ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теория искусства как научная дисциплина
Теория как внутренне дифференцированный, целостный комплекс представлений о природе и сущности явления, его структуре, функциях и перспективах развития. Логико-методологические принципы и правила как основа теории.
Теория искусства как научное знание, дающее целостное представление о сущности художественного, закономерностях его развития и системе определяющих его отношений. Современное научное знание и теория искусства.
Теоретическое знание об искусстве как о реконструкции и воспроизводстве человеческого феномена в непрерывно меняющемся историческом, социокультурном и психологическом контексте; как о синтезе и концентрации духовного опыта человечества и реализации человеческого феномена.
Искусство как функциональная саморазвивающаяся система. Искусство в системе культуры. Искусствоведение в системе гуманитарных и социальных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение, их методологические и функциональные отличия.
Тема 2. Понятие «искусство» и «художественная культура». Критерии художественности
Художественная культура и искусство. Искусство как подсистема художественной культуры. Художественная культура как совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. Художественная деятельность как как совокупность творческих процессов, связанных с интеллектуально-чувственном отображении бытия в художественных образах и фиксированием последних в художественных произведениях посредством языка искусств. Аспекты художественной культуры. Духовно-содержательный аспект (образное представление о бытие, художественная картина мира). Организационный, институциональный аспект (совокупность социальных институтов, обеспечивающих создание, познание, хранение, распространение художественных ценностей). Морфологический аспект (рода, виды, жанры, виды, стили искусства). Структура художественной культуры на теоретическом уровне: субъекты художественной культуры (художники, аудитория искусства); художественно-культурные смыслы; художественная деятельность; художественное произведение.
|
Типы изобразительной активности. Проблема искусства и не-искусства. Критерии различения (по характеру использования изображения и по исполняемым им функциям). Эстетический критерий (искусство – изображение, предназначенное для созерцания и переживания). Разновидности не-художественной изобразительной деятельности и ее результатов.
Роль технических навыков в изобразительной деятельности. Вещно-предметный характер художественной деятельности. Искусство и ремесло.
Магическое изображение. Религиозное изображение. Священный образ. Культовый характер религиозного изображения. Иконопочитание и иконоборчество как две религиозно-эстетические парадигмы. Изображение как воздействие и его разновидности.
Тема 3. Основные понятие теории и истории искусства
|
Понятие «художественная реальность». Художественная реальность как единство актуализованного культурой художественного наследия (в том числе традиций, убеждений, представлений и ценностей), художественной практики эпохи и художественных идей, одухотворяющих творческий поиск времени.
Художественная реальность как отражение уникальности участия в миросозидательном творчестве поколений, эпох и отдельного человека. Художественная реальность как особый смысловой контекст, как модус восприятия и переживания человеком мира.
Художественная реальность как соединение смысловых пластов искусства прошлого и современного творческого поиска.
Многомерность художественной реальности. Художественная реальность как интенциональная реальность. Художественная реальность и условность в искусстве. Типы художественной условности. Условность в искусстве как реализация в художественном творчестве способности знаковых систем выражать одно и то же содержание разными структурными средствами.
Понятие «художественное сознание». Художественное сознание как обозначение особого качества человеческого мышления; как вид феноменологического сознания. Художественная реальность как способ выражения и условие существования художественного сознания. Воображение как инструмент художественного сознания. Специфика художественного сознания. Исторические типы художественного сознания.
Знаково-символический контекст художественного сознания. Состав художественного сознания (бытующие представления о природе искусства и его языке, художественные вкусы и потребности, идеалы и эстетические концепции, оценки и критерии, формируемые художественной критикой).
|
Понятие «художественная форма». Форма — существующий по собственным законам пластический мир, обладающий высокой степенью внутренней независимости. Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. Форма как внутренняя организация предмета и форма как его внешний облик. Художественная форма как набор выразительных средств творчества. Аспекты художественной формы как уровни формальной организации произведения (пространство, время, свет, цвет, композиция). Форма как средство воздействия на зрителя.
Создание художественного творения как процесс поиска формы. Искусство как система форм, изменяющихся и сохраняющих свою относительную неизменность в разных художественных системах. Художественные смыслы и их знаково-семантическое выражение в художественном произведении. Диалектика формы и содержания в искусстве. Конфликт художественного замысла и его материального воплощения как парадокс формы. Творческий, смыслообразующий характер конфликта. Парадоксы художественной формы.
Понятие «художественный идеал».