Решение проблемы (20 минут)




Цель – найти эффективные способы разрешения проблем пятиклассников в период адаптации

«Мозговой штурм». Родителям предлагается в группах по 4-5 человек рассмотреть проблемный вопрос и обсудить способы разрешения ситуации или вопроса, обозначить эффективные способы решения. На обсуждение дается 10 минут, затем от каждой группы родителей по очереди предлагается решение. Остальные группы слушают, задают вопросы или делятся своим опытом в данной проблеме.

Задание 1. Трудности в организации детей. Дети не самостоятельны и дома, и в школе. Не собирают нужные принадлежности, не выполняют во время домашнее задание. Вопрос: Что необходимо делать родителям, чтобы дети были более самостоятельны и организованы?

Задание 2. Дети не записывают домашнее задание в дневник, не ведут его. Часто ссылаются на то, что не успевают записывать домашнее задание или говорят, что им не задавали. Вопрос: Чем могут помочь родители в этой ситуации?

Задание 3. Ребенок ничего не хочет делать, отсутствие мотивации и заинтересованности, проявляет раздражение и безразличие. Вопрос: Как повысить мотивацию ребенка и поддержать его?

Задание 4. Низкая успеваемость ребенка. Отметки ниже, чем были на конец четвертого класса. Вопрос: Чем может помочь родитель для того чтобы повысить успеваемость ребенка?

Задание 5. Изменения отношений в классе. Частые ссоры, конфликты и выяснение отношений. Вопрос: Какие родители могут помочь в решении ситуации?

Дискуссия. После обсуждения в группе родители каждая по очереди высказывает свои предложения. Родители делятся своим опытом, дают свои советы. Учитель (или педагог-психолог) дает готовые рекомендации в случае, если родители конструктивных решений не находят.

Рефлексия (10 минут)

Цель – закрепить полученные знаниядля использования в период адаптации пятиклассников

Обсуждение. Принятие решений. Итоги подводятся педагогом. Обобщение всех предложений родителей. Принятие решений. Родителям предлагается, передавая мяч друг другу отвечать на вопросы: «Что понравилось/не понравилось? Что я буду делать уже завтра в отношении ребенка по преодолению трудностей в школе?»

Заключение

Период адаптации в пятом классе является отправной точкой в успешности ребенка на уровне основного общего образования. Преодолев трудности в адаптации к пятому классу, каждый обучающийся имеет возможность успешно закончить обучение. Успехом будет ответственность и самостоятельность в решении учебных задач.

Родители в этот период жизни детей играют большую роль в формировании необходимых для обучения качеств. Но не всегда осознают свою значимость в их формировании. Главной целью работы с родителями – это предоставить возможность родителям эффективно преодолеть адаптационный период вместе с их детьми. Период пятого класса это начальная ступень к самостоятельной жизни детей и от родительской помощи зависит дальнейшее обучение. Понимание значимости родителей в поддержке детей и их учебных успехов приведет к результату преодоления адаптационного периода. Предлагая родителям проблемно-поисковый подход в решении задач, имеет значимый результат.

Материально-технические условия

1. Кабинет, подготовленный для работы в группах (расстановка столов на 5 групп).

2. Карточки с заданиями. Памятки для родителей.

3. Листы, ручки для выполнения заданий.

Приложения

Приложение 1. Памятка для родителей.

«Как помочь пятикласснику в период адаптации»

1. Помогайте ребенку выполнять домашние за­дания, но не делайте их сами.

Составьте с ребенком распорядок дня, где будет указано время, отведенное на выполнение домашней работы, подготовки школьных принадлежностей к следующему дню в соответствии с расписанием. Родителям необходимо контролировать данный режим до тех пор, пока ребенок сам не будет его соблюдать. Это поможет сформировать у ребенка ответственность и организованность в школьных делах. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

Ваша помощь необходима тогда, когда ребенку она необходима. Если ребенок обращается к вам с вопросами, свя­занными с домашними заданиями, помогите ему най­ти ответы самостоятельно, а не подсказывайте и не делайте за него. Если спокой­но, последовательно помогать со школьными делами и домашними обязанностями, то полноценное ответственное пове­дение постепенно сформируется.

2. Ежедневный контроль ведения дневника, записей домашнего задания.

Ребенку необходимо помогать формировать ответственность и исполнительность. Недисциплинированный ребенок практически не испытывает дискомфорта на замечания. Родителям необходимо спокойно, методично и последовательно добиваться того, что он обязан делать. Выговоры и нотации не приведут к результату, а только испортят отношения. Ребенок должен осознавать всю ответственность своей учебной деятельности и ее результаты.

3. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выяснив интересы ребенка необходимо установить связь между его интересами и предметами, которые он изучает в школе. Например: любит фильмы — купите книгу, по которой постав­лен фильм, так возникнет любовь к чтению; любит играть – покупайте справочники, так возникнет стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите лю­бые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней де­ятельности.

Уделяйте свободное время на разговоры с ребенком о его школьной жизни. Каждую неделю выбирайте свободное время и внимательно слушайте. Делитесь своими рассказами о своей школьной жизни. Интересуйтесь отношениями с друзьями, одноклассниками вашего ребенка, ему будет приятна ваша забота и внимание. Поддерживайте ребенка.

4. Пути решения учебных проблем.

Для помощи ребенку в учебной деятельности, для повышения успеваемости необходимо разобраться с причинами неуспеваемости в школе:

· Психофизиологические особенности ребенка. Низкие показатели теста Тулуз-Пьерона. Невнимательность ребенка приводит к неуспеваемости и неорганизованности ребенка. Необходимо обратится за рекомендациями к специалисту (психологу или неврологу)

· Особенности мышления. Необходимо чтобы ребенок понимал материал. Зубрение не приведет к результату, ребенку необходимо понимать смысл изучаемого (развитие понятийного мышления). Развивайте внимание, мышление, память ребенка.

· Низкая мотивация. В основном она объясняется тем, что ребенок избегает неудач и перестает что-либо делать. Необходимо помочь в решении учебных задач. Когда ребенок видит результат – это его стимулирует и повышает его мотивацию на достижение успеха.

· Неуверенность в себе. Ранние неуспехи могут влиять на неуверенность, повышенная тревожность, излишняя требовательность родителей к успехам и боязнь не оправдать их ожидания. Падение самооценки. Необходимо всегда поддерживать ребенка.

Как сохранить работоспособность пятиклассника

· После школы ребенку необходимо полноценно отдохнуть – несколько минут полежать, расслабиться, можно прогуляться на свежем воздухе и только потом садиться за уроки. Оптимальное время для выполнения домашнего задания – 15:00-17:00

· Домашнее задание необходимо делать с перерывами в 10-15 минут.

· Необходим полноценный сон для того чтобы восполнить свою энергию. Дети 8—10 лет должны спать не менее 10 часов, 12—15 лет — 8—9 часов.

5. Воодушевите ребенка на рассказ о школь­ных делах.

Интересуйтесь его отношениями в классе с одноклассниками. Не ограничивайте вопросами: «Как прошел твой день в школе?» Выбирайте время для беседы, запоминайте имена друзей, помогайте в разрешении конфликтов и споров. Запоминайте важные события и детали историй ребенка для того чтобы начинать подобные беседы с ребенком.

Организация совместных мероприятий в классе, праздников приведет к сплочению коллектива и уменьшению конфликтности.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Список литературы

1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель. – 261с.

2. Мазова Г.С. Возрастные психологические особенности пятиклассников [Электронный ресурс] / https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/11/10/vozrastnye-psikhologicheskie-osobennosti



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: