Проанализируйте психическое состояние больной.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «Психология и педагогика»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 24

ТЕМА: «Вопросы частной медицинской психологии»

 

 

Утверждена на кафедральном заседании

протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.

 

Заведующий кафедрой

д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.

 

Составители:

к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.

преподаватель _________________________________Чернова Е.И

преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.

 

Красноярск

 

Занятие № 24

Тема: «Вопросы частной медицинской психологии».

2. Форма организации занятия: семинарское занятие.

3. Значение изучения темы: При подходе к состоянию больного на основе целостного понимания человека необходимо принимать во внимание сложные взаимоотношения между его психическим состоянием и различными видами соматических заболеваний. Знание особенностей психического состояния пациента при различных заболеваниях необходимо для установления контакта с ним, проведения диагностических и лечебных мероприятий.

 

4. Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК–5); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

(ПК-1)

- учебная: Основы профессиональной этики деятельности медицинских работников

 

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

1. Понятие о частной медицинской психологии.

2. Механизмы влияния соматической болезни на психику.

3. Понятие социальная ситуация развития. Ее составляющие в условиях болезни.

4. Преморбидные особенности личности при основных психосоматических заболеваниях.

5. Понятие внутренней картины болезни и ее структуры.

6. Основные типы отношения к болезни.

 

Основные понятия и положения темы.

Частная медицинская психология раскрывает главные аспекты психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями. Основное внимание при этом обращают на:

· особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств,

· особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными, желудочно-кишечными, инфекционными, эндокринными, неврологическими),

· психологию больных хирургического профиля на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде,

· особенности клинической психологии в акушерстве и гинекологии,

· психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития,

· психологию больного ребенка и его родителей,

· проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией.

Хроническое заболевание существенно изменяет прежде всего всю социальную ситуацию развития человека. Оно изменяет уровень его психических возможностей осуществления деятельности, ведет к ограничению круга контактов с окружающими людьми, приводит к ограничению его деятельности в целом.

Для изучения изменений психики больного необходимо рассматривать социальную ситуация развития в условиях болезни. Основными ее составляющими являются:

· преморбидные особенности психики (прежде всего личности);

· психологические последствия влияния биологической вредности;

· основные социальные последствия болезни;

· изменения внутренней позиции больного по отношению ко всей совокупности обстоятельств (формирование внутренней картины болезни).

5.3. Самостоятельная работа по теме:

Пробы на внушаемость

Проба№1

Под предлогом исследования обоняния, больному предлагаются три пустые пробирки, и дается инструкция: “Вот три пробирки. В одной была вода, в другой бензин, в третьей духи. Вам необходимо определить в какой пробирке, что было налито”. Способность испытуемого четко дифференцировать несуществующие запахи свидетельствует о его повышенной внушаемости.

Проба№2 (проба Констамма)

Пациенту предлагается встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. В течение минуты врач дает пациенту приказания: “Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки. Обопритесь еще сильнее. Теперь отойдите от стены, опусти те руку. Рука сама снова поднимется до уровня плеча”. При повышенной внушаемости рука, которой он опирался о стену, опустившись к бедру, вновь поднимается.

Проба№3

Больному предлагают вытянуть руки вперед, ладонями внутрь. Под предлогом неврологического обследования просят фиксировать взгляд на молоточке, одновременно внушая: “Ваши руки расходятся в стороны, Шире. Еще шире”. При повышенной внушаемости руки расходятся в стороны.

Проба№4

Под предлогом неврологического исследования пациента ставят в позу Ромберга, взгляд пациента фиксируют водной точке на потолке. Затем врач предлагает пациенту закрыть глаза и дает следующие указания: “Я хочу оценить вашу способность к расслаблению. Я положу свои руки вам на плечи”, ложит руки на плечи пациента. Теперь я обопрусь руками о ваши плечи, и вы почувствуете силу, которая тянет вас назад ко мне. Не сопротивляйтесь, я вас удержу, когда вы будете падать. Вы падаете, падаете, вас тянет назад, вы падаете, падаете”. В этот момент врач отнимает руки, и пациент начинает качаться. Если пациент падает, это говорит о повышенной внушаемости.

Проба№5 (тест сжатых рук)

Врач просит пациента, сидящего на стуле, сильно сжать одну руку другой. Показывает, как это сделать, и говорит: “ Я хочу, чтобы вы на минуту закрыли глаза и представили тиски, которые сжимают болт. Представьте ваши руки это губки тисков. Я начну считать от одного до пяти. Во время счета ваши руки будут сжиматься все сильнее, все сильнее и сильнее. Когда я дойду до пяти, ваши руки сожмутся настолько сильно, что их будет трудно, невозможно разъединить. Один, сжимайте, сжимайте, сжимайте еще, еще, еще. Три, сжимайте очень сильно, ваши руки соединены одна с другой. Четыре, ваши руки скованы очень сильно, очень сильно. Пять, они так скованы, что если вы попробуете их разъединить, они останутся скованными до тех пор, пока я не разожму их. Теперь пробуйте разжать их”. Если пациент не может разжать их, это говорит о повышенной внушаемости.

Проба №6 (маятник Шевроле)

Испытуемому дают нитку с грузиком на конце. Внушают “Не двигая рукой, представьте, что грузик начинает двигаться от вас ко мне. Представляйте”. Если предмет начинает раскачиваться, это говорит о повышенной внушаемости.

Проба № 7

Врач говорит больному о своем желании проверить некоторые стороны его нервной деятельности. Больной стоит спиной к врачу, ноги вместе, руки вдоль тела, голову откинуть назад и врач поддерживает ее одной рукой. Больному предлагается закрыть глаза и расслабить мышцы тела. Больного предупреждают о том, что он не должен бояться, что его сейчас потянет назад. Затем спокойно, но твердо внушают: “Теперь, когда я отведу свою руку от вашего затылка, вы немедленно упадете назад. Вас уже тянет назад! Вы падаете! Падаете!” При этих словах врач отводит руку, и при необходимости подхватывает больного. Если больной отклоняется, то внушаемость повышена.

Проба № 8

Больной стоит лицом к врачу, ноги вместе, руки вдоль тела, смотреть, не мигая, в глаза врача. Врач пальцами слегка касается кожи висков больного и пристально смотрит в переносицу больного. Внушительно произносит: “Теперь, когда я удаляю свои руки, вас тянет вслед за ними”. Руки отвести и чуть-чуть отступить назад. Если больной склоняется, это говорит о повышенной внушаемости.

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

Тесты

1. БЕЗОТЧЕТНЫЙ СТРАХ СМЕРТИ, ТРЕВОГА И ТОСКА ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ИНФАРКТА:

1) на передней стенке миокарда

2) на задней стенке миокарда

3)на боковой стенке

4)при комбинированных поражениях

2. ПРИ ВНЕЗАПНОМ ОСТРОМ ПРИСТУПЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫЧАЩЕ ВСЕГО ПРОЯВЛЯЮТСЯ:

1) гипонозогнозические реакции

2) депрессивные реакции

3) страх смерти от удушья или остановки сердца

4) истероформные расстройства

3. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИМИСЯ ПСИХИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) ипохондрический синдром

2) астенический синдром

3)фобические реакции

4) истерические реакции

4. ПРЕМОРБИДНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМ ЯЗВЕННЫМ КОЛИТОМ, ЯВЛЯЮТСЯ:

1) сдержанность, целеустремленность, уравновешенность

2) аккуратность обязательность трудности в социальных контактах

3) мягкость с чертами повышенной тормозимости и выраженное чувство неполноценности

4)амбициозность стремление к успеху одержимость работой

5. ФЕНОМЕН «ПОГРУЖЕНИЯ В РЕБЕНКА» ВСТРЕЧАЕТСЯ У:

1) женщин в первом триместре беременности

2) женщин в втором триместре беременности

3) женщин в третьем триместре беременности

4) недавно родивших женщин

6. СИНДРОМ «ОЖИДАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ» ЯВЛЯЕТСЯ ТИПИЧНЫМ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С:

1) предменструальным синдромом

2) невротическими расстройствами

3) бесплодием

4) шизофренией

7. ТИПИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИЕЙ НА СООБЩЕНИЕ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) предоперационная депрессия

2) предоперационный стресс

3) предоперационная фрустрация

4) предоперационная тревога

8. КАКОЙ ТИП ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ, КАК ПРАВИЛО, ВОЗНИКАЕТ У ПАЦИЕНТА В ОТВЕТ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ О НАЛИЧИИ У НЕГО ЗЛОКАЧЕСТВЕННОГО НОВООБРАЗОВАНИЯ:

1) неврастенический

2) ипохондрический

3) апатический

4) анозогнозический

9. ИДЕИ ОТНОШЕНИЯ И ОБИДЧИВОСТЬ ЧАЩЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРИ:

1) дефекте органов зрении

2) дефекте органов слуха

3) сексуальных расстройствах

4) заикании

10. НАИБОЛЕЕ ЧАСТОЙ РЕАКЦИЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ЗАБОЛЕВАНИЕ РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) тревога, озабоченность состоянием ребенка

2) отрицания болезни ребенка

3) реакция недоверия врачам

чувство вины

 

Ситуационные задачи:

1. Больная С., 34 года, инвалид 2 группы (в прошлом – учительница). Диагноз: порок митрального клапана. Заболела в возрасте 15 лет. После продолжительного периода повышенной утомляемости, слабости, плохого самочувствия и повышенной раздражительности был обнаружен порок сердца. С 20 лет периодически наступало состояние декомпенсации. Больная связывает это с большой физической и интеллектуальной нагрузкой. Появились слабость, утомляемость, отеки на ногах, одышка при быстрой ходьбе. Стала отвлекаемой (с трудом усваивала учебный материал), раздражительной, плаксивой, обидчивой. При поступлении в стационар обычно бывала вялой, безучастной ко всему, лежала, отвернувшись к стене, с врачом и больными разговаривала неохотно.

Проанализируйте психическое состояние больной.

2. Больная В., 49 лет, экономист. По характеру всегда была активной, деятельной, целеустремленной, добросовестной, прямолинейной. С 47 лет страдает гипертонической болезнью. Последние полгода работала с большой нагрузкой, возникали конфликты с сослуживцами. После очередного конфликта по дороге домой появился сильный приступ загрудинных болей, одновременно с ними безотчетный страх смерти, были рвота, липкий пот, озноб. В тяжелом состоянии доставлена в больницу, где был поставлен диагноз инфаркта миокарда. В больнице крайне тревожна, подавлена, плачет, будущее представляется ей в мрачных красках. Каждый день с надеждой смотрит на врача, успокаивается после психотерапевтической беседы, но вскоре снова начинает тревожиться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: