Классификацию, разработку и оценку состояния типов укрепления дорог и их отдельных конструктивов от размывов следует выполнять применительно к следующим трем условиям их функционирования относительно возможного воздействия паводковых вод: неподтопляемые, подтопляемые и затопляемые. При анализе применимости, типизации и назначении укреплений для защиты, восстановления, строительства (реконструкции) дорог от размывов, а также при оценке их устойчивости к воздействию гидрометеорологических факторов следует руководствоваться следующей классификацией зон гидрометеорологических воздействий на дорожное полотно и его конструктивы применительно к этим трем условиям их функционирования (Рис.5):
I - зона ударного воздействия атмосферных осадков, отекания поверхностных вод, эрозии, дефляции и других факторов, действующих на поверхность дороги в условиях ее неподтопления;
II - зона концентрации и движения вдоль подошвы дорожного полотна поверхностных вод, стекающих с дороги и прилегающей к ней местности;
III - зона паводкового волнообразования и нагона воды;
IV - зона паводкового или постоянного подтопления;
V - зона подтопления от меженных вод;
VI - зона возможного углубления от развития размыва при сбросе паводковых вод вдоль дороги (пойменных насыпей), попятно-эрозионном понижении и течении речного потока в подмостовом русле;
Рис. 5
Зоны гидрометеорологических воздействий на дорожное полотно применительно к условиям его функционирования:
а - неподтопляемые; б -подтопляемые; в - затапливаемые; I-Х - зоны воздействий
VII - зона возможного динамического, фильтрационного воздействия водного потока, ледохода, карчехода и углубления от развития местного размыва в условиях затопления или перелива воды;
VIII - зона воздействий на поверхность дороги скоростей течения водного потока, ледохода, твердого стока и карчехода;
IX - зона воздействий на низовой откос при сливе паводочного стока;
X - зона возможного углубления от развития размывов при воздействии паводковых вод, сливающихся по низовому откосу дорожного полотна, а также от попятно-эрозионного понижения.
По характеру восприятия временных и постоянных нагрузок, а также воздействий гидрометеорологических факторов и факторов, их усиливавших, типовые и индивидуальные конструкции укреплений следует подразделять на защитные (изолирующие) и защитно-несущие. Защитные (изолирующие) и защитно-несущие конструкции следует подразделять на поверхностные (проезжая часть, обочины, разделительная полоса) и откосные (откосы земляного полотна и склоны прилегающей местности).
Поверхностные неподтопляемые и подтопляемые защитные (изолирующие) и защитно-несущие конструкции предназначены для противодействия временным и постоянным нагрузкам и ударно-сдвигающим усилиям от транспортных средств, а также от ударного воздействия и инфильтрации атмосферных осадков, отекания поверхностных вод, эрозии, дефляции и других факторов, действующих на поверхность дороги. Поверхностные затопляемые защитные (изолирующие) и защитно-несущие конструкции предназначены дополнительно для противодействия ледоходу, карчеходу и размывающим воздействиям поверхностных вод, затопляемым и переливающимся через дорогу.