Управление качеством – это система методов производства, способствующих экономичному выпуску качественных товаров (услуг), которые удовлетворяют требованиям потребителей.
Процессный подход.
Процессы 1 и 2 –внутренние
Процесс 3 – внешний процесс
Для реализации любого процесса формируется команда, она создается только на тот период времени, когда реализуется проект.
Владельцы ресурса несут персональную ответственность за эффективность использования данного ресурса.
Владелец процесса обязан нанять команду процесса или несколько команд в зависимости от реализуемого процесса.
* - заключение трехстороннего соглашения.
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит их нескольких ключевых этапов:
1. Определение потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.
2. Разработка политики и цели организации в области качества.
3. Установление процессов и форм ответственности, для достижения целей в области качества.
4. Установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества.
5. Разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса.
6. Применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса.
7. Определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин.
8. Разработка и внедрение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.
Основные принципы в реализации управления качеством.
1. Управление качеством осуществляется с целью выпуска продукции, уровень качества которой может удовлетворить требования потребителей.
|
2. Акцент на потребительские направленности продукции.
3. Трактовка понятия «качество» в широком смысле. В узком смысле качество – качество продукции, услуг. В широком смысле – это качество работы, обслуживания, информации, процесса, персонала, качество функционирования системы и т.д.
4. Управление качеством невозможно без регулирования цен, доходов, издержек.
Ценообразование, ценовая политика – важнейший вопрос при планировании проектировании качества.
Таким образом, речь идет о комплексном управлении качеством, в котором должны принимать участие все подразделения и все работники. В противном случае управление качеством невозможно даже в узком смысле.
Фактические и вспомогательные показатели качества. Анализ качества.
Фактические показатели качество характеризуют требования потребителя. В некоторых случаях их определение затруднено, поэтому контроль осуществляется по вспомогательным показателям (соответствуют стандартам, нормативам и т.д.).
Процесс управления качеством предполагает:
1) выявление фактических показателей качества
2) определение методов измерения и испытания фактических показателей качества
3) выявление вспомогательных показателей и установление их взаимосвязи с фактическими показателями качества.
Эти 3 этапа составляют процесс анализа качества.
Обеспечение качества.
Качество должно быть заложено в каждый проект и в каждый процесс.
Управление качеством, которое основано только на контроле, - управление старого стиля.
|
В основе управления качеством – предотвращение повторения ошибок.
Суть комплексного управления качеством состоит в управлении и обеспечении качества, прежде всего при разработке новых видов продукции.
Обеспечение качества – гарантирование такого качества продукции, которое позволяет потребителю с уверенность покупать и использовать ее в течение длительного времени.
Принципы обеспечения качества.
1. Обеспечение качества, основанное на контроле:
- контролеры ничего не производят
- обратный поток информации занимает много времени
- при высоких темпах производства рабочие не могут осуществлять эффективный контроль
- качество многих изделий невозможно обеспечить только контролем
2. Обеспечение качества, основанное на управлении производственными процессами.
3. Обеспечение качества, основанное на разработке новых видов продукции: на каждом этапе от планирования до обслуживания проводится оценка показателей и принимаются меры по обеспечению качества продукции.
Инструменты управления качеством.
(7 инструментов управления качеством)
1. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы, рыбий скелет)
2. Контрольные листки
3. Гистограммы
4. Диаграммы разброса – позволяют установить корреляционную зависимость между факторами и, как следствие, сократить количество рассматриваемых факторов.
5. Стратификация – процесс сортировки данных согласно некоторому критерию. Это позволяет увидеть, какие дефекты оказывают наибольшее влияние на результат.
6. Анализ Парето. Правило Парето: большая часть последствий вызвана малым количеством причин (например, 80 к 20).
7. Контрольные карты (карты Шухарта).