Основные причины появления Закона:
1. Несоответствие старой системы технического регулирования международным требованиям.
2. Сдерживание притока инвестиций.
3. Сложность и противоречивость.
4. Возможность разработки нормативных документов различными ведомствами.
5. Отсутствие контроля предпринимательским сообществом за разработкой и изменением нормативных актов.
Основные цели закона.
1. Гармонизация системы технического регулирования с международными стандартами.
2. Содействие выходу российских товаров на мировой рынок.
3. Исключение нормотворчества ведомств.
4. Ключевая идея является революционной: полностью изменить существовавшую систему стандартизации, сделать ее не обязательной, а добровольной.
В сферу регулирования Закона входят отношения, возникающие при:
- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – процессы) в форме технических регламентов;
- разработка, принятие, применение и исполнение на добровольной основе к продукции и процессам в форме стандартов;
- оценки соответствия в форме Сертификации и декларирования.
Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ или ФЗ, или указом президента, или постановление правительства, содержащий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики продукции.
|
Сертификация – ясно из названия.
Общий технически регламент принимается по вопросам:
1) безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования.
2) безопасной эксплуатации зданий и сооружений.
3) пожарной, биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности.
4) электромагнитной совместимости.
Специальный технический регламент принимается, когда необходимо учесть технологические и иные особенности отдельных видов продукции и процессов.
Таким образом, государство сосредотачивает усилия на обеспечении безопасности продукции и процессов (функция, которая не может обеспечить никто другой); вопросы же потребительских свойств, качественных характеристик продукции должны решаться рыночными механизмами.
С 01.07.03. утратили силы 2 закона:
1. ФЗ «О сертификации продукции и услуг»
2. ФЗ «О стандартизации»
Управление качеством. Обеспечение качества продукции.
Фазы решения проблемы.
Фаза отбраковки.
Суть: потребитель должен получать только годные изделия. Основные усилия должны быть направлены на «отсечение» брака от потребителя. В этом случае повышение качества приводит к увеличению затрат на его обеспечение. Цели повышения качества и повышения эффективности производства являются противоречивыми.
Нужно сокращать количество контролеров.
Фаза управления качеством.
Суть:
- сохраняется главная цель – потребитель должен получать только годные изделия
- отбраковка сохраняется как 1 из методов
- основные усилия сосредотачиваются на управлении производственными процессами с целью повышения выхода годных изделий.
|
Фаза постоянного повышения качества.
Необходимость перехода: любой производственный процесс имеет предел выхода годных изделий. Он определяется не процессом самим по себе, а всей совокупностью процессов данного предприятия (организация труда, снабжения, управления и т.д.). При достижении этого предела снова обостряется противоречие, указанное выше.
Концепция:
Основа качества – качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях.
Таким образом, работа строится не только на совершенствовании производственных процессов, но и на совершенствовании системы в целом.
Вместо концепции недопущения брака – концепция «ноль дефект».
Фаза планирования качества.
Выделяют 3 этапа:
1. Производитель начинает интересоваться вопросами потребителей и качеством продукции своих поставщиков (60-70е годы).
2. Производитель занимается также процессом доставки, установки и сервисного обслуживания. Качественная продукция – также и качество послепродажного обслуживания (70-90е годы).
1987 г. – первая редакция ISO 9000.
3. 90е – н.в. 1994 г. - вторая редакция ISO 9000.
Появляются стандарты серии ISO 14000 – требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности.
В 2000 году принята третья редакция ISO 9000:2000.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – утвержденные в России стандарты.
Лекция 5.