Общие сведения о методической разработке
Автор методической разработки: Шейко Наталья Викторовна, педагог-психолог БОУ г. Омска «Гимназия №76»
Тема методической разработки: «Адаптация пятиклассников. Помощь родителей в адаптации детей»
Форма проведения занятия: родительское собрание
Место проведения: классный кабинет
Целевая группа: родители пятиклассников
Цель занятия: оказание помощи родителям в поддержке детей во время адаптации в 5 классе.
Задачи:
1. создать положительный эмоциональный настрой родителей;
2. повысить компетентность родителей об особенностях адаптационного периода пятиклассников;
3. обсудить трудности пятиклассников в период адаптации;
4. найти эффективные способы преодоления трудностей детей.
Планируемые результаты:
В результате групповой работы родители:
1. узнают о трудностях пятиклассников в период адаптации;
2. найдут эффективные способы решения трудностей в период адаптации детей в пятом классе;
3. смогут оказать поддержку ребенку в период адаптации;
4. будут более «вовлеченные» в образовательный процесс.
Регламент работы и формы организации деятельности родителей: родительское собрание предполагает обсуждение особенностей адаптационного периода пятиклассников, особенностей их возраста, трудности с которыми они сталкиваются в этот период, эффективные способы преодоления их трудностей. Деятельность родителей организована через групповую форму работы, мини-лекцию, экспресс-опрос, мозговой штурм, дискуссию. Результатом мероприятия будут даны рекомендации родителям в поддержке детей в период адаптации.
Время проведения родительского собрания – 60 мин.
Ресурсы для проведения занятия:
|
Приложение 1. «Как помочь пятикласснику в период адаптации»
2. Сценарный план
Приветствие (5 минут)
Цель: создать доброжелательную обстановку между родителями.
Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались по общему и волнительному поводу. Ваши дети теперь пятиклассники, у них сейчас особый период, в который они испытывают особые трудности и нам с вами надо им помочь. Наш формат работы будет построен в групповой работе. Для начала мы с вами поприветствуем друг друга с помощью игры».
Задание 1. Между участниками запускается мяч, передавая друг другу необходимо поприветствовать и сказать пожелание на совместную работу.
Мотивационный этап (5 мин)
Цель: повысить компетентность родителей об особенностях адаптационного периода пятиклассников.
Мини-лекция. Выступление педагога-психолога. «Особенности периода адаптации пятиклассников».
Дети с переходом на ступень основного общего образования сталкиваются с новыми условиями учебной деятельности. К этому времени дети уже достаточно взрослеют и начало обучения в 5 классе сопровождается началом подросткового периода. Подростки переживают это событие как важный этап в жизни. Одни гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Родители ждут успехов, взлетов успеваемости. Этого может не произойти. Более того, дети становятся нервным и беспокойным, иногда не могут решить те задачки, которые без труда делали полгода назад, постоянно забывают тетради, ручки и учебники, а в дневнике появились первые замечания.
|
«Возрастные особенности младшего подростка»
Возраст детей пятого класса можно назвать началом переходного возраста (подросткового). Этот период связан с периодом активного взрослением, чувством зрелости ребенка. Дети стремятся проявить себя как личность, что вызывает у них отчуждение от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от родителей. У подростка проявляется негативизм – стремление противостоять любым предложениям, поэтому чаще всего происходят конфликты с семьей.
Чем старше ребенок, тем больше он ориентирован на сверстников, на общение с ними. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
Основные особенности изменений ребенка в адаптационный период:
· потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
· повышенная утомляемость;
· стремление обзавестись верным другом;
· стремление быть взрослым, уйти от детской атрибутики;
· негатив к необоснованным запретам;
· переоценка своих возможностей;
· отсутствие адаптации к неудачам;
· ярко выраженная эмоциональность;
· повышенный интерес к спорту.