Выполнила:
Коваленко Юлия,
Студентка I курса филологического ф-та,
116 испанской группы
Преподаватель:
Лазарева Маргарита Алексеевна,
Доцент кафедры теории литературы
Филологического ф-та МГУ
Москва, 2015.
ВВЕДЕНИЕ.
Начать свою работу хотелось бы, прежде всего, с рассуждений о том, почему в качестве объекта исследования я обратилась именно к этой повести.
С данным произведением я ознакомилась впервые пару лет назад: еще тогда оно произвело на меня неизгладимое впечатление. Сегодня большой популярностью пользуются фильмы с, так называемой, «шокирующей концовкой». Современные авторы создают такие сценарии, чтобы угодить голодной до страстей публике. Повесть Лавренева – это плод работы сознания человека, жившего в неспокойное время, когда никто не мог предсказать, что будет завтра. Внезапный поворот событий в финале является проекцией ощущений писателя, в прошлом участника Гражданской войны, которому, в свое время пришлось совершить нелегкий выбор.
Дело в том, что Борис Лавренев, советский поэт, драматург и прозаик, окончивший юридический факультет Московского университета, сам являлся участником тех ужасных событий, о времени которых пишет в своей повести. Более того, ему довелось воевать за две стороны: сначала служил в Добровольческом отряде, а затем принял решение и перешел в Красную армию. В годы Гражданской войны воевал в Туркестане, чему обязаны красочные описания природы туркменской пустыни, был командующим бронепоезда, печатался во фронтовой газете.
Все эти события не могли не повлиять на творчество писателя: их отражение мы видим на страницах повести, в лицах героев, их характерах и поступках.
|
Эта глубоко психологическая повесть рассказывает об ужасных событиях страшного времени – войны между кровными братьями и сестрами, войны, которая изнутри разъедала все самое прекрасное что есть в нашем сложном мире, которая, как червь проедала сознание, вводила в заблуждение, сворачивала с дороги сердца, безжалостно уничтожала дружбу и любовь.
Большое и малое время в повести – это два полюса одной окружности; два полярных и одновременно неразрывно связанных времени. Людям приходится жить сразу в двух измерениях, а их поступки в малом – внутреннем находят свое отражение в большом – и наоборот.
Люди развязали войну за мысль, за идею, за философию, за построение новой жизни. Но вместо этого не давали шанса ни новому росточку. В боях под пулями, в окопах погибали молодые, совсем еще юные представители нового поколения. О каком развитии человечества может идти речь, если обыкновенная девушка вместо того чтобы учиться в университете, быть тонкой натурой с чутким сердцем, развивать отечественную поэзию должна считать количество жертв, подстреленных ею. А самое ужасное, что даже и не должна, не обязана. Она действительно этого хочет и справляется с военными заданиями с глубоким чувством ответственности и долга.
Сегодня важно и даже необходимо говорить и писать о проблеме нравственных качеств человека в стрессовых ситуациях, потому что она повсеместна, вездесуща. Стоит посмотреть на реальность, в которой находятся сейчас наши соседи и братья – украинцы. Ведь это настоящая гражданская война, продолжающаяся разгораться в связи с информационным насилием над жителями. Ужасно больно, когда звонят родственники из Мариуполя и, плача в трубку, с надрывом просят нас – русских оставить их в покое, прекратить издеваться над ними, говорят о нас как об извергах и совсем не хотят слышать, что все это результат пропаганды, что простые мирные жители России не желают зла украинцам, что нам искренне жаль их, и мы готовы помочь.
|
Все это происходило и, к сожалению, происходит на наших глазах, в нашем, казалось бы, разумном и цивилизованном мире. Человек не властен над своими эмоциями, попадая под жестокое влияние более сильных, более убежденных людей. Такова наша психология. И Борис Лавренев очень тонко уловил такую особенность в нашей человеческой натуре, крайне ярко, но естественно и чувственно изобразил ее в своем произведении.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Начинается повесть с главы, «написанной автором исключительно в силу необходимости». Лавренев неоднократно упоминает в ней, что глава эта абсолютно не важна и дана лишь для того, чтобы ввести читателя в курс дела. Только на самом-то деле общая картина, воссоздаваемая в первой и «неважной» главе, - едва ли не самое главное, что дает нам сполна прочувствовать тонкости человеческих переживаний, мотивы их поступков в то время.
«Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере». Вот какую картину «большого времени» открывает нам писатель. Кольцо – это бесконечность, безысходность, непреодолимость. Но вот оно на мгновение распалось, и двадцать три члена взвода, Марютка и малиновый комиссар смогли «вырваться» из этого «смертного круга». Не случайно автор использует именно эти слова. Они являются мощными, колоритными показателями ощущений человека, прочувствовавшего это на себе самом.
|
Такое большое время – война. Это ни день, ни два. Это целая эпоха. И в этом большом, огромном времени нашлось одно единственное «мгновение», которое повлекло за собой череду событий. Мгновение – это даже меньше, чем секунда. Именно таким промежутком времени оценивают солдаты момент, за который им удалось спасти. И это объяснимо: время субъективно, оно не может быть одинаковым для всех, все зависит от событий и переживаемых человеком эмоций. Когда вокруг свистят лезвия, секунда – это слишком много. За это время можно лишиться жизни. На войне живут и действуют мгновениями.
Да и описывают время вдали от мирной, гармоничной жизни тоже совсем по-другому. Мысли о настоящих проблемах приводят к эпитетам, которые могли возникнуть только тогда. «А время пришло грохотное, смутное, кожаное.» Так люди видели, чувствовали свое время. Это окружало их, это занимало их мысли: грохот оружий, смута, неопределенность в головах и такая приземленная, бытовая, но необходимая, чтобы согреться и продолжать двигаться кожа.
«Большое время» эпохи перемен влияло на умы, как то и планировалось, и вместо христианства Евсюков считал своей верой Совет и Интернационал, свято подчиняясь приказам, таким образом исполняя свой обет.
Картина мира, представленная в повести, открывается перед нами как время, когда простые люди полны тревоги и неуверенности в завтрашнем дне, сомнений в возможности выжить, но зато твердо убеждены в непреклонной для них истине: идет война за правое дело, нужно быть верным своей стороне и во что бы то ни стало идти до конца, жертвуя жизнью и невзирая ни на что убивать противников. Да, такие же люди, с таким же цветом кожи и разрезом глаз, говорящие на том же языке, строившие ту же историю в одной стране, уже не считаются людьми. Это настоящие враги, уничтожение которых даже не цель, а искреннее желание.
Трескучий мороз и недостаток пропитания только сплачивает «своих» людей под общей идеей и еще более озлобляет их против неприятеля.
Говоруха- Отрок, чудом избежавший сорок первой пули Марютки, был взят в плен, поскольку мог иметь важные сведения для Красной армии. Из всех бойцов самой подходящей для ответственного задания: присмотра за пленником – Евсюков счел Марютку.
Здесь хотелось бы подробно разобрать ее образ. Читая произведения о войне и встречая в них женские образы, мы зачастую невольно ассоциируем их с хрупкостью и нежностью, домом, покоем, уютом. Женщина на войне – это нечто противоестественное. А против природы идти сложно. Так что женщины в большинстве своем остаются собой: за ответственностью, сосредоточенностью на поле боя прячется чувствительность, почти всегда поиск родной души, тепла: любовь на фронте – самое трогательное, самое чистое и очень частое явление, я бы сказала, необходимое. Ни одна книга не обошлась без любовной трагедии на войне. Все потому что людям необходимо это чувство, чтобы не зачерстветь совсем, не превратиться в машину для убийств. Так вот, Марютка оказалась совсем не типичной женщиной с чуткой душой и нежным сердцем. Да, она пишет стихи на обрывках бумаги, да, мечтает обучиться этому делу. Но не больше. Пускай она и говорит, что стихи льются у нее из души. Какие это стихи? Стихи о партии, о Ленине, о новом светлом будущем и пролетариате. Все это навязано идеологией того «большого времени», в котором она живет. Сиротство, бедность, необразованность – выходящие друг из друга последствия, которые не дают развиваться ее внутреннему чутью в нужном направлении. Может, это слегка инфантильно, несерьезно, писать стихи о природе, любви… Но это прекрасно. Это естественно для девушки восемнадцати лет, которая могла бы просто жить и мечтать о будущем: о предстоящем замужестве, детях; о счастье. Но кричащие лозунги о единстве и силе рабочего класса, о безликом, но стабильном будущем ослепляют ее и не оставляют никакой надежды на спокойное, естественное развитие молодой девушки. В этом и заключается основная проблема, которая приводит к образованию внутри нее образа сильной и непреклонной «снайперши», холодно сжимающей приклад и после удачных выстрелов ведущей подсчет своим жертвам.
Так что же мы видим в нашем «малом времени»?
Поручик вражеской стороны попадает в плен «красных», случайно уйдя от пули обыкновенно стреляющего без промаха бойца. Но в этой случайности (снова замечаем присутствие «момента» - основной единицы времени на войне) открывается как раз то самое второе измерение, вторая реальность. И это взаимоотношения Марютки и Говорухи-Отрока.
Не случайно в самый первый момент встречи она заметила голубые глаза будущего пленного. Интересно, что каждый раз при упоминании необыкновенного цвета глаз поручика автор приводит развернутые сравнения: «глаза у поручика синие-синие, как будто плавали в белоснежной мыльной пене белка шарики первосортной французской синьки»; «ультрамариновые шарики». Мне кажется, эти сравнения такие простые, живые и бытовые, потому что таким способом он хочет передать впечатления Марютки.
Разговор у наших героев завязался по понятным причинам не сразу: он пленный, она надзорный. Но все же нашлась тема, которая смогла их объединить.
Первая беседа их состоялась после того, как поручик заметил, что Марютка увлекается стихами. С недоверием и опаской, но все-таки искренне и с чувством юная поэтесса продекламировала свои стихи. Говоруха-Отрок был того же мнения, что и люди из редакции: стихи настоящие, живые, но плохие, «необработанные». Трудно назвать такой разговор бытовым. Вероятно, это вообще первая душевная беседа Марютки за все время пребывания ее на фронте. Так что бесследно он пройти не смог. Действительно, с каждым днем все ближе и ближе становились друг другу герои, хоть и были такими разными.
Марютка очень быстро повзрослела и всю юность провела с рыбой и ножом в руках: ей надо было заработать на хлеб. Так что своей некоторой чёрствостью и хладнокровностью она обязана этому тяжелому испытанию.
Говоруха-Отрок же получил блестящее образование, воспитывался в дворянской среде, не зная нужды. Но, тем не менее, не был избалованным «маменькиным сынком». Он стойко преодолевал мороз и голод, чему дивился даже Евсюков.
Причины пойти на фронт у них тоже были разными. Марютка пошла исходя из убеждений пролетарской среды. Поручик пошел скорее из-за скуки. Он хотел испытать себя, как было «принято» у дворян в то время.
Но помимо этих очевидных внешних различий можно разглядеть и несколько скрытые. Мне показалось, что синий цвет глаз, на котором так часто акцентировал внимание Лавренев, был указан не случайно. Белая армия, синие глаза – холодные, чистые, благородные цвета. Тогда я стала искать цвета в описании Марютки и, в самом деле, нашла здесь некоторую символику. Во время продвижения сквозь буран глаза Говорухи-Отрока оставались все такими же синими, а вот взгляд снайперши описываются так: «кошачья желть ставших громадными глаз». Эпитет, применимый к цвету ее волос тоже крайне показателен: «рыжая бронза». Гамма, иллюстрирующая внешний и внутренний мир Марютки тепло-грязноватая, на мой взгляд: красный (армия), ржаво-бронзовый, желтый. Здесь невольно вспоминается «жолтость» Блока в стихотворении «Фабрика» - такой типично пролетарский цвет усталости, желчи, скрытой боли.
С такими разными мыслями, настроениями, ощущениями мира он и она все-таки стали, хоть и ненадолго, близкими и даже единственными друг у друга родными людьми.
Образ моря
Время в Робинзоне