Оценка конкурентоспособности продукции.




Лекция 1.

Конкурентоспособность (КС) – способность товара быть реализованным на данном рынке в данный момент времени (оптимальное сочетание цены и качества).

 

Основные черты производства в 20-м веке:

- чрезвычайно высокие темпы развития производительных сил

- социализация производственных отношений

- колоссальные достижения науки и техники

- изобретение ЭВМ, информатизация общества

 

На всех этапах развития достижения прогресса на всех этапах организации производства были средством разрешения противоречий производительных сил.

 

Основные противоречия развития производительных сил.

1) Быстрый рост производительности машин и медленный рост производительности труда.

2) Значительное сокращения машинного времени и существенное увеличение производственного цикла.

3) Сокращение времени основных работ и значительное увеличение времени вспомогательных операций.

4) Высокая производительность труда и одновременная потеря мобильности.

5) Высокая степень фондовооруженности и малая фондоотдача. (для СССР)

6) Противоречия между производителем и потребителем (потеря индивидуальных свойств у продукции при массовом производстве).

Основные этапы экстенсивного развития:

Фрагментация работ – (А. Смит) à Разделение труда à кооперация à специализация и появление спецмашин – увеличение производительности труда) (К. Маркс) à Дифференциация работ à организация потока à автоматизированные линии (Г. Форд) à Специализация рабочих мест à оптимизация всех операций à максимальная производительность (Тейлор).

 

Факторы, сдерживающие развитие производительных сил:

- достижение предела скорости потока, интенсификации живого труда

- экономически неоправданный рост простоя оборудования

- утомляемость персонала à брак продукции

 

Переход к интенсивному пути развития производства был обусловлен:

- резкое ускорение развития науки и техники

- компьютеризация всех сфер деятельности

- разработка и внедрение передовых интенсивных технологий

- рост стоимости земли

- истощение природных ресурсов.

 

 

Система и структура рынка.

Внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме.

Система рынков – совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе различных критериев.

Основные критерии для характеристики структуры и системы рынка:

- по объектам. Например, рынок товаров и услуг, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, рынок интеллектуальной собственности и т.д. Типичной тенденцией в развитии современного рынка является возрастание роли услуг, информации, патентов и т.д.

- по субъектам. Рынки покупателей – рынки продавцов. Рынки государственных учреждений, рынок продавцов-посредников.

 

Пространственный критерий:

- местный (локальный)

- региональный

- международный

- национальный

 

По уровню насыщения:

- равновесный

- дефицитный

По соответствию законодательству:

- легальный

- нелегальный

По формам хозяйствования:

- государственный

- кооперативный

- и т.д.

В зависимости от организации рынка:

- аукционы

- разовые сделки

- биржевая торговля

- виртуальный рынок (невысокие издержки, удобство для потребителя, большой охват)

Основные модели развития рынка:

- совершенная конкуренция

- несовершенная конкуренция


Спрос Покупатели
Предложение один несколько много
Продавцы один двухсторонняя монополия ограниченная монополия совершенная монополия
несколько ограниченная монопсония двухсторонняя олигополия олигополия предложения
много монопсония олигополия спроса совершенная конкуренция

 

Факторы, обуславливающие индивидуалистичность рыночной экономики:

- частная собственность

- свобода предпринимательства – определяет право приобретать ресурсы и организовывать производства по своему усмотрению

- суверенитет потребителя

- приоритет личного интереса – общая норма поведения, когда личный интерес становится во главу угла, каждая экономическая единица делает лишь то, что ей выгодно

- ограниченная роль государства – общество признаем широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчинить их своему контролю.

 

Предприятие и его место на рынке.

Функции фирмы:

- концентрация использования ресурсов

- организация производства

- сбытовая деятельность

- получение прибыли и несение риска

- накопление опыта

Фирма – организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров (услуг) с целью получения прибыли.

 

Рынок и рыночная ниша.

Совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары (услуги), производимые данной фирмой, называются ее фундаментальной рыночной нишей (ФН).

Реализованные ниши (РН) называются части ФН, которые ей удается удержать в борьбе с конкурирующим предприятием.

Пример: 3 возможные ситуации.

1)

2)

3) Если на спорном участке противостояние оказывается безрезультатным, то целесообразным оказывается пойти по пути более мелкой сегментации – часть сегментов фирме А, часть – фирме Б.

 

Лекция 2.

Конкурирующими называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающие фундаментальные ниши.

 

Основные виды конкуренции.

Ожидаемая конкуренция – на стадии разработки или освоения продукции.

Прямая конкуренция – открытая конкурентная борьба между фирмами без посредников.

Конкуренция, обусловленная географическим фактором.

Конкуренция, связанная с природными условиями (возможностями).

Функциональная конкуренция – некоторые потребности можно удовлетворять различными способами – одни и те же товары (услуги) могут удовлетворять однотипные потребности.

Добросовестная и недобросовестная конкуренция.

Внутренняя и внешняя конкуренция.

Ценовая конкуренция (контроль над ценами, лидерство в ценах, установление доли влияния на рынке, соглашение с конкурентами, если открытая борьба не приносит результатов)

Неценовая конкуренция – технический уровень, реклама, уровень послепродажного обслуживания.

 

В любой отрасли экономики конкуренция определяется 5 «силами» (Майк Порт):

1 – угроза появления новых конкурентов

2 – угроза появления товаров-заменителей

3 – способность поставщиков комплектующих торговаться

4 – способность покупателей торговаться

5 – соперничество уже имеющихся конкурентов

 

Ценность товара для потребителей (потребительская ценность).

Потребитель – юридическое лицо (пока, в нашем случае).

Потребительская ценность – та цена, которую потребитель считает для себя выгодным заплатить за товар.

 

 

Фирма А - производство шин Фирма Б - производство велосипедов
Модель Цена (у.е.) Модель Цена (у.е.) Дополнительный
Доход Издержки
Ш1   ВШ1   - -
Ш1М   ВШ1м     -
           
  .        
  .        
  .        
        -  

 

Ценность любого товара, приобретаемого фирмой, прямо зависит от той прибыли, которую его использование может ей принести и может быть точно выражено в денежных единицах.

 

Связь потребительской ценности и конкурентоспособности.

(в рамках юридических лиц)

К - неоплаченная часть потребительской ценности товара.

Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности товара равносильна полученной от его использования дополнительной прибыли.

Для продавца она соответствует запасу конкурентоспособности его продукции.

Потребитель заинтересован, чтобы величина К была как можно больше. Отношение же поставщика к ней двойственное: с одной стороны значительный запас К гарантирует реализацию, с другой, поднимая цену (К уменьшается), он, поставщик, увеличивает свою прибыль.

 

V=B-C

В – выручка потребителя

С – совокупные затраты (издержки) потребителя

V – прибыль потребителя

Поставщик заинтересован в том, чтобы потребительская ценность его товара в глазах покупателя была как можно выше. Этого можно достичь, если используя эти товары (услуги), потребитель увеличивает свою прибыль.

 

Факторы формирования потребительской ценности.

Прибыль потребителя может быть увеличена за счет 2 факторов:

1) снижение издержек

- за счет понижения цены потребляемого товара

- за счет снижения стоимость его доставки, установки, наладки

- за счет сокращения стоимости эксплуатации продукта

- за счет снижения риска изготовления некачественного конечного продукта (снижение издержек на гарантийное обслуживание)

- доход потребителя может вырасти

 

Выручка от реализации может вырасти:

1) из-за повышения цен на готовую продукцию

- если используемые комплектующие:

1 – позволили повысить качество

2 – дали возможность выпустить принципиально новую продукцию

3 – используемые комплектующие позволили произвести товар лучше соответствующий требованиям потребителей

4 – повысили престиж продукции

2) из-за роста количества продаваемых товаров (услуг)

 

По отношению к физическим лицам – конкурентоспособность товара оценивается тем выше, чем выше доля неоплаченной полученной потребителем полезности.

 

Принцип компенсации.

Стремясь добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях, производитель вынужден поступиться другими его достоинствами.

 

Стратегии рыночного поведения.

Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Источник силы стратегии – такое производство можно организовать более эффективно с наименьшими издержками. Фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов.

 

Патиентная (нишевая) стратегия – предусматривает изготовление необычной особой продукции для часто узкого круга потребителей. Рыночная сила – изделие становится в той или иной мере незаменимыми для соответствующей группы клиентов. Фирма завоевывает максимальную долю достаточно узкого сегмента. Дорогие и высококачественные товары адресуются тем, кого не устраивает стандартная продукция.

Коммутантная стратегия – преобладает в стандартном бизнесе для удовлетворения местных (локальных) потребностей. Сила – в лучшей приспособленности для удовлетворения небольших по объему нужд конкретного клиента. Мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики.

Эксплерентная (пионерская) стратегия – связана с созданием новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка. Фактор силы – опережение в нововведениях.

Сравнительная характеристика основных стратегий.

Критерии сравнения Коммутантная стратегия Патиентная стратегия Виолентная стратеги Эксплерентная стратегия
1. Профиль производства Универсальный Специализированный Массовый Экспериментальный
2. Размер Мелкий Крупный, средний, мелкий Крупный Мелкий
3. Устойчивость Низкая Высокая Высокая Низкая
4. Расходы на НИОКР Низкие Средние Высокие Высокие
5. Фактор силы Гибкость, многочисленность Приспособление к особому рынку Высокая производительность Опережение в нововведениях

 

Цикл жизни фирмы.

Лекция 3.

 

Сильные и слабые стороны виолентной стратегии.

 

1. Экономия на масштабах производства:

- технологические причины: крупные предприятия обладают большими ресурсами и может приобретать дорогостоящую технику.

- выгоды от специализации: специализация в оборудовании – ограниченное количество операций, но большая производительность, специализация персонала.

- побочные продукты отходы или временно свободное оборудование столь велики, что позволяют на их базе выпускать новые продукты почти без дополнительных расходов.

 

2. Дезэкономия на масштабах производства.

На слишком больших предприятиях технологические преимущества могут перерождаться в недостатки. Высокоэффективные основные операции тормозятся вспомогательными, контрольными, погрузо-разгрузочными, которые не поспевают за ростом производительности основного производства. Производство становится неповоротливым, не способным быстро реагировать на внешние изменения.

 

3. Специфика издержек.

TC = FC + VC

FC = FC’ + FC”

FC’ – условно фиксированные издержки

FC’’ - безусловно фиксированные издержки

 

 

4. Преимущества финансирования НИОКР.

5. Преимущества финансирования сбыта.

 

Все указанные преимущества могут проявляться не только по отдельности, но и в комплексе.

 

 

Для избежания недогрузки мощностей виолент постоянно стремится создавать стимулы для потребителя:

1) сравнительно низкие цены

2) постоянное улучшение качества и сервисного обслуживания

3) полнота ассортимента

 

Пирамидные компании.

Все компании в отрасли не могут быть лидерами. На рынке формируется пирамида компаний (своеобразная иерархия). Наверху – лидеры, их меньше. Внизу – отстающие, их много.

Наибольшее движение компаний происходит внизу пирамиды. Но изменение в объемах производства, прибылях и т.д. значительнее у лидеров.

 

Многие компании специально не стремятся стать лидерами. Они дожидаются появления на рынке новых товаров, потом покупают лицензии на производства, совершенствуют товар и прекрасно существуют.

 

 

Оценка конкурентоспособности продукции.

 

Основные факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия:

1. Качество

2. Цена

3. Стоимость эксплуатации

4. Удобство при покупке, эксплуатации, гарантийные обязательства.

 

Основные показатели, определяющие качество.

Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

 

Номенклатура показателей качества.

ГОСТ 15467-79

- назначения

- надежности

- технологичности

- стандартизации и унификации

- транспортабельности

- эргономические

- эстетические

- экологические

- патентно-правовые

- безопасности

- экономические

- утилизации

 

Технический уровень продукции определяется той же номенклатурой показателей, что и качество, за исключением экономических показателей.

 

Надежность – свойство изделия сохранять во времени свою работоспособность.

Работоспособность – состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значение заданных параметров, в пределах, установленных документацией.

 

 

Цена и стоимость эксплуатации.

Цена потребления –

- совокупные затраты, связанные с эксплуатацией.

 

Bi - доля выручки от реализации продукции, приходящаяся на i-ый вид оборудования

 

 

Группы показателей конкурентоспособности.

Цифры – последовательность рассмотрения показателей.

 

Методика оценки конкурентоспособности товара.

Этапы:

1) Групповой показатель нормативных параметров

- единичный показатель по i-му нормативному параметру

= 1 – если соответствует нормам

= 0 – если не соответствует

 

2) Групповой показатель технического уровня

- это единичный относительный показатель по j-му показателю технического уровня

- пользоваться сложно

Используют выражение: , где - базовый товар, тот, с которым должен конкурировать наш товар (положительному изменению j-го параметра соответствует повышение конкурентоспособности).

- положительному изменению j-го параметра соответствует снижение конкурентоспособности.

- весовые коэффициенты. Главное условие: (однако, это не обязательно).

3) Групповой показатель организационно-экономических параметров:

, где - цена потребления базового товара.

4) Интегральный показатель конкурентоспособности:

Если К > 1 – рассматриваемый товара превосходит по конкурентоспособности базовый образец.

Если К < 1 – уступает базовому образцу

Если К 1 – сложно принять решение о начале производстве товара.

 

 

Метод оценки конкурентоспособности технологического оборудования.

Основные этапы жизненного цикла товара:

ОТПП – организационно-техническая подготовка производства

 

- годовой фонд времени

Все затраты – на единицу продукции.

 

 

- удельная цена

 

Обеспечение конкурентоспособности продукции.

 

,

где

 

 

Лекция № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: