«Они еще у меня узнают, Чей я», — решил новоиспеченный студент, размышляя о своем положении в университете. Он помчался в магазин за бумагой, черными чернилами, большой кистью для расклейки афиш и кнопками. Вернувшись со всеми этими принадлежностями в свою комнату, он украсил ее стены множеством библейских текстов. Тем вечером его сокурсники изумлялись столь смелому свидетельству личной веры.
Подобно другому выпускнику Оксфорда, который за много лет до него основал «Святой Клуб» в том же университете, юный Уилкес в скором времени нашел среди молодежи нескольких единомышленников, желавших отдать все свои силы служению Богу. Их взгляды отражены в библейском девизе на фотографии всей группы: «...По учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу...» (Деян. 24:14). Их смелые действия были вызваны упорным неприятием их открытой приверженности неверно понимаемой окружающими доктрине «освящения верой» Джона Уэсли.
Пэджет Уилкес, второй сын преподобного Алфиса Уилкеса из Уиттона, близ Ипсуича, родился в январе 1871 г. Его мать умерла, оставив четырех совсем юных детей. Пятнадцатилетний Пэджет предстает перед нами как довольно буйный, но в то же время очень привлекательный юноша. Однако набожность своих предков он унаследовал ничуть не больше, чем любой другой сын Адама. Молодой христианке, с энтузиазмом воспринимавшей радости жизни во Христе, он ворчливо заметил: «Если я когда-либо и стану христианином, то буду относиться к этому спокойно».
Его обращение произошло достаточно просто. Приглашенный вместе с группой друзей послушать преподобного Ф. Б. Мейера, юноша неожиданно для других согласился. Проповедь была на тему о работе Святого Духа в сердце грешника. В заключение было предложено, чтобы желающие увидеть в себе работу Третьего Лица Божественной Троицы, заменили бы местоимение «я» на местоимение «мы». Вся церковь тогда пела: «Мы принимаем Святого Духа сейчас». Пэджет был среди тех поющих, и тогда же он осознал, что только что родился заново от Бога.
|
Его семья и другие заметили его преображение. Исчезли его ревность, раздражительность и придирчивость. Кроме того, изменились его желания, и вскоре он присоединился к собранию, где выступавшие были из числа самых духовных людей его времени. В выступлениях ораторов много говорилось о возможности победы через крест Иисуса Христа и исполнению Святым Духом. Этот юноша всегда начинал молиться, как только следовал призыв к молитве. Бог работал над формированием святого, и началом этого процесса в сердце Пэджета явилось посланное свыше безудержное стремление к Самому Богу.
В Оксфорде твердая позиция Уилкеса в отношении Бога всегда оставалась непоколебимой. Его духовная жизнь укреплялась публичным свидетельством, когда он участвовал в служениях на открытом воздухе. У мемориала мучеников, где Ригли, Латимер, Гранмер и другие приняли смерть за свою веру, юноша проповедовал евангельскую весть, часто среди глумления и насмешек.
Противники его, однако, воздерживались от открытого выступления. Враждебно настроенные сокурсники врывались в его комнату, разбивая вдребезги посуду и сжигая его бумаги. Они даже оставили ему напечатанное на машинке предупреждение, которое звучало до странности похоже на Книгу Деяний: «Не смей больше проповедовать. Подписано: Линкольн-Колледж». Реакция Пэджета была подобна апостольской.
|
Я так рад, что дорогой Господь признает меня достойным пройти через это маленькое испытание и что дьявол считает это серьезным препятствием для меня. Я могу лишь глубоко сочувствовать этим парням, потому что три года назад я был почти таким же.
— Послушай, Пэджет, стараешься ли ты наставлять тех, кто приходит в твою комнату поговорить о своей душе? — спросил его как-то студент-христианин.
— Да, если он приходит один, и нет, если он приходит с другим парнем.
— Ты считаешь это мудрым?
В ответ Уилкес прочитал отрывок из дневника Джона Уэсли. Там этот великий завоеватель душ рассказывал, как однажды во время однодневного путешествия он попробовал не свидетельствовать, в результате он тогда ничего не совершил для спасения душ, за что заслужил упреки от Господа. Пэджет продолжал: «Подтверждается ли это сейчас? Если вы уверены, что кто-то направляется в ад, вам следует предупредить его».
Его знакомый рассказывает нам, что чересчур большая толпа около мемориала мучеников обычно была признаком того, что там ораторствует Пэджет. Пример темы, волновавшей его в дни юности, нам дает написанная им от руки небольшая проповедь, произнесенная им в лагере для школьников, устроенном студентами Оксфорда. Однажды вечером, когда подошла очередь Уилкеса подвести итоги дня на общем собрании, он встал и последовательно прочитал без комментариев следующие отрывки из Священного Писания, после чего вернулся на свое место.
|
«Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?» Они в ответ сказали царю: «истинно так, царь!» На это он сказал: «вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:24-25).
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами... Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:24,27).
Там распяли Его и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Ин. 19:18).
После выразительной паузы он сказал спокойно, но вместе с тем подчеркнуто: «В огне, в буре, в смерти — Иисус посреди».
В 1897 г. Пэджет женился на Гертруде Бартроуп из Кингсвуда, с которой он познакомился на съезде в Манчестере. Прошедшие годы доказали, что этот союз для обоих был обусловлен Божьим выбором, и впоследствии их счастье приумножилось рождением сына Гамильтона. Оглядываясь на прожитые совместно годы, на одну из их годовщин, он писал:
Двадцать три года назад мы поженились. Мало кто пережил так много счастья и так мало горя, как мы. Как милостив Господь к тем, кто прежде всего ищет Царство Божие и Его праведности.
Год его женитьбы совпал со временем окончания им Оксфорда. Уилкес был убежден, что ему предстояло стать зарубежным миссионером, но ему не давал покоя неотступно мучивший его и все еще нерешенный вопрос: «Где?» Чарующий путь, которым Небесный Отец привел Пэджета на перекресток его жизни, он описал такими словами:
Спустя почти неделю после моего обращения, 10 марта 1892 г., я осознал, что Бог призывает меня на миссионерскую ниву. В своем невежестве я хотел начать незамедлительно и стремился к обучению под руководством преподобного Барклея Ф. Бакстона, тогда трудившегося в Японии, чьи маленькие брошюрки о святости попали мне в руки. Мой отец мудро распорядился мной иначе и отправил меня в университет.
Япония и желанный учитель скоро забылись, и я в качестве поля миссионерской деятельности заинтересовался Африкой. Получив степень, я сразу обратился в соответствующее общество в надежде быть принятым и посланным туда. Этого не произошло. Мне было отказано. Основанием для отклонения моей кандидатуры явилась моя стойкая приверженность учению величайшего из современных апостолов Джона Уэсли, апологета освящения верой.
С прежней мыслью об Африке в моем сердце я обратился к своему старому другу, секретарю другого общества, также работавшего на том континенте. Он заверил меня, что, если решение мое непоколебимо, то общество примет меня. Попросив недельный отпуск, я молился о твердом руководстве. И оно было мне дано весьма неожиданным образом. На шестой день недели, когда я занимался подготовкой официального письма в комитет, вдруг, как гром среди ясного неба, мне пришло приглашение от преподобного Барклея Ф.Бакстона из Японии, звавшего присоединиться к его деятельности. Как же непостижимо Бог исполняет желания нашего сердца.
В то же самое время, когда м-р Уилкес стремился познать Божью волю, м-р Бакстон осознал, что ему необходимо партнерство с человеком одинакового с ним духовного склада, чтобы его труд в Японии давал высокое качество обращений. Для него было очевидно, что если миссионер не будет иметь нужных ему помощников, то в результате его духовные дети не будут чистыми, возрожденными христианами.
Провидение милостиво предоставило ему свободное время для молитвы. Отправившийся проповедовать на несколько островов, Бакстон планировал вернуться, но маленький пароход не выдержал штормы, и пришлось 14 дней укрываться в заливе. И когда закончилась еда и все взятые с собой книги были прочитаны, он смог полностью сосредоточиться на непрерывной молитве. Бакстон писал:
«Это оказалось временем, которое Бог мне дал для молитвы. На моем сердце лежало бремя молитвы за сотрудника миссионера, и прочитанное мной обетование было из Исхода 31:6, где Аголиав, сын Ахисамахов, был дан помощником Веселиилу для работы в скинии и где этим двум иудеям была дана мудрость выполнить все, что приказал им Бог. Так день за днем я проводил над Библией в молитве, чтобы Бог дал мне такого помощника. Кроме того, я прочитал в Ефесянам 4:9,11, что такие работники были особыми, ниспосланными свыше дарами нашего Господа, и значит можно было с уверенностью ждать и молиться о таком даре».
Божественность источника этого призыва не подлежала сомнению, и спустя месяц после женитьбы Уилкес со своей молодой женой отправились в Японию. Прибыв в эту нуждавшуюся в них страну, они нашли свое призвание в работе для Бога. Миссионеры и студенты, жаждавшие более глубокого переживания благодати Божьей, часто приглашали м-ра Бакстона проповедовать об исполнении Святым Духом.
Уилкес был глубоко потрясен молитвенной жизнью многих японских христиан. Некоторые из них ради распространения Евангелия оставляли почетные и прибыльные занятия. Никакая жертва не являлась для них чрезмерной для того, чтобы видеть Бога действующим, а души открытыми для Бога и спасенными. Такой дух молитвы сходил на них, что они целые ночи проводили в горах. Пэджет послал на родину этот волнующий призыв:
О, христиане-соотечественники, приезжайте и смотрите, приходите и смотрите, подходите и смотрите. Давайте склоним наши колени в стыде. «Иисус прослезился». «С плачем несущий...»
Плачьте! Плачь! Если только слезы твои
Проливаются ради боли другого:
Ибо Иисус прослезился вечным дождем,
Что приносит плод сквозь бесконечные годы.
Вот что он пишет о настоятельной потребности ответа на молитву:
«Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть»; не был или будет, но есть. Как часто дьявол говорит: «Да, благословение придет, оно придет завтра или когда займешься новой работой, или переедешь на новое место, или среди других людей, или с началом нового зимнего сезона». Однако наш Бог является Богом сегодня, и если я не исповедую Его сегодня и не получаю благословение сегодня, то я не вполне уверен, что получу его завтра.
Давайте помнить, что эти души здесь, как и повсюду, окружены «злыми духами»... и поэтому наша и ваша битвы одинаковы — это молитва... Мысль, которая недавно явилась великим благословением, высказывается во 2 Тимофею 2:25,26, где нам приказывается со всей кротостью наставлять в этом отношении неспасенных, или отпавших, да и даже холодных христиан тоже. Следует сказать, когда мы встречаемся с исключительно тяжелой, раздражительной и безнадежно тщеславной душой, то как просто, видя человека, возложить на него все его грехи и ошибки. Но Господь велит нам возлагать все это на дьявола, на дьявольскую западню и дьявольский плен. К человеку следует относиться милостиво, как к пленнику. Если мы держимся этого принципа Духом Божьим, то вокруг грешника мы видим всю отвратительную силу зла и сатану, пленяющего человеческую волю, и становится легко любить с сочувствием, как Господь возлюбил нас, да и также любит Он их. Мы бы плохо спасали грешников, если бы не умели различать духов зла и вести войну против них оружием веры, молитвы и любви, стремясь к освобождению несчастных из плена, который они игнорируют.
Новый миссионер был вдохновляем также молитвенной жизнью мистера Бакстона, его особым вниманием к святости и его библейскими занятиями для студентов. Последнее Уилкес описывал как одновременно «прекрасное» и «ужасное». Из этого следует, что хотя со времени своего обращения он верил в углубленную работу Бога в душе и учил этому вопреки многочисленным противникам и даже открыто исповедовал это, его сердце не было полностью удовлетворено. Он пишет о собрании, проходившем во время недели молитвы:
М-р Бакстон был старшим, но он позволил м-ру Митани вести все собрание. Воистину снизошла сила Божья, и с 9 утра до 6 вечера, без малейшего перерыва, продолжалось собрание. Каждый был исследован и смирен перед Богом... Следующие дни были днями благословения. Часто мы поднимались раньше трехчетырех часов утра. Несмотря на то что благословение лучше всего было обозначено в сельских районах, церкви как целое были чудесным образом оживлены... Я не могу здесь поведать все, чем это время благословения явилось для меня. Также не могу не сказать о благословении, пребывающем на моем переводчике и распространении знания о Боге.
М-ру Уилкесу открылось, что за этим временем излияния Духа Святого существовал некий божественный секрет. Его переводчик, вместе с несколькими другими японцами, незадолго перед этим усердно молились, проводя много раз на горе до полночи в молитве. И в тот самый вечер, что предшествовал описанному выше служению, они пребывали в молитве пред Богом до 3.30 утра.
М-р Уилкес глубоко исследовал свое сердце в последующие дни и недели. То, что он видел в других отсутствие самоуважения, интереса к себе и самоугождения и присутствие любви к Богу, только открыло ему его собственную нужду. Кульминацией стал сентябрь 1901 г., когда Святой Дух сошел на собрание миссионеров и японских слуг Божьих. Однажды ночью, когда присутствовали только японские христиане, местный пастор в высшей степени мощно проповедовал о Божьем содействии победе через веру в силу Крови Иисуса. М-р Уилкес строго осудил свой недостаток и вступил в суровую борьбу со своей гордыней, вероятно, наисильнейшим его противником. Он знал, что ему следует публично объявить о своей нужде в божественном очищении и наполнении.
Что молодой японец подумает о нем, их учителе, так себя унизившем? «Разве ты чем-то лучше их?» — вопросил его Святой Дух. Нет, он был хуже, потому что ему было дано гораздо больше света Евангелия. Поэтому этот миссионер- европеец, четыре года несший весть Евангелия в азиатской стране, тут же, немедленно, открыто признал свое положение перед Богом. И Бог наполнил его Своим Духом, «превратив теорию в практику», как выразил это Уилкес. И сразу же им был сочинен гимн, оцененный многими: «Иисус, Иисус, Иисус».
Начиная с того времени он стал провозвестником полного спасения. Он жил спасением, говорил о нем, писал о нем и его проповедовал. Каждый день, беседуя с теми, кто получил благословение через его служение, он не мог не желать иметь право узнать этого Божьего человека. Человек, приносящий плоды и пользу своей духовностью, он был и невероятно скромен. Один его близкий знакомый замечал: «Пэджет Уилкес часто заявлял, что он был "препятствием земли”». И говоривший добавлял: «Он действительно для этого был предназначен».
Вернувшись в Англию в 1908 г., он был сильно озабочен будущим своей работы в Японии. Расхаживая по дому, где он остановился с женой, он взволнованно сказал:
Знаешь, Гертруда, я чувствую, что мы не сможем снова поехать в Мацуэ (туда, где был его дом в Японии) сейчас, когда Барклей Бакстон вернулся домой со своей семьей. Там будет новый руководитель, и мы, возможно, не будем свободны в проповедовании вести о полном спасении. А это то, в чем нуждается Япония. Это несвоевременное подчеркивание важности образовательной и организационной работы никогда не принесет людям спасения. И вовсе не «каждый, кто будет изучать христианство в течение двух лет, спасется», а «каждый, кто призовет имя Господне, спасется»! Я верю, что ответом либеральной теологии и рационалистскому критицизму с их вредным и пагубным влиянием является излияние Святого Духа. И пусть Бог использует нас для распространения Своей вести всюду.
Перед отъездом из дома он написал английскому другу касательно этого следующее:
Мы не можем прозреть наше будущее и не хотим этого, пока Бог Сам его нам не откроет. Из-за нового руководителя 8 округе Мацуэ представляется маловероятным наше возвращение туда. Там предвидятся разного рода трудности. Молись, чтобы мы могли следовать за Святым Духом, когда Он желает вести нас, чтобы мы не были связаны никакими предвзятыми идеями и человеческими обычаями. Как славно, что мы можем предоставить душе, приговоренной грехом, немедленное и очевидное спасение. «Каждый, кто призовет имя Господне, спасется».
Благодаря сверхъестественному стечению обстоятельств и послушанию «небесному видению» со стороны Барклея Бакстона и Пэджета Уилкеса стало возможным создание евангельской группы в Японии. Рассматривая эту маленькую группу, которая с м-ром Бакстоном во главе образовала совет новой миссии, Уилкес размышлял:
«Те, которых Ты дал мне», мужчины и женщины, исполненные Святым Духом, являются более важными для работы Бога, чем деньги или гений! Ничто не могло дать мне большей уверенности в отношении жизни согласно Божьей воле.
Вернувшись в Японию, м-р Уилкес чувствовал, что преобладание молитвы было главным секретом для воздействия Святого Духа. И для нашего времени его слова звучат так, как будто он их только что произнес:
В этом страшный смысл дьявола, и ничто, кроме молитвы, его не может победить. Существует точка, в которой слабая душа человека может коснуться сердца и руки Бога. Ее может достичь личность, которая обладает смелостью, терпением и верой, чтобы ходатайствовать пред Богом, и это всегда предполагает конфликт.
Страна созрела для жатвы, дело лишь за тружениками, которые выйдут на ниву. Равнодушные и неверующие могут организовывать, обучать и проповедовать, но пока нет труда молитвы, готовности иметь сердце, движимое состраданием, и постоянного исследования того, как наилучшим образом преподнести истину сердцу язычника, никакой жатвы не будет.
О, святая цель! Такая великая честь, как эта, чересчур велика для кругозора человека, чтобы Он нуждался в биении моего сердца в унисон с Его, ходатайстве моего заплетающегося языка одновременно с Его.
На родине «мать в Израиле» молилась с группой молитвенной поддержки. Эта поборница молитвы находилась под таким воздействием Святого Духа, что днем и ночью несла бремя молитвы за японцев в следующих словах: «Господи, соедини меня с теми, на чьи сердца Ты можешь возложить Японию».
В течение нескольких лет м-р Уилкес был помощником м-ра Митани, выпускавшего газету миссии с целью дальнейшей пропаганды вести о полном спасении. В частности, рассматривались вопросы спасения, освящения и второго пришествия Христа. За полгода было распространено 8000 экземпляров, часто приходили письма, рассказывающие о полученных благословлениях.
Результатом одного из уроков, пройденных Пэджетом Уилкесом благодаря жизни в познании Бога, явилось осознание им настоятельной необходимости сочетать не признающий компромиссов дух истины с сострадательной любовью ко всем людям. Он сурово осудил совместную встречу лидеров синтоизма, буддизма и христианства для обсуждения с общечеловеческой точки зрения действий японского правительства, пытавшегося возродить поклонение предкам и внести смятение в ряды христианства. Как и его божественный Учитель, когда Он был на земле, Уилкес мог быть не только любящим, но и саркастичным:
Мы, увы, начали наше путешествие далеко и ведем путь от апостольского христианства. Только представьте себе мэра и муниципалитет Эфеса, созывающими религиозную конференцию и приглашающими туда иудея Александра, серебряных дел мастера Деметриуса и апостола Павла с целью обсудить, как верней выработать религиозное чувство и добрые нравы среди горожан! Представьте себе апостола Павла, принимающим такое приглашение! Но, конечно, те мрачные времена уже прошли! Мы «отсталые люди», если мы не готовы улыбнуться в ответ на торжественные слова апостола Павла о том, что язычники, принося жертву, приносят ее бесам. О, ради дыхания неба, которое рассеет эти презренные компромиссы! Пусть же мы, любой ценой, будем верны нашему Богу!
Еще один ценный принцип, открытый м-ру Уилкесу, гласит, что вести грешника к спасительному познанию Христа может и минимум истины. Следовательно, его отношения с интересующимися вопросом спасения являлись простыми и вдохновленными верой ради немедленного божественного результата — что противолежит простому мысленному соглашению с библейской истиной.
И третий хорошо усвоенный урок после многолетних трудов и наблюдений говорит о необходимости сосредоточиваться скорее на массах, чем на образованном меньшинстве.
Психологический момент, побуждавший меня стремиться в Японию, утратил свое прежнее значение — должен ли я сказать, что навсегда? — потому что ЛЮДИ не были евангелизированы. Тут общее направление всегда следовало по пути почти что обожествления интеллекта. Установка исканий влиятельных и образованных классов на своего рода приспособленное учение пользовалась губительной популярностью. И все же я не считаю, что все пропало, если только мы откажемся от этой тщетной цели и отдадим свое время и внимание массам...
Профессора и другие деятели, занимающие высокое положение в государстве, университете и обществе, создают терпимых христиан и представительных руководителей для комитетов и религиозных институтов; но за некоторыми благословенными и поистине благородными исключениями из этого числа они дают крайне слабых евангелистов. Их религия не является заразительной и никогда таковой не будет. Она слишком величественна. У них слишком много более важных проблем для рассмотрения, чем вопрос о вечности.
Обыкновенный человек с улицы находится совсем в другом положении. Если он становится христианином, это делается его образом жизни и всем для него. Он распространяет эту весть и стремится, чтобы другие также обрели свободу и радость. Так было, есть и всегда будет. Верно, что немногие могущественные, или мудрые, или великие являются призванными. Я рискну предположить, что многие из современных движений в Японии и где бы то ни было еще, кажется, определенно готовы ответить ложью на это серьезное предупреждение. И если высокое, великое и могущественное не унизится, чтобы принять старомодное Евангелие как дитя, то их учителя сожмут, придавят, выжмут его во всякого рода формы и размеры, пока оно не окажется в их глазах приемлемым.
Четвертым секретом благословения как раз и является путь, которым следовали съезды евангельской группы Японии.
Я считаю, что прав, говоря, что мы являемся лишь миссионерским обществом в этой стране, которое проводит свои съезды по направлениям, по которым мы работаем. Собрания проводятся прежде всего для обучения библейской святости, хотя один день полностью отдается зарубежным миссиям. Мы всегда считали, что этот метод обеспечения постоянного, практического и доброжелательного сочувствия к зарубежной миссионерской работе Бога следует понимать как то, что души приводятся к реальному опыту переживания полного спасения.
М-р Вернер, который в течение нескольких лет сотрудничал с евангелистской группой у себя на родине, дает нам возможность лучше понять точку зрения Пэджета Уилкеса на грех сердца и освобождение от него:
«Точно так же, как говорил Генри Мурхауз, проповедовавший Божью любовь от 1-й главы Бытия до 22-й главы Откровения, и Пэджет Уилкес проповедовал полное спасение от внутренней сути неверия через веру в драгоценную Кровь Христа, от Бытия до Откровения. Его великой темой было убеждение в том, что пока христианин может сознавать какое-то число грехов, которые приносят в его жизнь поражение, он никогда не постигнет, что неверие являлось грехом, величайшим грехом, только какой может совершить человек, пока не будет обличен в этом Святым Духом. До такого обличения он мог рассматривать это как немощь или как слабость веры, но как только Святой Дух открыл ему сущность этого, верующий мог понимать это лишь как смертный грех.
Я помню, однажды в первые дни существования нашей миссии Пэджет Уилкес остался со мной, и мы, как это часто бывало, беседовали о Господе и Его Слове. Он начал разговор о 7-й главе Римлянам и процитировал стихи 16 и 17, подчеркивая, что грех там упоминался не как что-то, что является частью вашего естества, но как то, что не является вами, но управляет вашими действиями и лишает силы ваши самые лучшие желания. Это тот самый унаследованный грех, который дьявол вложил в наших первых прародителей, и он существует в каждом ребенке Адама до тех пор, пока эта душа не очистилась через веру в драгоценную Кровь Христа. Он обычно любил соединять вместе два стиха: Римлянам 7:17 и Галатам 2:20. «...Не я делаю то, но живущий во мне грех» и «...И уже не я живу, но живет во мне Христос». Хотя я верил в полное спасение, я никогда до тех пор не рассматривал «грех» как нечто отделенное от меня».
Иногда нашему Небесному Отцу приходится разбивать сердца Своих слуг, чтобы дать путь наибольшему благословению и наибольшей результативности труда. Пэджет Уилкес не был исключением. Его сестра, написавшая биографию этого верного христианина, озаглавила одну из ее глав «Гора, названная Голгофой». В ней она обращается к мучительным скорбям, которые пронзали его душу в 1923 г. Проблемы, непонимание, отставки многих любимых им сотрудников, казалось, лились потоком. Об этом периоде он писал:
Во все годы моей миссионерской жизни я никогда не встречал так много трудностей и недоразумений. Невозможно рассказать
о всех несчастиях и разочарованиях, которые выпали на мою долю за последние шесть месяцев. Я только предполагаю, но мой Господь знает, как было необходимо мое смирение!
Он вышел в отставку в качестве директора миссионерской службы в 1925 г. Но любой, кто следовал его курсом в течение следующих 10 лет, мог не сомневаться, что Божий план был исполнен. В Китае, Канаде, Соединенных Штатах Америки, Южной Африке, Швейцарии и Британии Пэджет Уилкес должен был провозглашать такую дорогую его сердцу весть — весть о полном спасении через веру. На съездах и конференциях, в собраниях или в личных беседах он нес эту грандиозную весть слушателям всех возрастов и рангов.
Поистине, он являлся отображением Христа в слове и действии. Однажды брат начал с ним спор после победоносной проповеди, с которой он выступил на служении. М-р Уилкес, положив руку на плечо собеседника, мягко сказал ему: «Брат мой, это слишком свято для меня, чтобы быть предметом спора. Я никогда не спорю, но если ты желаешь войти в жизнь, я с радостью укажу тебе этот путь».
Он оставил после себя богатое наследство — свои сочинения. «Активная» серия включает его лучшие известные книги: «Активность искупления, служения, веры и жизни». «Миссионерские радости в Японии», несомненно, является ценным чтением. Заглавие отражает лучезарный дух человека, который считал высочайшей для себя привилегией трудиться и все перенести ради своего Господа в этой духовно бедной стране.
Во время своей последней болезни в 1934 г. он особенно стремился и желал, чтобы его верная сиделка пришла к познанию радости спасения. И он имел удовольствие свидетельствовать об этом счастливом событии. Перед этим он ей сказал:
Это будет стоить всех расходов и всех мучений и боли, всего, что означал мой приход сюда, если вы придете к Господу Иисусу. Обещайте, что мы с вами встретимся на небесах.
Он перешел в вечность к своему Господу Иисусу 5 октября 1934 г.
Василий Малов
Русский апостол
Восемнадцатилетняй Василий Малов отложил работу и подошел к окну, выходившему на оживленную улицу. Он задумчиво наблюдал за проходящими мимо толпами народа, но его мечтания прервал тихий и нежный голос, позвавший его: «Василий Малов!» Обернувшись, чтобы увидеть говорящего, он снова услышал свое имя. Но он никого не заметил. Внутри себя — он вдруг ясно это осознал — он слышал голос Бога и, хотя объяснить этого он не мог, догадывался, что это означало. «Нет, Господи, я не способен быть евангелистом, — молодой служащий управления машиностроительного завода в латвийском городе Риге спорил весьма решительно. — У меня нет дара проповедования».
«Разве ты не видишь толпы русских людей, которые лишены спасительного знания Моего Евангелия? — спросил его голос Бога. — Они, конечно, набожные люди, но как освободиться от греха, они не знают. Ты испытал в своей жизни силу креста Гслгофы и обязан посвятить всю свою энергию достижению твоими соотечественниками Благой Вести спасения». И таким образом божественный призыв дошел до Василия Малова, предназначенного в плане Бога провести 55 лет на урожайной ниве славянских народов по всему миру.
Рожденный в Латвии в 1883 г., сын благочестивого служителя баптистской церкви, он был обращен в 15-летнем возрасте во время богослужения в их доме. Христианские верующие находилисьтогда в опасности: им грозила тюрьма и еще более страшные наказания, и потому Василий и группа обращенных были крещены глубокой ночью в тихом месте ближайшей реки. С того времени юноша не знал страха в своем свидетельстве о Христе.
Вскоре ему стало понятно, что для исполнения призыва Бога на должном уровне ему следовало продолжить свое образование. Во всей обширной Российской империи не существовало евангельских учебных заведений для молодых людей, но ему было известно о колледже Сперджена в Лондоне, основанного именно для таких целей. Прибегнув к помощи английского словаря, он написал письмо в это учебное заведение. К его радости, ответ от Томаса Сперджена, сына великого проповедника, был таким: «Сердечный прием ожидает вас в нашем колледже. Приезжайте прямо сейчас».
Когда он сообщил родителям о своем намерении, мать ему написала: «Трудно отпустить тебя, Василий, потому что мы уже так стары». Когда он внимательно прочитал ее письмо с описанием молитвенной жизни престарелого отца и нескончаемого, тяжелого домашнего труда матери, он увидел как никогда до сих пор цену креста. Безудержно рыдал, он молился:
О, Боже, говори со мной через Твое Слово! Я должен во что бы то ни стало повиноваться Тебе! Ты привел меня к перекрестку дорог моей жизни. Ты знаешь, что я люблю своих родителей, но прежде всего я люблю Тебя.
В ответ на его мольбу пришли те слова нашего Господа, которые всегда сопутствуют тому, кто всецело следует за Ним: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Уволившись с работы, Василий отправился домой, чтобы попрощаться со своей семьей. Расставание было мучительным, но все же отец возложил дрожащие руки на голову сына в родительском благословении, а мать, целуя его, сказала: «Пусть Бог благословит тебя и сделает великим Божьим человеком». И таким образом этот юный русский отправился навстречу неизвестному будущему в чужую страну с крепким чувством божественного одобрения.
Василий оказался не просто прилежным студентом, но тем, кто неудержимо стремился ко все большему познанию христианского пути. Учителя распознали его мощные способности для будущего служения и молитвенно, со всем усердием наставляли его как в научных, так и в духовных вопросах. Библиотека колледжа была настоящей сокровищницей, и любознательный юноша поглощал жизнеописания и сочинения Брайнерда, Финни, Сперджена и Джона Нокса.
Последний обладал для него особой притягательной силой, и часто, когда Василий перечитывал ходатайственные молитвы этого истинного христианина, он думал: «Если Джон Нокс мог претендовать на всю Шотландию, не могу ли я претендовать на всю Россию?» И неуклонно возраставшая мольба его сердца стала звучать так: «О, Боже, дай мне Россию, или я умру». В начале курса обучения в колледже он планировал посвящать два часа в день общению со своим небесным Отцом. Секрет его успеха как завоевателя душ на протяжении всех последующих лет кроется в том особом значении, которое он предавал важности молитвы.
Он любил петь, и в своем служении часто вел большое собрание к настоящему взрыву пения так, что, казалось, поднимется крыша и звуки гимна достигнут небес. Особенно ему нравилось поднимать веру свою и других его любимым гимном:
Когда приходишь к Царю ты,
Любые нужды с собой приноси,
Ведь Его милость и мощь таковы,
Никто никогда не просит сверх меры.
Позже он перевел эти строки на различные языки Российской империи, гимн пели повсюду, вера в Бога возрастала и, казалось, заряжала атмосферу Его истинным присутствием.
В 1904 г. суровый край Уэльса стал свидетелем одного из мощнейших духовных пробуждений современности. Малов не мог чувствовать себя удовлетворенным, присутствуя при подобных сценах излияния божественной благодати. Его желание добиться такого же воздействия Святого Духа на своих соотечественников так возросло, что в ходе одного из служений он поднялся и заявил:
Молитесь за меня, чтобы я мог обладать силой баптизма! Молитесь, чтобы я мог быть избран орудием для темной России.
Мощная перемена происходила в этом юном искателе Бога. Он больше не мог планировать организованное служение по определенным пунктам, чтобы завершить его в назначенное время. Святой Дух должен был председательствовать на каждом собрании. Его руководству необходимо было неукоснительно следовать. Друзья никогда не знали, как долго будет длиться его служение. Именно во время уэльсского пробуждения этот избранный русский служитель Божий узнал лично и так близко Святого Духа как Личность.
Мы никогда не сможем полностью оценить труд жизни Василия Малова, если не будем помнить, что этот человек питал страсть к Богу и Его святости. Он знал своего Бога. И он продолжал узнавать Его благодаря глубоко жертвенному образу жизни в общении и в неудержимом стремлении к праведности. Слова, записанные такими, какими сходили они с его уст, наилучшим образом выражают его принципы:
Жизнь без святости есть смерть.
Каждое вновь рожденное Божье дитя в своем сердце слышит постоянный крик: «Не грешить! Не грешить!» Это всегда мой крик, днем и ночью. О, быть святым и угождать Богу во всем! Я много раз молился в Европе и тут, в Америке: «Любой ценой будем стоять за святость. Никакая цена не является чрезмерной ради того, чтобы стать святым». Я повторяю, это мое самое большое желание: заплатить столько, сколько нужно. Заставь меня, Боже, быть истинно святым! Пусть что угодно и кто угодно исчезнет, если только Ты единственный останешься. О, Любовь, которая не позволит мне уйти!
Енох ходил с Богом. Вы ходите с вашим другом или подругой, только ходите ли вы с Богом? Мужья ходят со своими женами, дети ходят со своими матерями, но ходите ли вы с Богом? Ходить во свете, значит ходить в святости. Мы можем иметь участие с Богом только в том случае, если наша жизнь свята и непорочна. Всякое участие с другими, которое не основано на хождении в свете, является греховным; ибо все, что не является светом, является грехом.
Пришествие Святого Духа является печатью, которая приводит в порядок все между Богом и человеком, ибо, где грех выходит, там Бог входит. Я благодарен Богу, что смог провести добрую часть дня наедине с Ним, чтобы снова искать Его лицо; чтобы найти Его как своего милостивого Отца и верного Друга. Когда я размышлял и направлял свой взгляд к Богу, вдруг вновь пришел издалека мой гимн обращения: «Спасение в руках Иисуса, Спасение на Его нежной груди, Там Его любовью наполнясь, Сладко моя душа успокоится». Тогда я знал, что, когда придут беды, все будет в порядке. Теперь я вновь отдаюсь, Его милости и в Его полное распоряжение — Он знает мое сердце и самые сокровенные желания.