ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и задания на контрольную работу составлены в соответствии с рекомендациями по разработке методических указаний и контрольных заданий для студентов- заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования (письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. № 12-52-127 ин/12-23); требованиями ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (базовая подготовка) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- эксплуатации, технического обслуживания и ремонта деталей, узлов, агрегатов, систем подвижного состава железных дорог с обеспечением безопасности движения поездов.
уметь:
- определять конструктивные особенности узлов и деталей подвижного состава;
- обнаруживать неисправности, регулировать и испытывать оборудование подвижного состава;
- определять соответствие технического состояния оборудования подвижного состава требованиям нормативных документов;
- выполнять основные виды работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;
- управлять системами подвижного состава в соответствии с установленными требованиями.
знать:
- конструкцию, принцип действия и технические характеристики оборудования подвижного состава;
- нормативные документы по обеспечению безопасности движения подвижного состава; систему технического обслуживания и ремонта подвижного соcтава.
Результатом освоения МДК.01.01. является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Эксплуатировать подвижной состав железных дорог |
ПК 1.2 | Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов |
ПК 1.3 | Обеспечивать безопасность движения подвижного состава |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Цель методических указаний и контрольных заданий – оказать помощь студентам заочной формы обучения при освоении темы 1. 3. Электрические машины вагонов и при выполнении контрольных заданий. Методические указания также предназначены преподавателям для организации учебного процесса по теме 1.3. в целом, подготовки к проведению лабораторных работ, практических занятий, контрольных заданий и их проверки.
Тема 1.3. «Электрические машины вагонов» относится к междисциплинарному курсу МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны) профессионального модуля ПМ.01. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (вагоны).
Программой по данной теме предусмотрено изучение устройства, принципа действия, характеристик электрических машин постоянного и переменного тока, трансформаторов, преобразователей и аккумуляторных батарей подвижного состава.
Изучение темы 1.3. имеет практическую направленность и проводиться во взаимосвязи с темами: 1.2. «Механическая часть вагонов», 1.4. «Электрические аппараты и цепи вагонов», 1.6. «Энергетические установки вагонов», 1.9. «Основы технического обслуживания и ремонта деталей, узлов и агрегатов вагонов», ОП 08. «Охрана труда».
Для закрепления теоретических знаний программой предусматривается проведение 6 часов лабораторных занятий, их перечень, приведенный в методических указаниях, носит рекомендательный характер. Рекомендации по проведению, порядку оформления лабораторных работ учебное заведение выпускает отдельно и выдает студентам перед проведением занятий.
Для оказания помощи студентам в целях активизации процессов Программой дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы. Контрольная работа составлена в 50 вариантах. Номер варианта контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента. Номера вопросов и задач указаны в таблице 1.
Для проверки знаний студентов- заочников проводится экзамен по МДК.01.01.
В методических рекомендациях приведен перечень вопросов для самопроверки при подготовке к экзамену и список рекомендуемой литературы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, МДК и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | |
всего | в т.ч. практические занятия | |
МДК.01.01.Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (вагоны) | ||
Раздел 1. Общие сведения. | - | |
Раздел 2. Электрические машины постоянного тока. | ||
Раздел3.Электрические машины переменного тока. | ||
Раздел 4. Трансформаторы. | ||
Раздел 5.Аккумуляторные батареи. | ||
Раздел 6.Техническое обслуживание электрических машин вагонов. | ||
Раздел 7. Ремонт электрических машин вагонов. | ||
Всего: |
ТРЕБОВАНИЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из 3 задач и 2 вопросов. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов.
При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать следующие требования:
- Ответы на теоретические вопросы должны быть четкими и ясными (написание плана ответа обязательно перед каждой темой);
- Работу оформлять на листах формата А4, шрифт Times New Roman № 14 интервал 1.
- Каждый вопрос начинать с новой страницы;
- В конце работы указать список литературы (не менее 3 источников), дату написания работы и подпись студента;
![]() |
Оставить один чистый лист для написания преподавателем рецензии.
Таблица 1
Две последние цифры шифра | Номер варианта | Номер вопроса | Две последние цифры шифра | Номер варианта | Номер вопроса |
01 51 | 1,15,29,37,45 | 26 76 | 10,15,21,40,41 | ||
02 52 | 2,14,28,36,44 | 27 77 | 9,14,22,39,42 | ||
03 53 | 3,13,27,35,43 | 28 78 | 8,13,23,38,43 | ||
04 54 | 4,12,26,34,42 | 29 79 | 7,12,24,37.44 | ||
05 55 | 5,11,25,33,41 | 30 80 | 6,11,25,36,45 | ||
06 56 | 6,12,24,32,42 | 31 81 | 5,20,26,35,46 | ||
07 57 | 7,13,23,31,41 | 32 82 | 4,19,27,34,47 | ||
08 58 | 8,14,22,40,42 | 33 83 | 3,18,28,33,48 | ||
09 59 | 9,15,21,39,43 | 34 84 | 2,17,29,32,49 | ||
10 60 | 10,16,22,38,44 | 35 85 | 1,16,30,31,50 | ||
11 61 | 1,17,23,37,45 | 36 86 | 2,15,29,32,49 | ||
12 62 | 2,18,24,36,46 | 37 87 | 3,14,28,33,48 | ||
13 63 | 3,19,25,35,47 | 38 88 | 4,13,27,34,47 | ||
14 64 | 4,20,26,34,48 | 39 89 | 5,12,26,35,46 | ||
15 65 | 5,19,27,33,49 | 40 90 | 6,11,25,36,45 | ||
16 66 | 6,18,28,32,50 | 41 91 | 7,12,24,37,44 | ||
17 67 | 7,17,29,31,49 | 42 92 | 8,13,23,38,43 | ||
18 68 | 8,16,30,32,48 | 43 93 | 9,14,22,39,42 | ||
19 69 | 9,15,29,33,47 | 44 94 | 10,15,21,40,41 | ||
20 70 | 10,14,28,34,46 | 45 95 | 9,16,22,39,42 | ||
21 71 | 1,13,27,35,45 | 46 96 | 8,17,23,38,43 | ||
22 72 | 2,12,26,36,44 | 47 97 | 7,18,24,37,44 | ||
23 73 | 3,11,25,37,43 | 48 98 | 6,19,25,36,45 | ||
24 74 | 4,12,24,38,42 | 49 99 | 5,20,26,35,46 | ||
25 75 | 5,13,23,39,41 | 50 00 | 4, 19, 27, 34,47 |
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАЧИ 1- 10
Синхронные генераторы пассажирских вагонов имеют величины, значения которых приведены в таблице 2.
Вычислить:
1. Номинальную полезную мощность генератора, Р2н, кВт.
2. Суммарные потери мощности, Рпот, кВт.
3.Частоту тока f, Гц.
4.Тормозной момент генератора, М, Н м.
5. Начертить принципиальную электрическую схему генератора.
Таблица 2.
Величины | Номера задач | |||||||||
Мощность, потребляемая генератором, Р1н, кВт | 11,7 | 11,2 | 10,5 | 9,8 | 9,2 | 9,6 | 8,3 | 7,5 | 6,8 | 5,4 |
КПД
генератора, ![]() | 87,5 | 88,5 | 86,5 | 86,3 | 86,6 | 86,9 | 87,3 | 86,1 | ||
Частота вращения, n, об/мин. | ||||||||||
Число полюсов,2р |
ЗАДАЧИ 11-20
Трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, установленные на вагонах, имеют величины, значения которых приведены в таблице 3.
Вычислить:
1. Активную, реактивную и полную мощность, потребляемую двигателем P, Q, S.
2. Число полюсов, 2р.
3. Скольжение ротора,S, %
4. Частоту ЭДС во вращающемся роторе, f2 Гц.
Таблица 3.
Величины | Номера задач | |||||||||
Частота вращения магнитного поля, n1, об/мин | ||||||||||
Частота питающей сети, f1, Гц | ||||||||||
Частота вращения ротора, n2, об/мин | ||||||||||
Номинальная (полезная) мощность на валу, Рн, кВт | 13,5 | 14,5 | 15,0 | 13,3 | 14,2 | 14,8 | 13,8 | 13,2 | ||
Коэффициент мощности, cos ф | 0,81 | 0,82 | 0,83 | 0,84 | 0,80 | 0,79 | 0,85 | 0,86 | 0,87 | 0,88 |
КПД
двигателя, ![]() | 0,85 | 0,86 | 0,87 | 0,88 | 0,84 | 0,83 | 0,87 | 0,84 | 0,85 | 0,86 |
ЗАДАЧИ 21- 30
Для трехфазных трансформаторов основные величины и их значения приведены в таблице 4.
Определить:
1. Фазные напряжения.
2. Коэффициенты трансформации по фазным и линейным напряжениям.
3. Линейные и фазные токи обмоток высшего и низшего напряжений.
4. Коэффициент полезного действия при номинальной нагрузке.
5. Начертить принципиальную электрическую схему трансформатора.
Таблица 4
Величины | Номера задач | |||||||||
Номинальная мощность,SH, кВ*А | ||||||||||
Номинальное первичное напряжение, U 1H, кВ | ||||||||||
Номинальное вторичное напряжение, U2н, кВ | 0,4 | 10,5 | 10,5 | 10,5 | 0,525 | 0,4 | 6,3 | 10,5 | ||
Мощность потерь холостого хода Р0 ном,кВт | 0,88 | 6,5 | 24,5 | 3,65 | 9,6 | 2,45 | 1,26 | 0,465 | ||
Мощность потерь короткого замыкания Рк ном, кВт | 4,05 | 76,0 | 22,0 | 95,0 | 18,0 | 48,0 | 12,2 | 5,0 | 1,97 | |
Номинальный
коэффициент
мощности, cos ![]() | 0,85 | 0,95 | 0,90 | 0,92 | 0,83 | 0,90 | 0,85 | 0,93 | 0,90 | 1,0 |
Схема соединения обмоток трансформатора | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() | Y/ ![]() |
ВОПРОСЫ31-40
31.Опишите способы возбуждения синхронных машин, приведите поясняющие схемы.
32.Опишите конструкцию и принцип действия синхронных генераторов, приведите поясняющие схемы.
33.Объясните устройство и принцип действия трехфазного синхронного двигателя. В чем особенности этого двигателей?
34.Приведите и поясните энергетическую диаграмму трехфазного асинхронного двигателя. Как зависит от нагрузки КПД этого двигателя?
35.Укажите особенности, поясните устройство асинхронных двигателей с улучшенными пусковыми характеристиками.
36.Сравните асинхронный двигатель и трансформатор. Начертите принципиальные схемы. Что между ними общего, в чем различия?
37.В каких режимах может работать трехфазная асинхронная машина? Объясните каждый режим.
38.Поясните, какие потери мощности возникают при работе трансформаторов и как их определяют опытным путем.
39.Приведите примеры одноякорных преобразователей и двигатель- генераторов. Каковы их достоинства и недостатки?
40.Что понимают под номинальным режимом работы электрических машин? За счет чего происходит нагревание и какие способы охлаждения электрических машин и трансформаторов Вы знаете?
Вопросы 41-50
41. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия синхронного генератора типа ГСВ (ГВ) пассажирского вагона. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
42. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия двигателей переменного тока пассажирского вагона. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
43. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия силового синхронного генератора типа ДГБ рефрижераторного подвижного состава. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
44. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия силового синхронного генератора типа ССЕД 358-6А рефрижераторного подвижного состава. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
45. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия синхронного генератора типа ДГКИ025 -4/R рефрижераторного подвижного состава. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
46. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия синхронного генератора типа ЕСС5-93-4-М101 рефрижераторного подвижного состава. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
47. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия зарядного генератора типа ГСВ-8Е рефрижераторного подвижного состава. Изобразите упрощенный эскиз общего вида с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
48. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия кислотных аккумуляторов пассажирских вагонов. Изобразите поясняющие схемы с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
49. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия щелочных аккумуляторов пассажирских вагонов. Изобразите поясняющие схемы с указанием основных частей, приведите основные технические данные.
50. Кратко опишите назначение, конструкцию и принцип действия аккумуляторных батарей, применяемых на рефрижераторном подвижном составе. Изобразите поясняющие схемы с указанием основных частей, приведите основные технические данные.