Дисциплина | Курс | Краткое описание |
История (история России, всеобщая история) | Базовая подготовка по курсу Истории для студентов ВУЗа. Разъяснение психологических особенностей постижения исторических источников, исторических особенностей формирования конфликтных ситуаций, с учетом специфики направления «Социальная работа» | |
Философия | Формирование базовых представлений о всеобщих законах развития мира и общества, самого процесса познания и мышления, а также нравственных категорий и ценностей. | |
Иностранный язык | 1-2 | Базовая подготовка по основному иностранному языку |
Русский язык и культура речи | Подготовка по курсу русского языка, стилистики речи, особенности научного стиля русского языка, научного редактирования и основ копирайтинга. | |
Психология | Формирование базовых представлений о психологических подходах в отечественной и зарубежной психологии, психических процессах, психологических феноменах, свойствах, психодиагностики личности. | |
Информатика | Формирование практических навыков применения информационных технологий (Word, Excel) при выполнении рефератов, проектов, курсовых работ выпускной квалификационной работы. | |
Информационные технологии в социальной сфере | Формирование практических навыков применения информационных технологий для анализа социальных структур, социальных институтов и процессов. | |
Математика | Формирование необходимого уровня математической подготовки для обработки исследовательских данных и содержательной интерпретации коэффициентов. | |
Методология и методы исследований в социальной работе | Изучается методология социальной работы как основа использования специфических исследовательских методов. | |
Безопасность жизнедеятельности | Базовая подготовка по курсу безопасности жизнедеятельности. | |
История социальной работы | Получение знаний в области институциализации и профессионализации социальной работы в России и за рубежом и формирование системных представлений у студентов о развитии основных форм, моделей, институтов социальной помощи и поддержки. Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся. | |
Теория социальной работы | Базовые теоретические представления о социальной работе как области научного знания, профессиональной деятельности, института современного общества. Получение знаний об основных теоретических моделях социальной работы для осознания разнообразия теоретических интерпретаций социальной работы в рамках её предметного и организационного единства. Развитие представлений об уровнях, формах и направлениях социальной работы, её научно-методологических основах и организационных, кадровых и материальных ресурсах. Получение знаний о различных социальных проблемах, возникающих у клиента социальной работы, и способах их решения средствами социальной работы. Освещение специфики социальной работы как профессиональной деятельности в её взаимосвязи и взаимодействии с теорией социальной работы; вскрыть наиболее важные проблемы взаимодействия и координации теории и практики социальной работы. | |
Семьеведение | Изучение основных теоретических подходов и категорий, используемых при анализе семьи в рамках различных социогуманитарных наук. Данная дисциплина затрагивает также ряд вопросов, связанных с современным состоянием института семьи | |
Социология | Формирование систематизированных знаний о социокультурных механизмах развития общества, его структуре и процессах, протекающих в нем, а также о специфике взаимодействия в системе «общество - культура - личность», ознакомить и выработать навыки приложения категориального аппарата | |
Прогнозирование, проектирование, моделирование в социальной работе | курс направлен на развитие умений проектирования, прогнозирования и моделирования в практике социальной работы, интеграцию знания о социальных проблемах с технологиями социальной работы, а также освоение базовых навыковсоциально-гуманитарной экспертизы | |
Технологии социальной работы | Формирование целостного представления о процессе социальной работы с клиентом (от вовлечения клиента в процесс изменений до оценки результатов профессионального вмешательства). Освоение базовых технологий социальной работы: социальная работа с индивидом, семьей, группой, территориальным сообществом | |
Управление в социальной работе | Ознакомление с принципами и методами организации и управления социальной работой в современных условиях России, что должно способствовать становлению у них научного мышления, целостного представления о социальной работе как о сфере деятельности и управлении как особом виде деятельности. | |
Социальная политика | Формирование социально-политических знаний, развитие творческого мышления и навыков социально-политического анализа процессов, происходящих в современном обществе. Изучение системы организаций, осуществляющих формирование и реализацию социальной политики, направленную на выравнивание шансов депривированных социальных групп. | |
Правоведение | Формирование необходимых знаний об основах государства и права, умений, навыков базового характера в сфере юриспруденции для применения их в своей профессиональной деятельности и обыденной жизни. | |
Демография | Изучение динамики демографических процессов и демографических структур в современной России в сравнительно-историческом ключе и международном контексте. Прогнозирование сценариев демографического развития мира, России и отдельных регионов нашей страны. | |
Основы научно-исследовательской работы | Базовые представления о планировании, проведении и представлении результатов исследования | |
Экономическая теория | Изучение базовых категорий экономической науки, основных теоретических подходов к анализу экономической жизни. Оценка текущего состояния и уровня экономического развития России. | |
Культурология | Базовые знания о развитии мировой и российской культуры. Основные теоретические подходы к анализу культуры. Роль культуры в развитии обществ. | |
Введение в проектную деятельность | Развитие навыков проектной деятельности | |
Физическая культура и спорт | Общая физическая подготовка | |
Введение в профессию | Формирование представлений о профессиональном пространстве и технологиях работы социального работника с различными группами клиентов. | |
Человек и общество | Вводный курс, направленный на ознакомление с системой общественных отношений | |
Основы социального государства | Формирование знаний и представлений о сущности социального государства, главных принципах его устройства и функционирования в социально-историческом контексте. Оценка уровня развития социального государства в современной России. | |
Социальная статистика | Работа со статистическими данными научных исследований; овладение математическим аппаратом, необходимым для обработки статистических данных; овладение навыками интерпретации статистических данных и результатов их обработки. | |
Качественные методы в социологических исследованиях | Формирование навыков использования качественных социологических методов для сбора и последующей обработки эмпирической информации | |
Методы анализа документов | Развитие навыков работы с программными продуктами для обработки больших массивов текстовой информации и проведения контент-анализа | |
Международный опыт социальной работы | Формирование представлений об особенностях развития социальной работы в зарубежных странах для оценки состояния современной отечественной социальной работы в социально-экономическом, культурно-историческом и политическом контексте | |
Деятельность служб помощи семье | Ознакомление студентов с организацией и деятельностью системы социальной помощи семье и детям и выработка у них профессионального взгляда на социальную работу с семьей. Ознакомление с многообразием организаций, занятых работой с семьей, материнством и детством. | |
Гендерология и феминология | Ознакомление с основными понятиями, используемыми в гендерных исследованиях, с основными (классическими и современными) гендерными концепциями и теориями. Показать взаимосвязь и взаимообусловленность гендерных и других социальных процессов, функционирование гендерных систем в конкретно исторических условиях. Дать анализ гендерной системы, характеризующей современное российское общество. Научить применять полученные знания для анализа гендерных процессов и явлений в контексте социальной работы. | |
Социальная защита | Получение целостного и детального представления о современной системе социальной защиты населения в Российской Федерации и освоить разнообразие форм осуществления социальной защиты населения в нашей стране | |
Этические основы социальной работы | Формирование целостного, системного представления о ценностно-этических основах деятельности и профессиональной морали в социальной работе, а также основ ценностно-этического мышления бакалавра социальной работы. | |
Организация практики в социальной работе | Получение представлений о профессионально-практической подготовке в области социальной работы и формирование готовности у обучающихся к прохождению практической подготовки в рамках образовательного процесса. | |
Конфессиональная социальная работа | Курс развивает представление о социальной работы, организуемой представителями религиозных организаций и конфессий через призму их социальных доктрин. | |
Социальные проблемы труда | Обзор основных социологических концепций социально-трудовых отношений. Навыки анализа социальных проблем труда через призму основных теоретических концепций. Представление о трудовом поведении человека, проблемах мотивации, адаптации и планирования карьеры. Обучение навыкам исследовательской деятельности в области социально-трудовых отношений, технологиям поиска работы и профориентации. | |
Практическая психология | Формирование знаний о теоретических подходах и конкретных навыках практической психологии. | |
Социальная работа в психиатрии | Выработка представлений о социальных аспектах психических болезней и связанных с ними трудностями как предметном поле социальной работы. Ознакомление с основными теоретическими подходами к социальной работе с психически больными и членами их семей. Ознакомление с основными технологиями социальной работы с данной категорией клиентов. Развитие навыков практической деятельности в сфере социальной работы с психически больными и членами их семей. | |
Конфликтология в социальной работе | Изучение социологических и психологических подходов к проблематике конфликта. Развитие конфликтологических компетенций на навыков разрешения конфликта | |
Инновационное социальное предпринимательство | Формирование у студента базовых способностей и готовности к поиску новых, нестандартных путей решения проблем и внедрению их в ходе управленческой и предпринимательской деятельности в социально-психологической сфере. | |
Реабилитология | Формирование навыков реабилитационной работы. Социально-медицинский портрет клиента специалистов-реабилитологов. Международная шкала функционирования. | |
Трансформация современной российской семьи | Изучается изменение современной семьи под влиянием культурно-исторических, социально-экономических и политических условий. Анализируется динамика процессов рождаемости, брачности и разводимости как основных индикаторов процесса трансформации современной семьи. | |
Социальная работа с пожилыми | Изучаются характеристики пожилых как социальной группы; рассматриваются технологии социальной работы с пожилыми и формы реализации их социальной активности | |
Социальная психология | Формирование системных представлений по социальной психологии личности, психологии общения, психологии малых и больших групп. | |
Экономические основы социальной работы | Изучение финансово-экономических основ и механизмов реализации социальной работы, деятельности внебюджетных фондов социальной направленности (ПФРФ, ФСС, ФФОМС) | |
Правовые основы социальной работы | Подготовка бакалавра, обладающего набором компетенций, включающих понимание и навыки применения профессиональных знаний в практической деятельности, способного к самостоятельному осмыслению законодательного материала и его практическому применению в сфере социальной работы. | |
Социально-медицинская работа | Изучение социально-медицинских аспектов социальной работы, системы взаимодействия социальной работы и медицины, социальных аспектов сохранения здоровья. | |
Занятость населения | Исследование проблем рынка труда, безработицы и поиска работы в контексте структурных изменений занятости, обусловленных развитием информационных технологий и техническим прогрессом. | |
Этносоциология | Исследование этнического многообразия мира и России, связи этнической принадлежности и социально-экономических, демографических и поведенческих переменных. | |
Системный подход в социальных науках | Развитие представлений о системном характере взаимосвязи социальных наук, возможностях и перспективах взаимного теоретического и технологического обогащения | |
Социальные группы риска | Освоение знаний о теоретических проблемах изучения групп риска и формирование у студентов навыков проведения социологических исследований в данной научной области. Формирование знаний об основных теоретических подходах к изучению социальных групп риска. Представление о специфике различных групп риска (представители социального дна, женщины, занятые в коммерческом сексе, представители сексуальных меньшинств, наркоманы и т.д.). Ознакомление с различными практическими подходами к изучению социальных групп риска. | |
Социология социальных проблем | Расширение представлений о теоретических подходах к изучению социальных проблем. Различение индивидуального, группового (семейного), общинного, общественного значения проблемы. Обучение выкам определения субъекта проблемы, значимых аспектов проблемной ситуации с позиций конкретных субъектов. Ознакомление с актуальными проблемами современной России и Нижегородской области. | |
Гражданское общество | Развитие базовых представлений о гражданском обществе и его роли в развитии и функционировании современных государств. Гражданское общество в современной России: уровень развития и влияние на протекание социально-экономических и политических процессов. | |
Социальная работа в системе образования | Изучение содержательной взаимосвязи системы образования и социальной работы. | |
Основы социальной медицины | Изучение социальных аспектов медицины, здоровья, здоровьесберегающего поведения. | |
Проектная деятельность в сфере социальной работы | Ознакомление с особенностями, преимуществами и принципами проектной деятельности в социальной работе. | |
Религиоведение | Ознакомление с классическими и современными подходами к изучению социального феномена «религия», ее социальных функций, процесса секуляризации, теоретическими и эмпирическими исследованиями таких форм организации религиозной жизни, как церковь, секта, деноминация, культ | |
Социальная реклама | ||
Физическая культура и спорт (элективные дисциплины) | 1-2 | Общая физическая подготовка. |
Психодиагностика | Развитие навыков использования инструментария для диагностики характерных личностных черт, особенностей, способностей, профессиональных и иных склонностей. | |
Возрастная психология | Теория и закономерности психического развития. Характеристика этапов психического развития человека. Возрастные особенности развития человека в онтогенезе. | |
Основы социальной робототехники | Анализ процесса роботизации и его внедрения в практику социальной работы. Перспективные направления социальной работы с точки зрения роботизации. | |
Социальная инженерия | Изучение основ социальной инженерии, т.е. теории и практического опыта целенаправленного социального реформирования, управления социальными процессами и проектирования социальных инноваций. Рассматриваются принципиальные различия между типами утопической, «реактивной» и пошаговой научной социальной инженерии. | |
Социальная работа с бездомными | Изучение социально-психологических и социально-экономических характеристик лиц без определенного места жительства как клиентов социальной работы. Изучение технологий социальной работы с данной группой лиц. Организации, работающие с лицами БОМЖ. | |
Социальная благотворительность | Исследование подходов к изучению благотворительности. История и основные вехи развития благотворительности. Законодательные основы благотворительной деятельности в современной России. Современная российская благотворительность | |
Социология здоровья | Изучение здоровья как социологической категории. Социологические концепции здоровья. Эмпирические исследования здоровья. Здоровье населения как индикатор уровня социально-экономического развития общества. | |
Аутрич-работа | Основные принципы организации и проведения аутрич работы с различными группами клиентов. | |
Основы социологии детства и родительства | Исследование субинституциональной структуры семьи. Детство и родительство как семейные субинституты. Связь семейных субинститутов и функций семьи. | |
Вторичные социальные агентства | Изучаются вторичные социальные агентства и их роль в реализации социальной работы. | |
Научно-исследовательская работа | Вид практической деятельности, связанной с проведением научных исследований в рамках избранной темы научно-исследовательской работы | |
Преддипломная практика | Написание дипломного проекта путем изучения и подбора необходимой информации и материалов по тематике дипломной работы | |
Ознакомительная практика | 1,2 | Закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и формирование профессиональных компетенций на оперативном и тактическом уровне, развития знаний, умений, навыков обучающихся |
Технологическая практика | 3,4 | Закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и формирование профессиональных компетенций на оперативном и тактическом уровне, развития знаний, умений, навыков обучающихся |
Государственный экзамен - итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки | Междисциплинарный экзамен носит комплексный характер и ориентирован на выявление у каждого из экзаменующихся целостной системы базовых знаний и умений, образующих основу для последующего профессионального самоопределения выпускника и повышения его квалификации | |
Выпускная квалификационная работа - бакалаврская работа | Последовательное выстраивание собственной научной гипотезы на основании углубленного изучения ряда литературных источников по теме научного исследования. Сбор и оценка данных необходимы для фиксирования полученного инновационного решения проблемы. | |
Электронная информационно-образовательная среда | Формирование представлений о работе в электронно-образовательной среде вуза. | |
Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями | Изучение определений и форм реализации волонтерской активности. Анализ форм работы с социально-ориентированными некоммерческими организациями. Ведущие СО НКО Нижнего Новгорода и области. | |
Проектирование Startup | Общее представление о стартапах. Социальные стартапы. Механизмы формировани и реализации стартапов. |