САНДУНОВА — Николаю Сандунову




Вы разгадали мою хитрость. Мне стыдно признаться Кашину, что мой голос потускнел, точно как моя жемчужина. Он стал слабее, и на высоких звуках выходит хрип. Как же я могу ехать в Москву?

P. S. Спасибо за стихи. Ничто так не укрепляет меня на земле, как поклонники, тем более поэты.

Письмо 18

САНДУНОВА — Кашину

Пишу тебе из кареты, которая везёт меня в Москву. Я не одна, со мной Николай. Прочитав мои письма к тебе, он тут же выехал в Петербург.

НИКОЛАЙ. Лиза, здравствуйте.

ЛИЗА. Николай! Зачем вы здесь?

НИКОЛАЙ. Хотел взглянуть на вас. Вдруг вы так подурнели, что на вас неприятно смотреть — и мы с Кашиным зря уговариваем вас ехать в Москву.

ЛИЗА. Вы приехали ради меня?

НИКОЛАЙ. Полагаю, ради вас многие приезжали в другой город.

ЛИЗА. Нет.

НИКОЛАЙ. Пожалуй, когда мы с братом встретимся на небесах, я его хорошенько поколочу.

ЛИЗА. Спасибо.

НИКОЛАЙ. Уверен, Кашин тоже приехал бы, не будь у него жена на сносях. Приезжайте, будете крёстной.

ЛИЗА. Я не слишком некрасива?

НИКОЛАЙ. Вы хороши. Спойте мне.

ЛИЗА. Мой голос потускнел, я уже не пою, как ангел.

 

Николай взял со стола нож и пошёл на меня. Не скажу, что испугалась. От жизни я более ничего не ждала. Коли Николаю суждено быть рукой судьбы — пусть. Он подошёл, срезал жемчужину и выбросил в окно.

НИКОЛАЙ. Долетела! До Невы! Видите как символично, слюни моллюска вернулись туда, где им самое место. Теперь будете петь?

ЛИЗА. Я постараюсь.

НИКОЛАЙ. Вот вам новая песня Кашина, украл у него со стола. Здесь ноты. Спойте.

ЛИЗА. Тут про любовь. Я буду выглядеть смешно, если в своем возрасте буду петь про любовь.

НИКОЛАЙ. Вы столько лет были великолепны, что теперь не страшно быть смешной. Впрочем, дело ваше.

 

Я начала. Пела плохо. Пыталась брать ноты, которые когда-то получались сами собой, а теперь вместо них выходил хрип. Николай иногда подходил вытирать мои слёзы и ждал. Ждал, когда я найду свой новый голос. Я поняла, что если прыгать голосом, как в народной песне, я вполне смогу изобразить приличное пение. И пусть я более не смогу быть Царицей ночи, я создала её, отныне все певицы копируют лишь моё исполнение.

Я возвращаюсь в Москву. И снова намереваюсь стать звездой сцены.

P.S. Вкладываю лист с песней и нотами, вдруг ты не успел её скопировать, прежде чем Николай украл её у тебя.

Чернобровый, черноглазый,

Молодец удалый,

Вложил мысли в мое сердце,

Зажег ретивое!

Нельзя солнцу быть холодным,

Светлому погаснуть;

Нельзя сердцу жить на свете,

И не жить любовью!

Для того ли солнце греет,

Чтобы травке вянуть?

Для того ли сердце любит,

Чтобы горе мыкать?

Нет, не дам злодейке-скуке

Ретивого сердца!

Полечу к любезну другу

Осеннею пташкой.

Покажу ему платочек,

Его же подарок:

Сосчитай горючи слезы

На алом платочке.

Иссуши горючи слезы

На белой ты груди

Или сладкими их сделай,

Смешав со своими…

Воет сыр-бор за горою,

Метелица в поле;

Встала вьюга, непогода,

Запала дорога.

Оставайся, бедна птичка,

Запертая в клетке!

Не отворишь ты слезами

Отеческий терем;

Не увидишь дорогого,

Ни прежнего счастья!

Не ходить бы красной девке

Вдоль по лугу, лугу;

Не искать было глазами

Пригожих, удалых!

Не любить бы красной девке

Молодого парня;

Поберечь бы красной девке

Свое нежно сердце!

 

КОНЕЦ

Действующие лица:

ЛИЗА — Елизавета Семёновна Сандунова, 51

 

ЛИЗА в молодости, 18-24

 

СИЛА — Сила Николаевич Сандунов, 34-54

 

НИКОЛАЙ — Николай Николаевич Сандунов, 25,54

 

БЕЗБОРОДКО — Александр Андреевич Безбородко, 43

 

ХРАПОВИЦКИЙ — Александр Васильевич Храповицкий, 41

 

ЕКАТЕРИНА — Екатерина Великая, 61

 

МАДДОКС — Михаил Егорович (Макйл) Маддокс, 47

ДАМА — дворянка неопределённого возраста

 

ГОСПОДИН — дворянин неопределённого возраста

 

 

Исторические личности, герои пьесы:

 

Елизавета Семёновна Сандунова (1772-1826) — актриса и певица (лирико-драматическое сопрано, меццо-сопрано). Прославилась также как концертная исполнительница русских народных песен.

 

Сила Николаевич Сандунов (1756-1820) — актёр и предприниматель грузинского происхождения, основатель Сандуновских бань.

 

Николай Николаевич Сандунов (1769-1832) — юрист, драматург, переводчик, ординарный профессор и декан отделения нравственных и политических наук Московского университета.

 

Александр Андреевич Безбородко (1747-1799) — граф, затем светлейший князь. Российский государственный деятель, фактически руководивший внешней политикой Российской империи с 1781 года. Удостоен Павлом I высшего по тем временам ранга канцлера Российской империи.

 

Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) — действительный тайный советник, сенатор, кабинет-секретарь императрицы Екатерины II, автор записок.

 

Михаил Егорович Маддокс (Майкл Джордж Маддокс, 1747-1822) — англичанин, театральный антрепренёр, основатель Петровского театра, первого общественного музыкального театра Москвы, предтечи Большого театра.

 

Екатерина Великая (1729-1796) — императрица и самодержица всероссийская. Политик просвещённого абсолютизма.

 

В пьесе упоминаются:

 

Даниил Никитич Кашин (1770-1841) — композитор, происходил из крепостных Г.И. Бибикова, который, заметив музыкальные способности Кашина, предоставил ему возможность учиться у известного Сарти и затем отпустил на волю.

 

Алексей Мерзляков(1778-1830) — профессор Московского университета, основатель жанра "русской песни"— авторской песни, стилизованной под фольклор.

 

 

Читателям, которые захотят разобраться в теме:

- история с прошением Екатерине логически вытекает из фактов, известных из записок Храповицкого, прошений Сандунова, других немногих сохранившихся документов, и, главное, из целей и характера правления Екатерины в то время (годом позже французской революции); документального подтверждения, что императрица сама подстроила обращение Лизы со сцены не существует;

- стоит с осторожностью относиться к тому, что писал Кони, он наполнял журнал Пантеон большим количеством статей по самым разнообразным темам и многое выдумывал; всё, что было им написано (а также авторами, ссылающимися на него), следует тщательно проверять;

- характер отношений между супругами Сандуновыми можно понять из немногочисленных дневников их современников (например, записок Жихарева, где упоминается вздорность Силы и пр.), упоминаниях о них артистов и зрителей, современников Сандуновых, которые попадаются, например, в «Драматических альбомах», «Дамских журналах», а также из фактов их биографий (служба в разных городах, его сожительство с другой женщиной, рождение ребёнка и завещание в их пользу);

- Мерзляков был другом Кашина и Елизаветы Сандуновой, поэтому, наткнувшись на его стихотворение о Лизете и Селадоне, исходя из сюжета и года написания, я сделала вывод, что стихотворение было посвящено моей героине (иных подтверждений не обнаружено);

- основными источниками информации являются три «очерка из истории русского театра» Сиротинина и Опочинина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: