Тема 3. Методологии исследования визуальной культуры (Хаертдинова Зульфия)




Практическое занятие

№ п/п Вопрос Ответ
  Основные понятия и категории в визуальных исследованиях.
Образ как основа визуальных исследований Образ и его содержание форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов..
Образ как основание современного мира Образ — это не просто один из наиболее важных факторов социальной интеграции и стабилизации, но эта и прочие его социальные функции базируются на его «agency», его способности выступать в роли социального актора, наделенного рядом личностных черт.
Образ в историко-генетическом срезе образ—это нечто несуществующее, демонстративно фиктивное; он в своей фиктивности представляет собой нечто являющееся и, стало быть, существующее
Образ как семантический ресурс Образы—это и семантически перенасыщенные материальные поверхности, конфигурирующие социальные связи. Так понимаемые образы требуют не аналитической дистанции, а осуществляемого с аналитическими намерениями перцептивного погружения.
turn   Iconic turn занимается по большей части обсуждением онтологических и эпистемологических вопросов, связанных с проблематикой образности. Изучает внутреннюю структуру образа, его связь с материальным носителем, потенциал образа как ресурса познания.
Pictoral turn связан с появлением нового «онтологического запроса», попытками осмыслить образ как единое целое, отказавшись от противопоставления медиума и значения. В рамках данного периода особое внимание уделяется тому, что не может быть прочитано, ускользает от возможности семиотической интерпретации, тому, чему нельзя дать определение. Таким образом, это направление представляет контраст по отношению предшествующим этапам. В наиболее радикальном варианте сторонники данного направления полностью отрицают значимость семиотики, заявляя о возможности непосредственного доступа к реальному помимо языка.
Imagic turn образ в более узком и строгом смысле. Его материальность не столь очевидна как материальная составляющая двух других слоев.
Visual turn переход науки к изучению «визуальности», пришедшее на смену «лингвистическому повороту».
Синонимичность категорий (4 позиции) 1. Трактовка образа как инструмента политики репрезентаций 2. основной фокус направлен на социальные и политические импликации образа 3. интерес к материальной составляющей образности 4. образ как культурная репрезентация  
Принципиальные различия между категориями(4 позиции) 1. обозначение различных теоретических линий 2. интеллектуальные традиции, отличающиеся друг от друга 3. различное отношение к проблеме материального носителя образа 4. разные аспекты конечных целей
Дисциплинарные контуры образа/черты образа: обозначение, характеристика, пример из культурной практики (3 позиции) 1. транспарентность. Образ—это среда, где реализуется и одновременно репрезентируется взаимопроникновение материального и понятийного, индивидуального и социального. Образ / иконический опыт—это своего рода «плавильный котел», в котором создаются и реконфигурируются социально значимые диспозиции чувственного и интеллектуального. Например, для Вилема Флюссера и в еще большей степени для Ханса Белтинга «производство» и «потребление» образов—это процесс, имеющий антропологический фундамент. Иными словами, он укоренен в природе человека. Человек и в самом деле—единственное из известных живых существ, способное производить и воспринимать образы. 2. нормативность Внутренне присущая иконической плоскости способность переводить «метрические» отношения в «смысловые» и обратно: «смысловые» отношения проецировать в «метрические», делая их «феноменальными»38. В известном смысле производство и восприятие образов—это своего рода визуализация нормативности. При этом не столь важно, идет ли речь о «художественных» или «повседневных» образах. 3. трансформативность Трансформативность— это характеристика, состоящая в переходе от факта к действию, характерном для «сильных» образов, т. е., согласно нашей «классификации», для «образов-сред». Образ — это не просто один из наиболее важных факторов социальной интеграции и стабилизации, но эта и прочие его социальные функции базируются на его «agency», его способности выступать в роли социального актора, наделенного рядом личностных черт. В итоге инициированные «иконическим поворотом» рефлексии могут послужить важным дополнением, например, к «сильной программе» культурсоциологии Джеффри Александера, исходящей из «идеи, что любое действие… в известной мере встроено в горизонт аффекта и значения».    
Слои «образного»: обозначение и определение (3 позиции) 1. Tabula — это образ как физическая вещь, как часть внеобразного «внешнего» мира. 2. Pictura — это изобразительная поверхность, то, что непосредственно участвует в формировании изображения. 3. Imago — это как раз то в самом широком смысле предметное, которое обнаруживается в специфической материальной среде иконической плоскости; это — образ в узком и строгом смысле.
Соотношение слоев «образного» с типологией симулякров Ж.Бодрийяра Слои «образного» 1.Tabula 2Pictura 3.Imago Типы симулякров 1. Оригинал 2. Копия 3. Интерпретация 4. Тираж
  Методологический инструментарий визуальных исследований  
Т.Митчелл «Визуальная культура» является результатом развивающейся культуры, которая включает в себя историю искусств, технологий, этику, социологию и политику. Это анализ общества и событий, происходящих внутри общества, при помощи визуальных средств выражения
«Жизни» образа у изображений есть «жизни», эти жизни только частично контролируются теми, кто их породил. Люди создают изображения и при этом наделяют их собственными чертами, включая антропоморфную силу действия. Эта вторичная жизнь образов позволяет им распространяться, умножаться, следовать друг за другом и людьми
Дж.Элкинс «Визуальная культура» рассматривает способы, какими ученые изобретают и применяют технологии, чтобы визуализировать обычно невидимые феномены своего интереса, показывает примеры использования визуальных данных в широком спектре дисциплин, от искусства до науки. Науки не являются дисциплинами, только использующими «информационные образы», они способны на творческое их изобретение
Области визуальных исследований 1. Искусствоведение 2. Кинематограф 3. Медиа 4. Экономика 5. Социология 6. Визуальная антропология
Н.Мирзоефф «Визуальная культура» Визуальная культура- это некая повседневная среда жизни современного человека, которая обладает глобализацией, высокой скоростью производства и потребления визуальных продуктов, экранностью, доминированием визуальных медиа во всех сферах повседневной жизни, ослабеванием критического мышления
«Комплексы визуального» 1. Плантационный 2. Имперский 3. Военно- промышленный  
К.Мокси «Визуальная культура» Некое осмысление "присутствия" визуальных объектов, их понимание.
Визуальность как язык культуры 1. репрезентация 2.презентация 3.медиа 4.гибридные тексты 5.визуальный образ 6.повседневность
  Общее и особенное в подходах к визуальной культуре.  
  Общее Рассматривание образа с учетом связи непосредственного и опосредствованного – «так как образы созданы, чтобы осуществить передачу информации, они имеют характер репрезентации, однако их перцептивный статус, их влияние на наш оптический опыт будут различаться в соответствии с медиа, в котором они конструируются. Статус образа как презентации столь же важен, как информативное содержание
Особенное Митчелл и Элкинс стремятся подчернуть физический статус объектов, природу и структуру медиа, качество медиума – природу его способности информировать и действовать на нас. Мирзоев интересуется целями создания медиа, подчеркивает, идеологический потенциал медиума.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: