Вопрос №28 Сущность валеологического воспитания. Основные причины ослабления здоровья школьников.
Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития её телесного и психического здоровья, без установления ею соразмерных и стройных отношений с окружающей природой и социальной средой, а также с самим собой. Поэтому овладение школьниками ценностями и навыками ЗОЖ является одной из важных задач воспитания.
Жизнерадостность, ощущение счастья, высокая продуктивность всех видов деятельности школьника неразрывно связаны с хорошим самочувствием и наилучшим функционированием всех систем организма. Воспитывать такого ребёнка легко и приятно. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все дела. Он оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех её качеств и свойств.
Статистика показывает, что в последние годы резко возросла заболеваемость среди школьников гастритом (в 10,5 раз), язвы желудка (в 2,3 раза), у 47 % школьников наблюдается увеличение щитовидной железы, у каждого 4 белорусского школьника отмечены функциональные хронические заболевания. Более 20% первоклассников имеют нервно-психические отклонения. К моменту окончания школы этот процент увеличивается до 93. Результат - 2/3 выпускников школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии; более чем 50 % допризывников противопоказана служба в армии.
Из всего сказанного очевидно, что проблема валеологического воспитания подрастающего поколения приобретает в настоящее время особую актуальность.
Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни.
Термин «валеология» впервые прозвучал в работах доктора медицины фармаколога И.И. Брехмана в начале 80-х годов ХХ века. Слово «валеология» составлено из двух корней: старолатинского vale – быть здоровым, здравствовать и греческого, привычного в звучании logos – учение, наука.
· Здоровье (по определению ВОЗ) – не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.
· Здоровье (по определению пед.справочной литературы) – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких либо болезненных изменений.
Образ жизни, который положительно влияет на здоровье, называется ЗОЖ.
По данным ВОЗ здоровье человека зависит от социально-экономических условий на 15 %, от природно-климатических – 15 %, и от образа жизни человека (привычки в питании, физическая активность, сон, отдых и др.) – на 55 %. Таким образом, здоровье человека во многом зависит от него самого, от того, как он сохраняет то, что дано ему.
ЗОЖ – такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Слагаемыми здорового образа жизни являются:
§ Оптимальный двигательный режим
§ Тренировка иммунитета и закаливание
§ Оптимальное питание
§ Психо-физиологическая регуляция
§ Психо-сексуальная и половая культура
§ Высокая медицинская активность
§ Рациональный режим жизни
Т.о., здоровье, здоровый образ жизни – фундамент полноценного существования и жизнедеятельности человека, необходимое условие разностороннего гармоничного развития личности.
Валеологическое воспитание – это направление воспитания, связанное с формированием у учащихся культуры ЗОЖ.
Цель валеологического воспитания – формирование культуры здорового образа жизни.
Формирование культуры здорового образа жизни включает в себя:
ü Усвоение учащимися сущности таких понятий как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей.
ü Формирование умения отличать физическое и нравственное здоровье, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
ü Формирование способности видеть взаимосвязь и взаимозависимость в таких триадах: жизнь – здоровье – окружающая среда, жизнь – здоровье – безопасность.
ü Осознание значимости физического и умственного труда, физкультуры и спорта, туризма, общения с природой.
Основные причины ослабления здоровья школьников:
ü Ухудшение среды обитания человечества
ü Непомерные нагрузки на позвоночник
ü Малоподвижный образ жизни
ü Социальная неустроенность
ü Переутомление школьников
ü Неквалифицированное отношение педагогов и родителей к жизнедеятельности учащихся