Музыкальный театр Беларуси 18 века: частнособственнические театры магнатов (Несвиж, Гродно, Слоним, Шклов)




XVIII век — центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.

Истоки белорусского театра — в народных обрядах и играх, в творчестве бродячих актеров — скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр батлейка. XVI–XVIII века — широкое распространение получил школьный театр, в XVI–XX веках — народная драма. В 1–й половине XVIII века в городах и поместьях работают частные театры, некоторые из них достигли профессионального уровня.

Важное значение для развития театрального искусства Беларуси имела деятельность драматурга, актера и режиссера В. Дунина–Марцинкевича, который в середине XVIII века начал работу по созданию белорусского профессионального театра.с середины 18 века, на волне Просвещения начинают бурно развиваться придворные (крепостные) театры (Гродно, Несвиж, Слуцк, Слоним, Ружаны, Шклов, Чечерск и др.). На их сценах выступали как профессиональные актеры (французские, итальянские, польские, немецкие), так и местные любители (из кадетов, слуг), дети крепостных крестьян, которые проходили основательную подготовку под руководством зарубежных специалистов (в гродненской театрально-художественной школе А.Тизенгауза преподавались французский и итальянский языки). Потом крепостные актеры с успехом выступали на петербургской, варшавской, гродненской и львовской сценах.Мемуарные источники довольно подробно информируют нас о деятельности несвижского, слуцкого и шкловского придворных театров. Первое упоминание о представлении в Несвиже датируется 13 мая 1746 года, когда Михал Радзивилл записал в своем диариуше: «После обеда я со всей компанией ездил в Альбу; там под открытым небом состоялась очень приятная комедия, которую написала моя жена (Францишка Уршуля. — Авт.), играли ж мои дети, паненки и придворные, честные люди, при одобрении всех присутствующих. Потом под шатрами был ужин, за ним при чудесной илюминации фейерверк состоялся, наконец вернулись ночевать мы в Несвиж». Позже любителей сменили профессионалы. При Пане Коханку «капелла, которая состояла из шестидесяти музыкантов, играла в замке ежедневно, во время обеда и ужина, в театре и на вечерних балах, никогда не имея свободного времени. Капельмастеров было четверо: Голанд, Наркевич, Киприани и Каселли. В театре ж, кроме актеров, князь держал двадцать ребят и двадцать девчат для балета, которым руководил итальянский балетмайстер Пецинетти. Хотя и толстый и тяжелый весом тем не менее он чуть ли не летал в воздухе, казался легким, как пух» (Крашевский). Среди крепостных балерин попадались «очень красивые, стройные и на удивление изящные танцовщицы», а самой лучшей среди них считалась Соплекевичевна, которая потом вместе с учителем рисования Моранти тайно сбежала в Петербург и поступила на имераторскую сцену.

По «Воспоминаниям про князя Кароля Радзивилла», в несвижском придворном театра размещалось до двух тысяч человек, осветляли его шесть тысяч свечек и триста цветных лам, украшивали большие «померанцы» (апельсиновые деревья). Особенно пышные представления состоялись тут в 1784 году, в связи с приездом польского короля. С итальянскими ариями выступали сопранисты Николин и Альбертини. На прощание королю «чудесно репрезентовали балет „Пигмалион“, который сделал присутствующим большую приятность и по их желанию трижды повторялся».

Более примитивный характер имели спектакли слуцкого придворного театра. При Герониме Радзивилле в нем господствовали немцы. Представления выглядели каким-то дополнением к охоте и войсковой муштре. Вот несколько записей из дыяриуша Михала Радзивилла, который часто гостил в Слуцке: "22.VI (1755 года. — Авт.).Ужин и комедия немецкая». «24.VI. Обедали в замке... Потому играли комедию Маринетта». «26.VI. Вернувшись были мы на комедии немецкой». «6.X. После обеда мы стреляли диких свиней и одиннадцать забили, потом была опера итальянская». «7.X. Одолели в зверинце оленя, вернувшись, были на комедии немецкой». «4.VIII. (1756 года. — Авт.). После обеда охотился на кабанов, потом были на немецкой комедии, которую мой брат держит за большую цену». «5.VIII. В зверинце одолели лося и там ужинали, вернулись в Слуцк на комедию немецкую». «2.IV. (1757 года. — Авт.). Приехали в Слуцк, были на комедии немецкой, ужинать вернулись в старый замок, где и ночуем». Слуцкий оркестр и балет выезжали на гастроли в Несвиж. 11 апреля 1757 года Рыбонька оставил заметку: «Танцы людей брата моего в театре после комедии». 9 июля 1759 года: «После обеда были мы на итальянской оперетте, балетах, который исполняли танцоры и танцовщицы моего брата».В 1759 году вместо временного помещения в Слуцке был построен постоянный «комедихауз». Хозяин, Героним Радзивилл, охарактеризовал его так: «Зал для оперы и комедии возвещден с большой пышностью. В ней полно зеркал, подвешенных и настенных, в портере лавки мягко выстелены и обиты сукном, рядом такие же удобные ложи, для нас же, больш достойных, диван, обитый пунсовым бархатом, богато украшенный галунами, френзлями и крепом, возле нее кроме обычной охраны стоят вооруженные гранд-мушкетеры, которые представляют собой очень видную фигуру. Театр так же очень красивый, у него много разных сцен, которые меняются в декорациях, пристойное место для оркестра, в котором удобно размещаются до 40 иностранцев разных народов, чтобы тешить ухо зрителей слаженной мелодией». Рядом с театром находились флигели, в которых жили «артисты оперы, комедии и оркестра, с танцмайстерами и танцовщицами, которых выучил тут из моих крепостных пан Путини, итальянец». Кроме того, в Слуцке был «портативный, переносной театр, в котором играли марионетки (куклы — Авт.), но так натурально, что выглядели не куклами, а живыми существами, очень богато одетыми». В 1759 году в «комедихаузе» устроили богатые представления в связи с приездом польского королевича. Однако это были последние дни слуцкого театра. В 1760 году его ограбили, содрали даже бархат с лавок, а в следующем году, после смерти князя, декорации («кони, львы, слоны, корабли и трон») перевезли, прикрыв дерюжками, в Несвиж.В конце 60х гг. XVIII в. был основан театр в Гродно. Он принадлежал гродненскому старосту графу Антонию Тизенгаузу. При этом театре существовала постоянная драматическая труппа, оркестр, было даже открыто училище балета, первое во всей Речи Посполитой, образовано балетная труппа, для которой были вызванных знаменитые танцовщики тех пор братья Каэтана и Людвиг Петынеци. Позже граф подарил труппу короля Станислава Августа Понятовского.Среди других крепостных театров определились Слонимский театр князя Михаила Казимежа Огинского, театр Сапегов в Ружанах, театры Тышкевичей в Свислочи и Плещеницах. Слонимский театр существовал с начала 70х до 90х гг. XVIII в. В нем работали профессиональные солисты оперы и ДРА тематические актеры, а крепостные пели в хоре и танцевали в балетных постановках. На сцене ставились оперы и балеты итальянских авторов, классические произведения. Сама сцена была построена по последним достижениям тогдашней техники: она могла заполняться водой, и тогда участники постановки выплывали на лодках; могли разыгрываться и кавалерийские бои. Очень высоким уровнем определялся балет, что позволило М. Огинского, как и ранее А. Тизенгаузу, подарить его королю Речи Посполитой Ст.А. Понятовского. Позднее эти трупы стали основой Варшавского балета. По словам польских зрителей, они приводили в восторг “своими показами даже варшавскую публику, которая видела разного рода зрелища”. Шкло в был известен и как культурный центр региона, здесь в 1788 году был основан Шкловский театр Зорича, просуществовавший 12 лет, балетная и музыкальная школы. По инициативе бывшего фаворита Екатерины в Шклове был также создан кадетский корпус для детей выходцев из обедневших дворян, который вскоре перешел в ведение военного ведомства. Умер Зорич 1799 году и погребен близ шкловской Успенской церкви. На могиле его был поставлен мраморный крест.

 

37. Музыкальное творчество в беларуси в 19 веке: Н. Орда, М. Ельский, Д.и В. Стефановичи, Ф. Миладовский в XIX в. были сложены батрацкие, рабочие, революционные песни, а также припевки-частушки, а в Великую Отечественную войну родился пласт современного белорусского фольклора - партизанские песни.Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов: жалейка, дуда, дудки, рог, труба, скрипка, лира, цимбалы, гармоник, бубен, барабан. Ведущие центры, в которых исследуются проблемы теории, истории и практики музыкального фольклора и профессиональной музыки - Институт искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси, Белорусская государственная академия музыки. Белорусский государственный университет проблем культуры.Анализ творчества Наполеона ОрдыПарижский период жизни принес Наполеону Орде известность в широких кругах европейской интеллигенции. Вместе Фредериком Шопеном он музицировал на вечерах в домах Плятеров и Чарторийских. Принимал участие в литературных собраниях, сопровождая игрой на фортепиано поэтические импровизации Адама Мицкевича. С 1847 г. работал директором Итальянской оперы в Париже. Занимался сочинением и преподаванием музыки.Художественное образование наш знаменитый соотечественник получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Первые циклы рисунков Наполеона Орды появились после его путешествия в 1840-1842 гг. по Франции и Рейнской области. Потом были циклы по Испании, Португалии, Алжиру (1842-1844 гг.).В 1856 г. после объявления российским императором Александром ІІ амнистии эмигрантам Н. Орда оставил семью, обеспеченную жизнь и успешную карьеру в Париже и в 49-летнем возрасте вернулся на родину. После смерти матери в 1859 г. в связи с его участием в восстании 1830-1831 гг. родовое имение было конфисковано. Художнику было позволено лишь взять его в аренду. По возвращении из эмиграции он жил в Вороцевичах, Гродно (1862-1863 гг.), потом перебрался на Волынь, где работал домашним учителем музыки у генерала Адама Ржевусского.В 1866 г. Наполеон Орда был арестован по подозрению в участии в восстании 1863-1864 гг. и посажен в Кобринский тюремный замок. В 1867 г. военно-полевой суд приговорил художника к высылке в отдаленные губернии России. Благодаря стараниям жены и помощи посла Франции приговор впоследствии отменили. Тем не менее Наполеона Орду царские власти лишили права аренды и проживания в родовом имении. Ему было позволено лишь поселиться у родственников в имении Молодово Кобринского повета.

38. Музыкальная культура Беларуси 20 века. Роль музыки в театре И. Буйницкого В XX в. произошел подлинный расцвет белорусской музыкальной культуры и образования. В 1918—1919 гг. были открыты музыкальные школы и народные консерватории, позже преобразованные в музыкальные техникумы. Особое значение приобрел Минский музыкальный техникум (ныне музыкальное училище имени М. Глинки). На базе его оперных и балетных классов в 1933 г. был открыт театр оперы и балета. В 1932 г. открывается консерватория, ныне Белорусская государственная академия музыки.

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений. Это Е. Глебов, который особое признание завоевал в жанре балета: «Альпийская баллада», «Избранница», «Маленький принц»; В. Солтан, создавший романтическую оперу «Дикая охота короля Стаха» на сюжет повести В. Короткевича.

В песенном жанре успешно работали В. Словников, Ю. Семеняко, И. Лученок, В. Иванов, В. Будник, Э. Зарицкий и многие другие. В 1980—1990 гг. появились произведения духовной музыки (Л. Шлег, В. Копытько, А. Бондаренко). В Беларуси работают: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный музыкальный театр (с 1971 г.), Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича (с 1930 г.), Государственный академический симфонический оркестр (с 1928 г.), Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы (с 1939 г.), Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича (С 1952 г.), Академический хор Белорусского радио и телевидения с 1987 г., Симфонический оркестр Белорусского телевидения и радио (с 1958 г.), Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки (с 1987 г.), Государственный ансамбль танца с 1959 г., Белорусская государственная академия музыки с 1932 г., Белорусский союз композиторов (с 1932 г.), Белорусская государственная филармония (с 1937 г.), эстрадные коллективы «Песняры», «Сябры»; фолкрок представляют группы «Палац», «Крама»; этнорок — «Троица». В последние годы созданы новые творческие коллективы, в их числе мужской вокальный квинтет «Чистый голос», джазовый ансамбль «Яблочный чай», больше проводится музыкальных фестивалей, которые позволяют приобщить широкие слои населения к лучшим образцам музыкального и хореографического искусства. Кроме традиционных международных музыкальных фестивалей «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар в Витебске», постоянную государственную поддержку получают Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», джазовый фестиваль «Блюз живет в Минске».

Проводятся такие крупные культурные акции, как фестивали камерной музыки «Музы Несвижа», современной хореографии в Витебске, белорусской поэзии и песни в Молодечно, старинной и современной музыки в Полоцке. Всего в Беларуси постоянную прописку получили более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей, имеющих зрительскую аудиторию более 1 млн. человек, не считая телевизионной.Театральная жизнь в Беларуси в начале XX века была связана с деятельностью Первой белорусской труппы Игната Буйницкого. Первоначально театр был создан как любительский в родном селе, где проводились «белорусские вечеринки», а позднее он превратился в профессиональный, а сам Буйницкий считается создателем (“бацькам”) белорусского профессионального театра.

В сценической реализации постановок важная роль принадлежала формированию национальной интонации, как некоего особого «кода» сценического творчества. Особое место отводилось народному музыкальному творчеству, в первую очередь, песенному фольклору. Достаточно напомнить любимый спектакль 1920-х годов – «музыкальную драму» «На Купалье».Несмотря на появление любительских кружков в Минске, Витебске, Гродно, Могилеве к концу XIX века и некоторое оживление музыкально-театральной жизни, качественно новый, более высокий этап развития театра начинается только в начале XX века, когда развернулась культурно-просветительская деятельность Игната Буйницкого (1861 – 1917), знаменовавшая новый этап в истории белорусского драматического и музыкального театра.Игнат Буйницкий – выдающийся самородок на ниве белорусского искусства. В своей музыкально-театральной деятельности он продолжал развивать на более высоком профессиональном уровне традиции театра В. Дунина-Марцинкевича. Он широко пропагандировал музыкальное творчество народа, его песни и танцы, стремился к созданию синтетического театра, в котором, кроме драматического искусства, были бы представлены хоровое пение и народная хореография.

В репертуар театра И. Буйницкого входили популярные пьесы белорусских и украинских драматургов. С большим успехом театр показывал произведения М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

Одновременно И. Буйницкий тщательно отбирал для своих выступлений народные песни. В этом ему помогал опытный хормейстер и композитор Л. Роговский, который был близко связан с белорусской литературой, театром, с народной песней, а позже ему удалось составить белорусский песенник для народных и школьных хоров, который сыграл большую роль в пропаганде национальной песни. Сборник был «посвящен артисту Игнату Буйницкому». Вот некоторые песни из этого сборника, которые вошли в репертуар театра Буйницкого, исполнялись хором и производили глубокое впечатление на слушателей: «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами» и другие.

Театр Буйницкого пустил глубокие корни. Музыкально-драматические кружки, распространившиеся на территории Беларуси, развивая его традиции, продолжали формирование национального театра.

Облик профессионального национального театра Беларуси формировался, как известно, с участием самоотверженных подвижников искусства, начиная с “бацькі беларускага тэатра” И. Буйницкого и ряда талантливых драматургов, актеров, музыкантов, постановщиков, часто – в одном лице, как, к примеру, В. Голубок (в Минске работает “тэатральная гасцёўня У. Галубка”).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: