сгущений. В этом случае, опросив нескольких человек, можно быть уверенным, что подавляющее большинство людей грамотны. Таким образом, не репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (её объём), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень её однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение – 5%. Вопрос о репрезентативности можно ставить только по отношению к фактам, гипотезам, выводам и т.п. Социолог обязан спросить себя о том, можно ли распространить сведения, полученные в его исследовании, на всё население. К примеру, опрашивая москвичей об их отношении к президенту, социолог обязан себя спросить, может ли он распространить полученные сведения на жителей всей страны, жителей крупных городов либо ограничиться столицей или его данные относятся только к тем, кто был опрошен по телефону в Москве.

Репрезентативность - свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Предположим, что средний ежемесячный семейный доход пенсионеров генеральной совокупности составляет 2000 руб., а в выборочной 6000руб. Это означает, что социолог опрашивал только зажиточную часть пенсионеров, а в его исследовании вкралась ошибка репрезентативности, Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая вступает одновременно как объект обследования и средство получить информацию о генеральной совокупности. Наряду с термином «ошибка репрезентативности» в отечественной литературе можно встретить другой – «ошибка выборки». Иногда они употребляются как синонимы, а иногда понятие «ошибка выборки» используется вместо понятия «ошибка репрезентативности» как количественно более точное. Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. На практике она определяется путём сравнения известных характеристик генеральной совокупности с выборочными средними. В социологии при обследовании взрослого населения чаще всего используют данные переписей населения, текущего статистического учёта, результаты предыдущих опросов. В качестве контрольных параметров обычно применяются социально – демографические признаки.

Сравнение генеральной и выборочной совокупностей, на основе этого определения ошибки выборки и её уменьшение называется контролированием репрезентативности. В опросах института Дж. Гэллапа репрезентативность контролируется по имеющимся в национальных переписях данным о распределении населения по полу, возрасту, образованию, доходу, профессии, расовой принадлежности, месту проживания, величине населённого пункта. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) используется для подобных целей такие показатели, как пол, возраст, образование, тип поселения, семейное положение, сфера занятости, должностной статус респондента, которые заимствуются в Государственном комитете по статистике РФ. В том и другом случае известна генеральная совокупность. Ошибку выборки невозможно установить, если не известны значения переменной выборочной и генеральной совокупностях. Ошибки выборки подразделяются на два типа – случайные и систематические.

Случайная ошибка – это вероятность того, что выборочная средяя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала. К случайным ошибкам относятся статические погрешности, присущие самому выборочному методу. Они уменьшаются при возрастании объёма выборочной совокупности. Второй тип ошибки выборки – систематические ошибки. Если социолог решил узнать мнение всех жителей города о проводимой местными органами власти социальной политике, а спросил только тех, у кого есть телефон, то возникает предумышленное смещение выборки в пользу зажиточных слоёв, то есть систематическая ошибка. Редко когда социолог допускает намеренные ошибки. Чаще они возникают из-за тог, что ему плохо известна структура генеральной совокупности: распределение людей по возрасту, профессии, доходам и т. д.

Вот некоторые способы избежать ошибки: каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку, отбор желательно производить из однородных совокупностей, надо знать характеристики генеральной совокупности, при составлении выборочной совокупности надо учитывать случайные и систематические ошибки. Если выборочная совокупность (или просто выборка) составлена правильно, то социолог получает надёжные результаты, характеризующие всю генеральную совокупность. Если неправильно, то возникшая на этапе составления выборки ошибка приумножается на каждом следуещем этапе проведения социологического исследования и достигает, в конечном счёте, такой величины, которая перевешивает ценность проведения исследования, Говорят, что от такого исследования больше вреда, нежели пользы.

 

 

Социология располагает соответствующими её предмету способами сбора и описания фактов, способами их упорядочения и объяснения их взаимосвязи.

Общественные явления, которые вместе составляют общество, связаны между собой. Поэтому, исследуя общественные явления и общественные отношения и раскрывая на этой основе структуру и тенденции развития общества как целостности и как совокупности всех общественных отношений, можно открыть и наиболее общие законы развития общества в целом. Но для этого необходимо открыть и изучить те явления и отношения в обществе, которые заключают в себе наиболее характерные особенности этого общества как части реальной действительности. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что задача общей социологии состоит в раскрытии диалектики общества как целостности общественных явлений. Эта целостность может быть изучена и познана лишь путем исследования более узких целостностей, представляющих собой формы, в которых обнаруживает себя общество как тотальность. По существу, научное познание в социологии движется от целостного общества к его частям, к общественным явлениям и отношениям, а от них к целому, к обществу как тотальности.

Руководствуясь таким подходом к изучению человеческого общества, социология строит свой метод, и в рамках этого метода могут различаться: методы сбора фактов, методы упорядочения и частичного обобщения накопленных данных и методы научного обобщения.

Все эти методы с о ц и о л о г и я использует в процессе исследования, который охватывает ряд фаз и должен строиться таким образом, чтобы результаты исследования способствовали научному познанию общества в целом.

Процесс научного исследования состоит из определённых фаз, в рамках которых предпринимаются действия, в известной мере гарантирующие истинность и объективность, как в сборе фактов, так и в формулировании научных выводов. Процесс научного исследования в рамках всякой науки, в том числе и социологии, включает пять основных фаз:

- определение предмета исследования и формулирование исходных гипотез;

- разработку плана исследования;

- сбор данных;

- упорядочение сбора данных;

- научное объяснение и проверку.

 

 

Вывод: выборочное обследование для социологов очень важная и интересная работа. Обследуя и исследуя разные группы людей пользуясь социологическими методами и методами статистики вместе - эти методы дают возможность правильно и конкретно, опрашивать различные группы людей (пожилых, молодёжь, трудящихся…), относиться к каждой группе опрашиваемых с индивидуальным подходом и вопросами, что способствует получению точной, достоверной информации и исходя из этого находить правильное решение в устранении различных проблем для разных людей.

 

Используемая литература:

 

А.И.Кравченко «Социология и политология» 2000г.

В.П.Пугачёв А.И. Соловьёв «Введение в политологию» 1999г.

Ю.С.Борцов И.Д.Коротец В.Ю.Шпак «Политология в вопросах и ответах» 1998г.

В.А.Божанов «Политология: Мир современной политики» 2005г.

Данило Ж. Маркович «Общая социология» 1998г.

Харченко Л.П. Долженкова В.Г. Ионин В.В. и др. «Статистика» 2001г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: