11. Сигнал
-32- |
Разминка направлена на развитие внимания, чувства ритма, дает мотивацию на командный стиль в работе.
Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль ведущего. Для начала тренер предлагает группе рассчитаться по порядку.
«Итак, сейчас мы все — сотрудники секретной службы. Наша задача — передать сигнал по рации от одного к другому так, чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся. Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер, на второй — номер того, кому передаем сигнал, например: «Первый — пятому». Пятый подхватывает эстафету: «Пятый — одиннадцатому» и так далее. Служба теряет того из сотрудников, кто замешкался или ошибся. Этот участник выходит из круга. Номера, выбывшие или несуществующие, называть нельзя».
Тренер задает темп разминки, постепенно ускоряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока участники не станут передавать «сигнал» без ошибок.
-33-
До десяти
-34- |
Разминка направлена на развитие скорости реакции и концентрации внимания.
«Станьте, пожалуйста, все в круг. Я буду ведущим».
Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он останавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.
«Тот, на кого я указываю, должен показать на пальцах названное мной число. Те, кто стоит справа, показывают по очереди, также на пальцах, остальные числа до десяти по возрастающей. Тот, кто ошибется или замешкается, становится ведущим».
Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя участников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.
|
-35-
Мячики
-36- |
Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и внимание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тренингов.
Для проведения требуются 3—5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).
«Наша задача — перебрасывать друг другу мячики таким образом, чтобы ни один мячик не упал на пол. Готовы? Начали».
Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.
«Каждый из вас должен запомнить двух человек: того, от кого он получает мяч, и того, кому бросает. Давайте подумаем: как сделать, чтобы участвовали все?»
Далее следует второй этап разминки (до момента, когда мячики будут перебрасываться без падений).
«Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке. Но бросать мячи вы должны тем же людям, что и в прошлый раз».
Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже запомнили, кому они перебрасывают и от кого получают мячики.
-37-
Сделай другу подарок
-38- |
Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.
«Посмотрите на своего соседа справа и подумайте, что вы ему подарите. Дарить можно что угодно: от телевизора до огромного счастья. Когда придумаете, не произносите вслух».
Убедитесь, что все участники определились с подарками.
«А теперь подарите свои подарки тем, кому они предназначены, но это надо сделать без слов, молча. Если ваш оппонент догадался, что вы ему дарите, значит, он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом: «Ва-у»!»
|
Тренер должен сам задать «формат» ответной реакции: либо это эмоциональный возглас, либо какое-то физическое движение.
Поменяйтесь
-40- |
Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.
Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) убирает свой стул.
«Поменяйтесь местами те, у кого....»
Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.
«Те из вас, у кого есть этот предмет, должны поменяться местами. Ведущий должен успеть сесть на свободный стул, а кому стул не достался, становится ведущим. Если у вас есть указанный предмет, вы обязаны пересесть на другое место. Новый ведущий повторяет: «Поменяйтесь местами те, у кого...»
В этой разминке задействованы абсолютно все члены команды. Для поддержания активности участников, если ведущий начинает теряться, тренер может подсказывать ему: «Кто утром чистил зубы», «У кого есть дети» и т. п.
-41 -
Землетрясение
-42- |
Веселая, динамичная разминка.
Тренер делит участников на группы по три человека.
«Двое участников изображают «домики», при этом они встают лицом друг к другу и держатся за руки. Третий участник становится между двумя первыми, изображая „жильца"».
Ведущий остается «бездомным». Он начинает игру, но при этом является полноправным участником.
По команде ведущего «Домики ищут жильцов» все «домики», не расцепляя рук, оставляют своих «жильцов» и ищут новых. «Жильцы» при этом остаются на месте.
|
По команде «Жильцы ищут домики» все «жильцы» оставляют свои «домики» и ищут новые. «Домики» при этом остаются на месте.
Если же от ведущего поступила команда «Землетрясение», то все покидают свои места: «жильцы» ищут себе новые «домики», а «домики» ищут новых жильцов.
«Жилец», оставшийся без «домика», становится ведущим».
Разминка не имеет ограничения по времени и заканчивается тогда, когда сочтет нужным тренер.
-43-
Тыр-тыр, пулемет
-44- |
При правильном применении эта разминка может иметь колоссальный успех. Ее вполне уместно использовать в «продвинутой» аудитории. Особенно в послеобеденное время для снятия усталости и в качестве «будильника». К новичкам такую разминку следует применять осторожно, с оглядкой и не ранее второго дня тренинга.
«Задача предстоит несложная. Необходимо громко, хором произнести детский стишок времен первой половины двадцатого века, сопровождая каждую строчку определенными движениями. Произносить нужно по слогам:
ТЫР-ТЫР, ПУ-ЛЕ-МЕТ (сжатые кулаки выставить вперед, в такт стихам «строчить» из воображаемого «максима»),
ВЫ-ШЕ КРЫ-ШИ СА-МО-ЛЕТ (руки прямые, в стороны, вращать вперед, изображая «кукурузник» на вираже).
БАЦ! АР-ТИЛ-ЛЕ-РИ-Я (удар с размаху кулаком по собственной ладони)!
СКА-ЧЕТ КА-ВА-ЛЕ-РИ-Я (прыгать на месте, при этом повернуться вокруг своей оси и махать воображаемой саблей)!»
Первый раз тренер инсценирует стишок сам, затем повторяет его с участниками. Можно повторить несколько раз подряд, ускоряя темп.
-45-
Угадай мелодию
-46- |
Эта разминка отлично концентрирует внимание всей группы. Кроме того, невовлеченным не останется ни один участник.
Тренер начинает в качестве ведущего.
«Сейчас я буду, используя только жесты и мимику, не издавая ни единого звука, показывать вам куплет и (или) припев какой-нибудь известной песни. Ваша задача догадаться, о какой песне идет речь».
Усложняем задачу: нужно не просто догадаться, а воспроизвести именно тот фрагмент, который продемонстрировал ведущий.
Участники сначала угадывают отдельные слова, затем фразы и т. д. Ведущий, опять лишь жестами и мимикой, объясняет участникам, насколько успешны они в своих догадках. Снова заговорить ведущий имеет право только после того, как кто-нибудь из участников первым справится с задачей.
Угадавший мелодию сам становится ведущим.
-47-
Интервью
-48- |
Эту разминку можно использовать и в качестве самостоятельного упражнения. Она помогает освоить открытые и закрытые вопросы. Также повышает активность участников и концентрацию их внимания, позволяет обрести умение быстро перестраиваться в зависимости от обстановки.
Участники садятся в круг, в середину — «журналист».
«Журналист задает любому участнику открытые или закрытые вопросы. Но тот участник, которому они адресованы, должен молчать. Отвечать на них будут соседи слева или справа, в зависимости от типа вопроса (это устанавливает тренер). Кто ошибется или растеряется, сам становится журналистом».
Тренеру необходимо следить за корректностью вопросов и тем, правильно ли отвечают участники. Также при необходимости он может корректировать формулировку вопросов.
-49-
Однажды в автобусе
-50- |
Подвижная и веселая разминка. Может применяться в любой части тренинга или после обеда. Способствует повышению групповой динамики.
Тренер делит участников на две группы и просит стать в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и наружный круги.
«Внутренний круг — это «билетики», а наружный — «пассажиры». Каждый пассажир имеет только «свой» билетик, стоящий напротив него. В центре стоит «заяц»-безбилетник».
Если число участников четное, тренер может сам исполнять роль «зайца».
«По команде «Поехали» круги начинают вращаться в противоположные стороны.
По команде «Контролер» пассажиры начинают искать свои билетики, а «заяц» имеет право поймать любой «билетик». Пассажир, оставшийся без билета, становится „зайцем"».
Игру можно усложнить, задав условие: участники упражнения должны играть молча.
-51 -
Имитатор
-52- |
Упражнение направлено на развитие групповой сплоченности, проводится только с «разогретой» группой.
«Ваша задача — всем одновременно произнести (сымитировать) звук, похожий на: Кипящий чайник. Пылесос. Скрипучую дверь. Тормозящую машину. Сирену машины «скорой помощи». Потрескивание дров в камине. Заколачивание гвоздя в стену. Жужжание электрической бритвы. Барабанящий по крыше дождь и т. д.»
Первоначально можно разрешить группе выделить лидера, который будет подавать сигнал к старту. Усложнением может быть требование начинать имитирование всем одновременно, не давая возможности выделиться лидеру.
-53-
Гражданская оборона
-54- |
Разминка для объедения участников, способствует снятию агрессии, сплочению коллектива. Ее рекомендуется использовать, когда группа находится в «разогретом» состоянии.
Участники прогуливаются по помещению. Тренер выкрикивает фразу:
«„Внимание! На нас напали пещерные львы (голодные волки, пираты, угрызения совести, противная икота и т. п.) ". После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину женщин (маленьких ростом, блондинов и т. д.) и сказать хором: „Дадим отпор... (пещерным львам, пиратам и т. п.)". Потом группа опять разбредается по комнате и игра продолжается».
Чем более творчески участники относятся к этому упражнению, тем интересней и азартней оно получается. Можно порекомендовать членам группы применять жестикуляцию и выражать максимум эмоций.
-55-
Четыре стихии
-56- |
Разминка помогает активизировать участников в новом коллективе и настроить их на работу.
«Существует четыре стихии: воздух, земля, вода, огонь.
Я бросаю мячик кому-то из вас и называю при этом одну из четырех стихий: воздух, земля, вода, огонь. Как только мяч пойман, я начинаю счет до трех.
Ваша задача — успеть, пока идет счет, ответить:
на слово «воздух» — названием птицы или насекомого;
на слово «земля» — названием какого-нибудь зверя, который живет на суше;
на слово «вода» — названием рыбы или морского животного;
на слово «огонь» отвечать ничего не надо, нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши».
Повторять слова нельзя. Кто не успел ответить или ошибся, выбывает из игры.
-57-
Рыбы, звери, птицы
-58- |
Упражнение требует внимательности и сосредоточенности участников.
Разминка выполняется, сидя в кругу или полукругом.
«Я, указывая на каждого из вас поочередно, произношу: «Рыбы... звери... птицы... рыбы... звери... птицы». Если я кому-то не по очереди скажу «Звери!», тот должен в течение трех секунд откликнуться и назвать какое-нибудь животное. Будьте внимательны: вновь называть уже названное слово нельзя. Кто повторился или задержался с ответом, сам становится ведущим, а я займу его место».
Как вариант можно при произношении слова «звери» бросать мячик тому, для кого оно предназначено. Продолжительность зависит от интереса участников или от того момента, когда перечислят всех зверей.
-59-
Змейка
-60- |
Веселая и подвижная разминка. Желательно проводить ее после перерыва или обеда.
«Прошу участников стать в шеренгу друг за другом в центре помещения.
Положите свои руки на плечи впереди стоящего. Теперь представьте, что вы — одна большая змейка. Участник, стоящий впереди, — это голова, а последний — это хвост. Задача головы — поймать свой хвост. А задача хвоста — избежать захвата головы. Если голове удается поймать свой хвост, змейка становится короче, то есть этот участник выбывает из игры, а хвостом становится стоящий перед ним».
Через несколько минут, в зависимости от результата, тренер может предложить участникам самим, по желанию, выбрать роли «головы» и «хвоста».
-61-
Персей и медуза Горгона
-62- |
Активное упражнение, его можно проводить в любое время. Оно поможет участникам сбросить физическую усталость и сосредоточиться на достижении цели.
Тренер делит участников на две группы.
«Первая группа встает в круг, лицом наружу. Вытяните руки в стороны, чтобы касаться плеч стоящих рядом. Вы будете «медузой Горгоной», вы можете двигать руками и телом, но вам нельзя сходить со своего места, приседать, а также у вас должны быть закрыты (или завязаны) глаза. Ваша задача — не пропустить в круг «Персея», при этом применять силу нельзя, достаточно коснуться «щупальцами» (руками).
Вторая команда, вы — «Персей». Ваша задача — максимальному числу участников попасть в круг, не допуская прикосновений «Горгоны». Те, кого коснулась «Горгона», выходят из игры».
Если игра проходит активно и с интересом, можно поменять команды местами. Игру можно прервать раньше, если она затягивается и вызывает трудности у участников.
-63-
Спящий пират
-64- |
Это упражнение можно проводить как с одной командой, так и с двумя, если численность участников тренинга более 12 человек. Упражнение направлено на развитие творческого подхода в решении проблем.
«От каждой команды выбирают по одному добровольцу, они будут «спящими пиратами». Им завязывают глаза и у ног располагают «сокровища» (листы бумаги, маркеры, бейджи и т. п.).
Игроки противоположной команды располагаются широким кругом вокруг «спящего пирата». По моему сигналу игроки пытаются достать «сокровища». Пойманный «пиратом» игрок возвращается на исходную позицию. Каждый игрок может сделать по три попытки. За одну попытку можно взять только одно «сокровище». Побеждает команда, успешнее справившаяся с заданием».
Как вариант для усложнения игры можно предложить участникам играть молча, чтобы не провоцировать «пирата» голосами.
-65-
Скульптор
-66 |
Это упражнение позволяет участникам применить креативное мышление в решении поставленной задачи.
Для проведения этого упражнения необходимо несколько помещений (или одно большое), чтобы подготовить игроков.
Тренер делит участников на две или три группы (численность мини-группы — от трех до семи человек).
«Каждой группе необходимо в течение 10-15 минут подготовить и показать «скульптуру» на заданную тему, причем в ней должны быть задействованы все участники группы. Итак, задания для групп: первая готовит скульптуру под названием «Любовь», вторая — «Радость» и третья группа — «Ненависть».
Тренер может самостоятельно задавать символику «скульпторам», увязав ее с тематикой тренинга. Большую трудность обычно вызывают скульптуры, символизирующие человеческие чувства и эмоции.
Можно провести конкурс на лучшую скульптуру с распределением призовых мест.
-67-
Амнезия
- 68 - |
Сложное, но интересное упражнение. Развивает навыки невербальной коммуникации, способствует укреплению отношений между участниками тренинга.
Перед упражнением тренеру необходимо подготовить какие-либо парные предметы, лучше всего маркеры (по две штуки каждого цвета).
Тренер просит участников стать в ряд и завести обе руки за спину. Затем дает маркер в руки каждому и произносит условия игры.
Рекомендуется проводить его для 12 человек, остальных можно попросить быть наблюдателями.
«Необходимо соблюдать следующие правила:
1. Нельзя произносить слова.
2. Нельзя смотреть, какого цвета маркер у вас в руках.
3. Найдите «свою» пару, того человека, у которого в руках маркер такого же цвета, как у вас».
Самостоятельно найти «свою» пару практически невозможно, поэтому участникам придется искать контакт со всеми. Наблюдателей можно привлечь при обсуждении упражнения.
-69-
Типография
-70- |
Упражнение на сплоченность, внимательность и взаимопонимание участников тренинга.
Тренер просит игроков назвать по очереди все буквы алфавита.
«Вам надо запомнить названные вами буквы. Так как мы являемся одним сплоченным коллективом, предлагаю озвучить какой-нибудь текст или спеть песню, называя только «свои» буквы. Когда вы называете букву, вам надо встать, если пробел — все встают и садятся. Если по тексту встречается точка — все делают хлопок в ладоши, если запятая, — все один раз топают ногой, если восклицательный знак, — все встают и делают один оборот вокруг своей оси».
Сначала лучше попробовать на песне, которую все знают, а затем перейти к стихам или прозе. Как вариант можно раздать заготовки с текстом, который участники будут читать.
-71 -
Карибский кризис
-72- |
Разминка напоминает военные действия в Карибском бассейне, но тем не менее она пользуется популярностью на тренингах.
Тренер делит группу на две подгруппы.
«Первая группа, вы — надводные корабли. Ваша задача — пройти через помещение от этой стены до этой. При движении вы издаете звук, напоминающий звук мотора. При попадании в вас торпеды (бумажного мячика) вы выбываете из игры.
Вторая группа, вы — подводные лодки. Вы охраняете эту акваторию (помещение). Вы стоите на одном месте с закрытыми (завязанными) глазами, и у вас в руках две торпеды (бумажные мячики). Ваша задача — не пропустить надводные корабли».
Есть много сценариев этой разминки, например: подводные лодки стоят в линию на расстоянии вытянутых рук и руками пытаются задеть «проплывающие» между ними надводные корабли.
-73-
Охота на титра
-74- |
Разминка способствует взаимопониманию участников и невербальному общению.
«Прошу вас организовать круг диаметром три метра».
Все участники садятся на стулья в круг, лицом к центру. Тренер должен проконтролировать, чтобы расстояние от стульев до центра круга было не менее полутора метров. В центр круга он укладывает три маркера.
«Упражнение выполняется молча. Ваша задача — одновременно взять эти три маркера и вернуться на свои стулья, но один человек может взять только один маркер. Если одновременно встают более или менее трех человек, попытка повторяется».
Это упражнение можно усложнить следующими задачами: необходимо касаться стула какой-нибудь частью тела или попросить участников рассчитаться на первый-второй. Например: первая группа поднимает два маркера, а вторая — один.
-75-
Два лагеря
-76- |
Разминка способствует снятию эмоционального и физического напряжения, настраивает на командную работу.
Тренер делит группу на две команды. Команды размещаются в две шеренги напротив друг друга, расстояние между ними должно быть не менее трех метров.
«Попрошу команды выделить по одному представителю, которые становятся в шеренгу соперников. Ваша командная задача — поменяться местами. Для этого «свой среди чужих» бросает мяч своей команде. Игрок, поймавший мяч, переходит с мячом в шеренгу противника. Если мяч упадет на пол, право хода переходит другой команде. Победит та команда, которая первой займет лагерь противника».
Право первого хода решается жеребьевкой. Для усложнения игры можно построить шеренги в два или три ряда. Важно, чтобы игроки не выходили за территорию своего «лагеря».
-77-
34. Однажды в Америке
-78- |
Разминка способствует развитию навыков невербального общения, логики, коммуникации.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Тренер обходит всех и касается плеча 3—4 человек.
«Вы все — жители одного маленького американского городка. И в вашем городке тоже есть гангстеры (те, кого тренер коснулся). Правила такие: я говорю «Ночь», все жители «засыпают», опускают голову и закрывают глаза, «просыпаются» только гангстеры. Задача гангстеров, не произнося слов, договориться между собой и найти себе жертву».
Когда гангстеры определятся с жертвой, тренер объявляет: «Наступил день». Все жители просыпаются.
«Сегодня ночью было совершено покушение на (имя участника). К сожалению, случай смертельный, и вы выбываете из игры. Задача жителей — проводить обсуждение и вычислить гангстеров, причем сами гангстеры тоже могут принимать участие в обсуждении».
Если жители угадали одного из гангстеров, он выбывает из игры. После обсуждения тренер объявляет: «Наступила ночь» и игра продолжается.
-79-
35. Я + ты
-80- |
Упражнение на понимание и сплочение. Понять своего партнера — значит успешно закончить это упражнение.
Тренер делит участников на пары и просит их стать возле одной из стен помещения.
«Возьмите по одному листу формата А4 (или тренер сам раздает листы) на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша задача — произвольно передвигаться по помещению до противоположной стены. Разговаривать нельзя. Если уроните лист, начинаете сначала».
Интересное упражнение. Его можно проводить как с элементами соперничества (кто первый достигнет стены), так и без него. Для усложнения можно расставить по помещению стулья, которые будут создавать участникам дополнительные преграды.
Суперскрепка
-82- |
Упражнение дает возможность решать проблемы с творческим подходом.
Тренер делит группу на 3 мини-группы. Каждой группе выдает лист бумаги формата А4.
«Ваша задача — записывать на лист бумаги все способы использования канцелярской скрепки».
Необходимо ограничивать это упражнение по времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Совпавшие варианты вычеркиваются. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
-83-
Собери квадрат
-84- |
Эта разминка побуждает участников к взаимодействию и командной работе.
Тренер делит группу на четыре подгруппы (для квадрата) или три (для треугольника).
«Каждая подгруппа — это сторона квадрата (треугольника), и вы — единая команда. Прошу вас сделать вокруг меня геометрическую фигуру (тренер или ведущий должен остаться в центре).
Теперь каждый должен запомнить свое местонахождение относительно меня. По команде «Сбор» вы должны занять свои места относительно меня. Сторона, которая выстроится первой, должна хором крикнуть «Гоп». Сейчас я произношу команду «Разойдись», а вы должны разойдись по помещению и перемещаться хаотично».
Тренер поворачивается вокруг своей оси и дает команду «Сбор». После упражнения можно расспросить команду, наиболее часто произносившую победный клич, что ей помогало побеждать, каким принципом руководствовались члены этой команды и т. д.
-85-
Паутина и паук
-86- |
Разминка для снятия напряжения и объединения участников.
Тренер просит одного добровольца выйти из комнаты. Остальные встают в круг, берутся за руки.
«Сейчас, не расцепляя рук, вам нужно как можно сложнее запутаться».
Когда участники максимально запутались, приглашают добровольца зайти в комнату.
«Вам необходимо распутать эту паутину, не расцепляя рук участников».
После распутывания паутины тренер может предложить другому участнику роль паука.
-87-
Кошки-мышки
-88- |
Активная, подвижная разминка. Помогает снять лишнее напряжение, переключить внимание между темами тренинга.
Тренер просит участников сделать большой круг.
«Мне нужны два добровольца. Один будет кошкой, а другой мышкой. Вы находитесь в кругу с закрытыми (завязанными) глазами. Кошке необходимо поймать мышку. За круг выходить нельзя. Чтобы вы могли себя обозначить, похлопывайте в ладоши».
Когда кошка поймает мышь, они либо меняются ролями, либо становятся в круг, а на их место выходят новые добровольцы. Усложнить упражнение можно, дав кошке право выходить из круга.
-89-
Стыковка
-90- |
Разминка на коммуникативные навыки. От точности выполнения инструкций зависит конечный результат.
Азартная разминка. Тренер сначала привлекает к участию четырех человек, а затем всю группу.
«Два участника становятся друг напротив друга у противоположных стен комнаты.
Вы космонавты, ваша задача — состыковать свои космические корабли. Управлять ими вы можете только словами, оставаясь на своих местах».
«Вы — космические корабли, идущие на стыковку. У вас должны быть закрыты (завязаны) глаза. Вы слушаете только команды своего «космонавта», который будет направлять вас. Стыковка считается законченной, когда корабли сомкнут друг с другом свои ладони и сожмут пальцы в замок. А теперь вытяните руки, направьте ладони вперед и растопырьте пальцы. Готовы? Полетели!»
Перед ними становятся еще по одному человеку. Тренер их инструктирует.
Когда в этой разминке участвует много игроков с одинаковыми именами, «кораблям» приходится отфильтровывать голос своего «космонавта», что придает упражнению дополнительную сложность.
-91-
Свято место
-92- |
Разминка с применением навыков невербального общения.
Тренер предлагает одному добровольцу присесть на стул в центр помещения. Остальные должны стать вокруг сидящего.
«Задача тех, кто стоит, поочередно уговаривать сидящего на стуле, чтобы он уступил вам место. Но уговаривать надо молча, с помощью жестов и мимики. Уступивший присоединяется к своим уговаривающим коллегам, и они вместе начинают уговаривать вновь севшего».
Как вариант добровольца можно вывести в соседнюю комнату и дать ему инструкцию:
«Сейчас вы зайдете и сядете на стул. Вас будут о чем-то просить. Догадайтесь о чем, но вам нельзя разговаривать».
Остальных проинструктировать:
«Все вместе уговорите вашего коллегу встать со стула. Разговаривать нельзя».
После этой разминки можно обсудить, насколько трудно было уговорить, кому так и не удалось посидеть на стуле...
-93-
Развернись
-94- |
Упражнение на общение с людьми, умение убедить в своей правоте.
Одного добровольца просят выйти из комнаты. Остальные получают инструкции.
«Станьте в шеренгу по одному, повернитесь спиной к двери. Сейчас вас в индивидуальном порядке будут просить развернуться. Вы должны развернуться, когда вам действительно захочется».
Добровольца запускают комнату.
«Вы должны уговорить каждого из этой шеренги, чтобы он повернулся к вам лицом».
Упражнение можно усложнить, дав инструкцию стоящим в шеренге развернуться, услышав от водящего какое-нибудь слово или фразу (например: «Дорогие мои, кру-у-угом» и т. п.).
-95-
Роза? Гвоздика?
-96- |
Интеллектуальная разминка, в которой участникам необходимо определить закономерность.
Тренер берет в руки маркер и начинает его вращать.
«У меня в руках цветок: роза, гвоздика, роза, гвоздика. Какой? Кто-то из участников должен высказать свое мнение.
Затем я задаю другой вопрос.
«Слушай внимательно! У меня в руках цветок: роза, гвоздика, роза, гвоздика, роза. Какой?»
Не важно, сколько раз вы будете называть розу или гвоздику, также не важно, как и в какую сторону вы вращаете маркер. Ответ на ваш вопрос зависит от первой фразы: «Слушай внимательно». Если вы ее произнесли, значит, ответ на ваш вопрос должен быть: «Роза». А если эту фразу вы не произносили, значит, ответ на ваш вопрос: «Гвоздика». Тренер может задавать этот вопрос по кругу. Если кто-то угадывает, ему необходимо еще несколько раз задать вопросы. Если появляется человек, разгадавший алгоритм, его назначают ведущим.
-97-
Телохранитель
-98- |
Эта активная, подвижная разминка заставляет участников проявлять навыки невербального общения и развивает реакцию.
Тренер делит участников на две группы, причем в одной должно быть на одного человека больше.
«Меньшая группа садится на стулья в круг. И добавляется один пустой стул. Большая группа по одному человеку становится за спинки стульев.
Человек, стоящий за пустым стулом, должен переманить к себе одного из сидящих на стуле, причем желательно это делать так, чтобы стоящий за тем человеком, кого ты переманиваешь, ничего не заметил.
Задача телохранителей (тех, кто стоит за стульями) заключается в том, чтобы охранять тех, кто сидит на вашем стуле. Как только замечаете, что ваш подопечный собирается сбежать, положите ему руки на плечи.
Задача сидящего на стуле состоит в том, чтобы незаметно сбежать от своего телохранителя».
Следующим ведущим становится тот, у кого освободился стул.
-99-
Виртуальная прогулка
- 100- |
Раскрепощающее упражнение. Участники могут проявлять всю свою оригинальность и креативность.
Тренер просит участников стать в круг в центре помещения, а сам отходит в сторону.
«Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу».
Участники должны перемещаться друг за другом по кругу. Далее тренер задает условия, а участники должны идти, соблюдая новые условия.
«Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой. Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень неудобно ходить, очень. Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей. Вам осталось десять метров до дома. Вы идете домой. Уже поздняя ночь. Ничего не видно. Вы заблудились и т. д. и т. п.»
При проведении этого упражнения необходимо выдерживать паузу для того, чтобы все участники успевали сменить походку, почувствовать «погоду» словом, перестроиться.
- 101 -
Разведчик
- 102- |
Упражнения на развитие наблюдательности и изобретательности участников тренинга.
Тренер приглашает добровольца, а остальную группу просит встать в шеренгу.
«Прошу всех принять какую-нибудь произвольную позу, изобразить какой-нибудь жест и замереть в этом положении».
Затем тренер инструктирует добровольца.
«Вы разведчик, ваша задача — сфотографировать и запомнить обстановку, внешний вид, позы и порядок стоящих участников. У вас есть две минуты. Теперь я попрошу вас выйти в соседнюю комнату».
Тренер дает группе десять секунд для изменения позы и своего внешнего вида, затем приглашает «разведчика» и просит его найти изменения и восстановить картину, которую он должен был запомнить.
47. На рыбалке
- 104- |
Разминка на наблюдательность.
Тренер просит добровольца стать в центр круга, остальные участники садятся на стулья, образуя круг.
«Участники должны по очереди говорить названия рыб, не повторяясь. Стоящий в центре — рыбак — должен запомнить, кто какую рыбу назвал.
Теперь попрошу рыбака покинуть центр круга, а участников пересесть (поменяться местами)».
Когда участники пересядут, тренер дает инструкцию «рыбаку»: