Оценим риск аварийной ситуации пассажирского вагона при наличии неисправностей колесных пар.
На рис. 4 представлено «дерево событий», характеризующее сценарии развития аварии – схода подвижного состава с рельсов при ошибке обслуживающего персонала.
При построении «дерева событий» рассмотрены следующие неисправности:
- расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам;
- разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров;
- разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров;
- разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров;
- ослабление ступиц колес на оси;
- сдвиг ступиц колес на оси.
Рис. 4. «Дерево событий» для случая схода вагона с рельсов при ошибке обслуживающего персонала
Аварийное состояние, связанное со сходом вагона с рельсов, обусловлено следующими промежуточными событиями:
- расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам;
- разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров;
- разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров;
- разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров;
- ослабление ступиц колес на оси со сдвигом ступиц.
Исходное событие связано с ошибкой обслуживающего персонала, осуществляющего контроль технического состояния вагонов (осмотрщика). В данном случае можно выделить 5 аварийных последовательностей:
- расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам;
- разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров;
- разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров;
- разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров;
- ослабление ступиц колес на оси со сдвигом ступиц.
Так как авария наступает при реализации одной из перечисленных аварийных последовательностей (реализуется в результате суммы событий), то, считая эти последовательности попарно невозможными, можно записать:
![]() | (7) |
где - аварийная последовательность;
- исходное событие;
– вероятность реализации i -й аварийной последовательности для данного исходного события.
Для рассматриваемого случая зависимость (7) примет вид:
Соответствующие вероятности заданы (табл. 3).
Таблица 3
Исходные данные для расчета риска
№ варианта | Исходное событие – ошибка обслуживаю-щего персонала | Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует установленным нормам | Разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров | Разность расстояний между внутренними гранями колес и торцами оси более допускаемых размеров | Разница диаметров колес по кругу катания более допускаемых размеров | Ослабление ступиц колес на оси | Сдвиг ступиц колес на оси |
P0 | Вероятность Pi | ||||||
0,165 | 0,0931 | 0,119 | 0,043 | 0,0519 | 0,045 | 0,008 |
Для наглядности добавляем значения вероятностей наступлениея неисправностей колесных пар на «дерево событий» (рис.5)
Рис. 5. Дополненное «дерево событий»
В свою очередь, вероятность реализации аварийного пути
определяется по формуле вероятности произведения независимых событий:
- ослабление ступиц колес на оси;
- сдвиг ступиц колес.
Значит, условная вероятность аварии при условии наступления исходного события
определяется по формуле
![]() | (8) |
Для рассматриваемого случая
Зная вероятность наступления исходного события , риск аварии (безусловная вероятность наступления аварии), связанной со сходом вагона с рельсов, определяется по формуле
![]() | (9) |
где - вероятность наступления исходного события за некоторый период времени Т.
Для рассматриваемого случая:
Анализ результатов расчета риска позволяет выделить наиболее важную (в аспекте безопасности) АП, которая вносит наибольший вклад в величину риска. В рассматриваемом примере такой аварийной последовательностью является E2: разность расстояний между внутренними гранями колес более допускаемых размеров. Таким образом, для повышения безопасности эксплуатации подвижного состава целесообразно в первую очередь повысить качество напрессовки и контроля.