ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ И КАК ЭТО ЛЕЧИТСЯ




 

 

Социологи Европейского Союза, исследуя отношение общественности к «европейским ценностям», пришли в изумление от ответов большинства респондентов: те либо не знали, что это такое, либо ответили не так, как ожидали в Брюсселе. На белорусском портале dal.by Артём Литовченко иронично прокомментировал эту ситуацию: «Это нормально, потому что не существует никаких европейских ценностей».

 

КАНОНИЗИРОВАННЫЙ СПИСОК

 

Единого «канонизированного» перечня «европейских ценностей» нет, хотя они и приняты Советом Европы за некую реальностьи внесены как термин в Европейскую конвенцию о защите основных прав и свобод человека. Несмотря на то, что политические институты считают «европейские ценности» тем фундаментом, на котором строится Европейский Союз и европейская интеграция, встречаются и многочисленные эксперты, не согласные с такой позицией и с таким мышлением.

 

Существует и «автономная» система взглядов на «европейские ценности». Например, сотрудникбрюссельского «Центра европейских политических исследований», бывший депутат Европарламента Майкл Эмерсонпризнаёт, что в официальных документах ЕС и Совета Европы ценности упоминаются спорадически, и предлагает собственный список из «десяти европейских ценностных заповедей», в которые он включил демократию и права человека, четыре свободы – совместной торговли, свободногопередвижения, проживания и трудоустройства граждан, а также социальное партнёрство, многонациональность, неприятие национализма, мировой мультикультурализм, антитоталитаризм и антимилитаризм (но без пацифизма), многополярностьвнешней и внутренней политики, три уровня власти – наднациональный, национальный и региональный, открытость для всех европейских демократий и постоянные эволюционные изменения границ Европейского Союза.

 

ПОДДЕРЖКА ПУТИНА

 

Серия исследований различных научных институтов Запада вызвала в политических кругах приличную бурю. На основе «Европейского социологического исследования» вышел сборник «Европейские государства в двустороннем ценностном пространстве», а затем газета «Нойецирхерцайтунг» опубликовала часть результатов исследования американского центра «Пью» о связи между религией и национальной идентичностью в 34-хгосударствах. Эта газетная статья поставила политическую верхушку Европейского Союза в очень неудобное положение, сообщив, что «в вопросах ценностей существует такой хаос, что Италия очутилась на востоке, а Чехия на западе».

 

Исследование о том, кого поддерживают европейцы – президента России Владимира Путина или западных лидеров, – выявило, что православные, где бы они ни жили, поддерживают Путина. Таким образом, социологи предупредили, что у НАТО могут возникнуть большие проблемы в Болгарии, Румынии, Греции, а также в Грузии, Молдавии и Сербии, которые каким-то чудом имеют одни и те же политические ценности. Исследователи представили результаты, согласно которым большинство православных ожидает, что «Россия их защитит от удара Запада и НАТО» (так считают 69%греков, 65% румын, 56% болгар, 75% сербов). Да и по другим вопросамвыяснилось, что общественное мнение в государствах Европейского Союза не поддерживает «европейские ценности» (так, более 90% опрошенных отвергают гомосексуализм и не желают видеть в своей стране мигрантов, причём желание граждан находиться под защитой НАТО и США имеет невероятно низкую популярность – колеблется от 25% до 31%).

 

НЕМЕЦКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Немецкий Институт демоскопии в Алленсбахе (InstitutfürDemoskopieAllensbach) также произвёл похожее исследование – конечно же, с особым акцентом на состояние ценностей у немцев. Вопросы о жизненных и европейских (политических) ценностях задавались немцам в возрасте от 30 до 59 лет. Результатыисследования показали большие расхождения между официальной политической пропагандой в отношении «европейских ценностей» и личными ценностями участников опроса. Иными словами – то, что европейскими политическими институтами и организациями неправительственного сектора пропагандируется как «европейские ценности», для жителей государств европейского Союза таковыми не является. Точнее – они с этими «ценностями» даже не знакомы и зачастую не знают, что это такое.

 

Что же касается личных ценностей, то оказалось, что они противоположны «европейским», то есть в поле зрения анкетируемых не попали ни права ЛГБТ-сообщества, ни множество других популярных тем.Для европейцев на вершине ценностной лестницы оказались финансовая независимость и стабильность, здоровье и счастливый брак (так ответили 80% опрошенных), тогда как политические ценности, как мы уже упоминали, для них второстепенны. Также исследование показало, что в государствах «первой зоны ЕС» (Германия, Франция, Бельгия, Голландия) люди в 75% случаев не готовы к какому бы то ни было виду аскетизма и отказа от «удовлетворения жизненных потребностей» ради каких угодно целей, хотя бы и упомянутых политических. Интересно, что 60% опрошенных в упомянутой категории даже сожалеют о том, что не «насладились радостями жизни» в большей мере.

 

БРАК И МОНОГАМИЯ

 

Вопреки брюссельской пропаганде целых 80% опрошенных считают «счастливый брак» важной ценностью.Интересно, что 62% придают браку такую важность из-за детей. Когда этот вопрос задавали молодым людям (от 18 до 25 лет), выяснилось, что о детях мечтает только половина анкетируемых, остальные же к детям равнодушны или считают себя детоненавистниками.

 

Около 70% молодых людей Евросоюза ценят моногамию и верность (в отношениях и в браке), хотя и ежедневно подвергаются ударам пропаганды, предлагающей им совершенно другой ценностный образец. Также молодёжь Европы ценит мораль и уважение, как в личных отношениях, так и в широких, общественных коммуникациях. Пожалуй, именно из-за этого конфликта – между их стремлением к моральной и здоровой жизни и совсем иной действительности Евросоюза – около 43% молодых людей пессимистически смотрят на будущее новых поколений, поскольку считают, что их потомству будет тяжелее и сложнее бороться с разнообразными жизненными и общественными проблемами, тогда как только треть респондентов данной категории считает, что всё будет хорошо.

 

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙТОВАР

 

После всего сказанного ясно, что «европейские ценности» – это просто один из инструментов пропаганды, который хорошо использовать, когда надо бы привести аргументы, а их не существует. «Европейские ценности» – этотовар, в большей степени предназначенный на экспорт. Это из-за них рушатся государства, которые их якобы не уважали – Югославия, Ливия, Украина…Вот далеко неполный список того, что подразумевается под определением «европейские ценности»: общая историческая судьба и наследие народов Европы и Запада, право наций на самоопределение, парламентаризм, демократическое устройство государства и общества (с особым вниманием к правам меньшинств), главенство права (правовое государство), рыночная экономика, основанная на частной собственности, социальная справедливость с опорой на социальное государство, приоритет прав человека и суверенитета личности над государственным суверенитетом и либеральным индивидуализмом, секулярность общества в его культуре, терпимость (толерантность) и мультикультурализм…

 

Русское общественное мнение особенно чувствительно к речам о «европейских ценностях», поскольку за этими всхлипываниями никто не видит действительного положения русского населения в некоторых государствах Европейского Союза – преждевсего в Прибалтике и в Польше, а также и «у европейского друга» – на Украине.Поэтому нас не удивляет резкая реакция на вопросы, задаваемые в очевидно антирусском контексте, не только многочисленных СМИ, но и российского министра культуры Владимира Мединского.

 

Когда редакция портала pravda.ru, подстрекаемая пропагандой«европейских ценностей» и своим несогласием с актуальной политикой, иронично задала вопрос «Европейские ценности – да разве они существуют?», министр культуры Российской Федерации отреагировал в том же духе. Он выразил убеждение, что «европейские ценности» представляют собой плод воображения европейских интеллектуалов, занимающихся евроатлантической пропагандой. И добавил: «Никаких европейских ценностей не существует». Существуют амбиции, существует намерение под маской «европейских ценностей» подбросить другим народам свою ценностную шкалу. Поэтому «европейские ценности» являются лишьничего не значащейпропагандистской фразой, которую хорошо использовать для привлечения внимания общественности.

 

Может быть, лучше всего проанализировал «европейские ценности» Константин Борисов на портале zarya.lv в статье с интересным заголовком – «Что такое европейские ценности и как они лечатся». Борисов пишет: «Вам случалось слышать одно, а видеть совсем другое?» Вот именно это и происходит с Европейским Союзом – когда заводят речь о ценностях, вы слышите одно, а видите совершенно другое. Примеров полно – от Югославии, где бомбардировками отделяли от Сербии Косово, до Эстонии и Литвы, где Брюссель «не замечает» того, что у русского населения отнимают гражданские права, не разрешая русским обучение в школе на родном языке.И, конечно же, это не единичные примеры: на Ближнем Востоке, например, политика Европейского Союза изобилует отсутствием каких бы то ни было «европейских ценностей» – вспомним Сирию, Ирак… Стоит ли говорить о том, как ЕС закрывает глаза на дикости украинских неонацистов?

 

ТРАДИЦИОННЫЙ ЛЕКАРЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

Как же вылечить заболевших «европейскимиценностями»? Борисов предлагает позвать традиционного лекаря Западной Европы, который лечил её всегда, когда она заболевала. Этот лекарь – Россия. Россия вылечила от «европейских ценностей» тевтонских рыцарей Римско-католической церкви, Наполеона, Гитлера… Имена её лучших докторов всем известны: Кутузов и Раевский, Жуков и Рокоссовский, Конев и Василевский… Лечение было болезненным – это факт, но зато всегда успешным, и подвиг этих русских «врачей» был главным вкладом в развитие европейской цивилизации, её возвращением в здоровое русло. АРоссия уже приготовила новейшие лекарства, которые сейчас испытывает в Сирии.

 

Лингвисты указывают, что пустых фраз, подобных выражению «европейские ценности», хватало и прежде, но наше время характерно небывалой инфляцией этих бессмыслиц.Разве люди задумываются, когда слышат выражения типа «все цивилизованные страны», «просвещённое человечество», «свобода слова», «политический консенсус», «права человека», «общественное мнение», «гражданское общество», «национальные интересы» и т.п.?Когда эти словосочетания произносятся или слышатся впервые, какое-то время они способны дать результат в контексте передачи смысла, но потом они преображаются в пустошь и бессмысленные клише, и всё чаще используются просто как пароли пропаганды. А, как известно, задача пропаганды – не передать информацию, а сподвигнуть людей на акцию, оставляя их при этом в полном неведении о сути происходящего.

 

СИМВОЛ ВЕРЫ

 

«Европейские ценности» в политике Европейского Союза и Запада вообще занимают особое, если не сказать – почётное место, потому что они превратились в «символ веры», кредо, стали частью «европейской политической идентичности». Итак, в «европейские ценности» ВЕРУЮТ – от тех, кто считает себя приверженцем евроатлантической интеграции до тех, кто борется против «варварской России» и её союзников.

 

Поэтому важно рассмотреть, а есть ли общие, одни и те же ценности у немцев, англичан и испанцев? О греках мы уж и не говорим…

 

Европа – географическое понятие, а ЕС – просто часть этой Европы. «Европейские ценности» (как их понимают в Брюсселе) не являются общими даже для народов, вошедших в Союз, не говоря уже о народах Центральной Европы или Балкан. Возьмём, например, идеал свободы. Как он осуществляется в Хорватии, Германии и Польше? А как в Венгрии, Сербии или Греции?А одинаково лив перечисленных державах себя чувствует нацизм?А как вписывается в «европейские ценности» итальянская мафия или педофилия римско-католического священства? Как можно, рисуя призрак «европейских ценностей», с одной стороны изобразитькардинала Степинца и Ганса-Ивана Мерца, а с другой – лик святого Николая Велимировича?Иными словами – что понимают под святостью католики, а что православные?А как в «европейские ценности» поместится равнодушие голландцев или датчан к употреблению наркотиков?

 

Представляется, что одной из «европейских ценностей» может считаться религиозная терпимость (толерантность). А, между тем,как с ней соотносится запрет ношения хиджабов во Франции или сооружение мечетей с минаретами в Словении?И как вписываются в религиозную терпимость голландские мультфильмы об исламе и мусульманах?

 

Не нужно строить иллюзий, когда речь идёт о политике веротерпимости (толерантности). Как и об экуменизме, который тоже нельзя рассматривать иначе, как просто фазу конфессиональной и, в конце концов, политической борьбы за доминирование Запада над Востоком. Практика показала, что Ватикану легче признать теорию Дарвина, чем геноцид Независимого государства Хорватия над православными сербами в ходе Второй мировой войны.

 

ЦЕННОСТИ И ПРАКТИКА

 

Может быть, «европейская ценность» – это решение конфликтов без войны, как это утверждает пропаганда Европейского Союза? Как тогда быть с войной в Югославии, с бомбардировками этой страны? Как упаковать в «мирное решение конфликта» агрессию Грузии по отношению к Южной Осетии, и поддержку Евросоюзом кавказского милитаризма? Как понимать события на Украине, в Ливии?..

 

Конечно, как отдельная «европейская ценность» существует европейский уровень жизни. Однако же, в составе Европейского Союза находятся Болгария и Румыния, где такого уровня и близко нет. А каков уровень жизни у жителей Южной Италии, Греции и Португалии?

 

Может быть, говоря о «европейских ценностях», мы можем опереться на какой-нибудь конкретный элемент или знание? Например, рассмотрим ценность профессиональной карьеры.Но исследования показывают, что карьере как ценности придают значение немцы, голландцы и бельгийцы, а для скандинавов она вовсе не важна, не говоря уже о жителях Южной Европы. Так же дела обстоят и с ценностью «равноправия полов» или «правового государства». Итальянцы всегда улыбаются, когда кто-то в своём высказывании упоминает «правовое государство» (которое существует только на уровне конституционных деклараций), «демократию» или «гражданское общество». В Евросоюзе несть числа примерам, ясно показывающим, что прибыль куда важнее демократии и гражданского общества. Так, среди «европейских ценностей» уютно угнездилась коррупция (на примере Италии).

 

Таким образом, мы можем сказать, что в политике словосочетание «европейские ценности» можно использовать практически в любой ситуации – отпарламентской борьбы до организации изгнания инакомыслящих. У этого выражения нет постоянного смысла, зато его легко можно наполнять всевозможным содержанием в зависимости от конъюнктуры.

 

ДЕНЬГИ И ЕВРОПЕИЗМ

 

Иными словами, «европейские ценности» по сути своей есть некая инструкция для «правильной» организации общества.Если получше присмотреться к тому списку в начале текста, то мы увидим, что самыйважный пунктпрячется на пятом месте – это имущество и деньги (рыночная экономика), находящиеся в частных руках. Всё остальное – лишь декорации, поскольку без экономической основы невозможно осуществить ни одной из записанных ценностей. Значит, в Европейском Союзе деньги на уважение «европейских ценностей» должны давать капиталисты – владельцы денег и компаний.

 

«Европейские ценности» – это собрание или система аксиом и максим (ценностных паролей), важных для формирования семьи, общества и государства, политико-экономических, правовых и культурных, этических и прочих норм, которые являются общими для большинства жителей Европы (и западного мира в целом), которые представляют собой основу их идентичности. Идеология, основанная на этих ценностях, называется европеизмом или европеонизмом.

 

__________

 

Источник: balkanskageopolitika.com

«Балканская геополитика», блог профессора доктора Зорана Милошевича,

17 мая 2019 г.

Перевод – Михаил Сердюк, 18 мая 2019 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: