Народы и государства Восточной Европы в IX в.




Этническая ситуация и геополитическое положение.

Народы и государства Восточной Европы в IX в. - Южные и западные соседи восточных славян. - Викинги в Западной и Восточной Европе.- Торговые пути Восточной Европы.- Представления о восточных славянах на Востоке и в Северной Европе.

Народы и государства Восточной Европы в IX в.

В IX в. огромные пространства Восточной Европы оказались заселены славянами. Немногочисленное местное балтское и финно-угорское население, попавшее в ареал славянского расселения, очень скоро было интегрировано в восточнославянское общество, постепенно утрачивая свои антропологические и культурные особенности. Быстрое продвижение славян и заселение ими земель, отнюдь не пустующих, обуславливало и насильственный характер вытеснения местного населения.

Но на периферии аборигенные племена были в меньшей степени затронуты славянской экспансией и часто принимали активное участие в истории восточноевропейского региона. В составе оформившегося в конце IX в. Древнерусского государства насчитывают 22 разноязычных народа. В Повести временных лет среди народов «колена Афетова», «иже дань дают Руси», названы: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, ямь (емь), либь (ливы) - финно-угры; литва, зимигола (зимегола), корсь (куршы)- балты или летто-литовские племена, и какая-то загадачная норома.[1] Упомянуты также более отдаленные заволочская чудь и угра (югра). В более поздних источниках встречаются водь, ижора, корела и мещера, обитавшие на уже освоенной славянами территории. В отношениях с этими и другими балтскими и финно-угорскими племенами восточные славяне были более активными, подавляя их в политическом и идеологическом отношении, хотя в культурном отношении они мало отличались от кривичей или словен[2]. Тем не менее, в отличие от западноевропейской экспансии более позднего времени, физически уничтожавшей целые народы («крестовые походы» против язычников славян и балтов), отношения соседних племен со славянами не вели к ломке их этнической структуры. В Прибалтике эстонские области позднее объединятся в «Чудскую землю», а интеграция литовских племен приведет в итоге к созданию мощного государства. В Поволжье консолидируются мордва, черемисы (мари); севернее пермь и печора образуют народ коми; сохранятся и более отдаленные племена – лопари, самоеды, угра (ханты-манси)[3].

Восточнее славянского расселения в волжско-камском междуречье соперником славян в подчинении поволжских племен и в то же время важным торговым партнером выступала Волжская Булгария. Это государство было осколком «Великой Булгарии» - военно-политического объединения первой половины VII в. в Приазовье, которое не смогло устоять под напором воинственных соседей, прежде всего Хазарского каганата. Тюрко-болгары, не желавшие покориться хазарам, ушли на запад. Подчинение ими славян на Балканах привело к возникновению Дунайской Болгарии - уникального государства, в котором были синтезированы два принципиально разных жизненных уклада: оседлый, земледельческий славянский и кочевой болгарский[4]. Разошлись судьбы и болгар, оставшихся в Северном Причерноморье и Приазовье. Часть из них расселилась в Среднем Поволжье, потеснив проникших сюда ранее славян. Но надежные источники свидетельствуют о том, что славянское население сохранилось в пределах Волжской Булгарии. В начале X в. волжские булгары решили освободиться от власти хазар, для чего стали вести переговоры с багдадским халифом ал-Муктадиром (908-932). Для упрочения союза болгары готовы были принять ислам. В 931 г. в Волжскую Булгарию из Багдада было отправлено посольство Сусана ар-Расси, секретарем при котором был Ибн Фадлан. Ибн Фадлан в своей «Записке» зафиксировал интереснейшие данные о собственно Волжской Булгарии, до которой он добрался в 922 г., и народах Восточной Европы[5]. В сочинении арабского путешественника население Среднего Поволжья представляется полиэтничным. Военная и политическая элита государства происходила из племени болгар (как и сам хан Алмуш), в то время как основное население было славянским (ас-сакалиба). Болгарского хана Ибн Фадлан называет «царем сакалиба», а подвластную ему территорию – страной Сакалиба[6].

Однако безусловно доминировал в IX в. в районе Северного Кавказа, Поволжья и Северного Причерноморья Хазарский каганат. Хазары – изначально кочевое племя в прикаспийских степях Северного Предкавказья – впервые зафиксированы источниками в начале VI в., тогда они серьезно беспокоили своими набегами персидское государство Сасанидов и даже захватили Грузию, Албанию и Армению. Во второй половине VI в. хазары оказались в составе Тюркского каганата и продолжили войну с Ираном уже в составе могущественного объединения (инициатором войны называют византийского императора). Междоусобицы в Тюркском каганате в итоге привели к его развалу. Именно в это время (30-е гг. VII в.) возникает «Великая Булгария», создают свое государство и этнически очень близкие болгарам хазары. В войне с болгарами хазары выходят победителями. Преследуя врагов хазары продвинулись почти до Дуная, захватив не только приазовские степи, но и Северное Причерноморье и часть степного Крыма. К началу VIII в. Хазарский каганат, представляющий собой объединение нескольких кочевых племен, уже охватывал степи и предгорья современного Дагестана и Прикубанья, приазовские степи, частично степи Северного Причерноморья и большую часть Крыма с приморскими городами (Херсонес по соглашению с Византией остался в подчинении Константинополя)[7].

Важнейшей внешнеполитической задачей Хазарии стало подчинение Закавказья, где она столкнулась с арабами. Молодой, пассионарный этнос арабов, объединенный монотеистической религией, совершал широчайшие завоевания на Ближнем Востоке. Общая расстановка сил в регионе Кавказа и Передней Азии по отношению к предыдущему времени не изменилась, единственно арабы заменили персов. Но если Византийской империи после 718 г. удалось отразить арабский натиск, то для Хазарии войны с арабами стали едва ли не губительными. Есть сведения о том, что дважды (в 737 и 825 г.) хазары вынуждены были принимать ислам[8]. Однако наибольший интерес исследователей в истории Хазарского каганата вызывает то обстоятельство, что в качестве государственной религии в нем был принят иудаизм. Произошло это при кагане Обадии приблизительно на рубеже VIII и IX вв. В результате этой акции Обадия, по словам арабского историка и географа ал-Мас’уди (ум. 956), «стали стекаться к нему иудеи из разных мусульманских стран и из Рума»[9]. Однако археологи совершенно не находят следов иудаизма ни в одном из памятников, оставленном хазарами[10]. Видимо, эта религия стала достоянием небольшой части хазарской элиты. Появление иудеев и иудаизма в Хазарии, если не вызвало, то только усилило междоусобную борьбу в государстве. Внутренние и внешние затруднения привели к утрате контроля над причерноморской степью. Под давлением печенегов верные союзники хазар венгры (угры) вынуждены были откочевать на запад. К концу IX в. печенеги полностью овладевают степью вплоть до Дуная[11]. В культурном отношении печенеги были гораздо ниже прежних соседей славян с юга, что, впрочем, компенсировалось их особой свирепостью. По свидетельству Константина Багрянородного, когда византийцы попытались направить венгров против печенегов те ответили: «Сами мы не ввяжемся в войну с пачинакитами, так как не можем воевать с ними, - страна их велика, народ многочислен, дурное это отродье»[12]. Печенеги появились в причерноморских степях в тот момент, когда хазары теряли свои позиции и на славянских землях.

Об отношениях славян и хазар в IX в. содержится информация в древнерусских летописных сводах (в Начальном своде, обнаруживаемом в Новгородской Первой летописи младшего извода, подобные сведения отсутствуют). Так, оказывается, что поляне, северяне и вятичи вынуждены были платить дань хазарам «по белой веверице от дыма»[13] еще до появления на юге варягов (по летописной хронологии в 859 г.). Из последующих событий (885 г.) становится ясно, что и радимичи платили дань хазарам («по щьлягу»)[14]. Возможно подчинение славянских племенных союзов осуществлялось хазарами постепенно. Ликвидация зависимости восточнославянских племен от хазар несомненно связана с деятельностью Олега в конце IX в. Как раз в это время внимание хазар было отвлечено борьбой с Дербентом, ставшим самостоятельным эмиратом[15], а также произошедшими переменами в Степи. Но не так давно в научный оборот был введен документ, который косвенно свидетельствует о присутствии хазарских чиновников в Киеве еще в первой половине X в. Это так называемое Киевское письмо. Документ этот найден недалеко от Каира, написан он еврейским шрифтом, и из его содержания становится ясным, что составлен он еврейской общиной Киева для задолжавшего члена этой общины Мар Яакова бен Р. Ханукки с просьбой к другим «святым общинам» не отказать в благотворительности. В конце документа хазарским руническим письмом проставлена резолюция: «я читал». Первый исследователь Киевского письма Норман Голб датирует его X веком[16]. Скептически к такой датировке и следующим за ней выводом о хазарском контроле над полянским союзом в это время относятся даже в западной историографии[17].

Однако присутствие хазар на территории полян в более раннее время подтверждает найденный в Киеве могильник салтовского типа[18]. Еще более яркие следы присутствия хазар обнаружены на территории северян (волынцевская культура) – это остатки юртообразных жилищ на крупнейшем городище у с. Битица на р. Псел. Эти и другие археологические памятники позволяют сделать вывод о том, что под контролем хазар находились ключевые пункты, дававшие им власть над лесостепью Восточной Европы[19].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: