Вы разгадали мою хитрость. Мне стыдно признаться Кашину, что мой голос потускнел, точно как моя жемчужина. Он стал слабее, и на высоких звуках выходит хрип. Как же я могу ехать в Москву?
P. S. Спасибо за стихи. Ничто так не укрепляет меня на земле, как поклонники, тем более поэты.
Письмо 18
САНДУНОВА — Кашину
Пишу тебе из кареты, которая везёт меня в Москву. Я не одна, со мной Николай. Прочитав мои письма к тебе, он тут же выехал в Петербург.
НИКОЛАЙ. Лиза, здравствуйте.
ЛИЗА. Николай! Зачем вы здесь?
НИКОЛАЙ. Хотел взглянуть на вас. Вдруг вы так подурнели, что на вас неприятно смотреть — и мы с Кашиным зря уговариваем вас ехать в Москву.
ЛИЗА. Вы приехали ради меня?
НИКОЛАЙ. Полагаю, ради вас многие приезжали в другой город.
ЛИЗА. Нет.
НИКОЛАЙ. Пожалуй, когда мы с братом встретимся на небесах, я его хорошенько поколочу.
ЛИЗА. Спасибо.
НИКОЛАЙ. Уверен, Кашин тоже приехал бы, не будь у него жена на сносях. Приезжайте, будете крёстной.
ЛИЗА. Я не слишком некрасива?
НИКОЛАЙ. Вы хороши. Спойте мне.
ЛИЗА. Мой голос потускнел, я уже не пою, как ангел.
Николай взял со стола нож и пошёл на меня. Не скажу, что испугалась. От жизни я более ничего не ждала. Коли Николаю суждено быть рукой судьбы — пусть. Он подошёл, срезал жемчужину и выбросил в окно.
НИКОЛАЙ. Долетела! До Невы! Видите как символично, слюни моллюска вернулись туда, где им самое место. Теперь будете петь?
ЛИЗА. Я постараюсь.
НИКОЛАЙ. Вот вам новая песня Кашина, украл у него со стола. Здесь ноты. Спойте.
ЛИЗА. Тут про любовь. Я буду выглядеть смешно, если в своем возрасте буду петь про любовь.
НИКОЛАЙ. Вы столько лет были великолепны, что теперь не страшно быть смешной. Впрочем, дело ваше.
|
Я начала. Пела плохо. Пыталась брать ноты, которые когда-то получались сами собой, а теперь вместо них выходил хрип. Николай иногда подходил вытирать мои слёзы и ждал. Ждал, когда я найду свой новый голос. Я поняла, что если прыгать голосом, как в народной песне, я вполне смогу изобразить приличное пение. И пусть я более не смогу быть Царицей ночи, я создала её, отныне все певицы копируют лишь моё исполнение.
Я возвращаюсь в Москву. И снова намереваюсь стать звездой сцены.
P.S. Вкладываю лист с песней и нотами, вдруг ты не успел её скопировать, прежде чем Николай украл её у тебя.
Чернобровый, черноглазый,
Молодец удалый,
Вложил мысли в мое сердце,
Зажег ретивое!
Нельзя солнцу быть холодным,
Светлому погаснуть;
Нельзя сердцу жить на свете,
И не жить любовью!
Для того ли солнце греет,
Чтобы травке вянуть?
Для того ли сердце любит,
Чтобы горе мыкать?
Нет, не дам злодейке-скуке
Ретивого сердца!
Полечу к любезну другу
Осеннею пташкой.
Покажу ему платочек,
Его же подарок:
Сосчитай горючи слезы
На алом платочке.
Иссуши горючи слезы
На белой ты груди
Или сладкими их сделай,
Смешав со своими…
Воет сыр-бор за горою,
Метелица в поле;
Встала вьюга, непогода,
Запала дорога.
Оставайся, бедна птичка,
Запертая в клетке!
Не отворишь ты слезами
Отеческий терем;
Не увидишь дорогого,
Ни прежнего счастья!
Не ходить бы красной девке
Вдоль по лугу, лугу;
Не искать было глазами
Пригожих, удалых!
Не любить бы красной девке
Молодого парня;
Поберечь бы красной девке
Свое нежно сердце!
|
КОНЕЦ
Действующие лица:
ЛИЗА — Елизавета Семёновна Сандунова, 51
ЛИЗА в молодости, 18-24
СИЛА — Сила Николаевич Сандунов, 34-54
НИКОЛАЙ — Николай Николаевич Сандунов, 25,54
БЕЗБОРОДКО — Александр Андреевич Безбородко, 43
ХРАПОВИЦКИЙ — Александр Васильевич Храповицкий, 41
ЕКАТЕРИНА — Екатерина Великая, 61
МАДДОКС — Михаил Егорович (Макйл) Маддокс, 47
ДАМА — дворянка неопределённого возраста
ГОСПОДИН — дворянин неопределённого возраста
Исторические личности, герои пьесы:
Елизавета Семёновна Сандунова (1772-1826) — актриса и певица (лирико-драматическое сопрано, меццо-сопрано). Прославилась также как концертная исполнительница русских народных песен.
Сила Николаевич Сандунов (1756-1820) — актёр и предприниматель грузинского происхождения, основатель Сандуновских бань.
Николай Николаевич Сандунов (1769-1832) — юрист, драматург, переводчик, ординарный профессор и декан отделения нравственных и политических наук Московского университета.
Александр Андреевич Безбородко (1747-1799) — граф, затем светлейший князь. Российский государственный деятель, фактически руководивший внешней политикой Российской империи с 1781 года. Удостоен Павлом I высшего по тем временам ранга канцлера Российской империи.
Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801) — действительный тайный советник, сенатор, кабинет-секретарь императрицы Екатерины II, автор записок.
Михаил Егорович Маддокс (Майкл Джордж Маддокс, 1747-1822) — англичанин, театральный антрепренёр, основатель Петровского театра, первого общественного музыкального театра Москвы, предтечи Большого театра.
|
Екатерина Великая (1729-1796) — императрица и самодержица всероссийская. Политик просвещённого абсолютизма.
В пьесе упоминаются:
Даниил Никитич Кашин (1770-1841) — композитор, происходил из крепостных Г.И. Бибикова, который, заметив музыкальные способности Кашина, предоставил ему возможность учиться у известного Сарти и затем отпустил на волю.
Алексей Мерзляков(1778-1830) — профессор Московского университета, основатель жанра "русской песни"— авторской песни, стилизованной под фольклор.
Читателям, которые захотят разобраться в теме:
- история с прошением Екатерине логически вытекает из фактов, известных из записок Храповицкого, прошений Сандунова, других немногих сохранившихся документов, и, главное, из целей и характера правления Екатерины в то время (годом позже французской революции); документального подтверждения, что императрица сама подстроила обращение Лизы со сцены не существует;
- стоит с осторожностью относиться к тому, что писал Кони, он наполнял журнал Пантеон большим количеством статей по самым разнообразным темам и многое выдумывал; всё, что было им написано (а также авторами, ссылающимися на него), следует тщательно проверять;
- характер отношений между супругами Сандуновыми можно понять из немногочисленных дневников их современников (например, записок Жихарева, где упоминается вздорность Силы и пр.), упоминаниях о них артистов и зрителей, современников Сандуновых, которые попадаются, например, в «Драматических альбомах», «Дамских журналах», а также из фактов их биографий (служба в разных городах, его сожительство с другой женщиной, рождение ребёнка и завещание в их пользу);
- Мерзляков был другом Кашина и Елизаветы Сандуновой, поэтому, наткнувшись на его стихотворение о Лизете и Селадоне, исходя из сюжета и года написания, я сделала вывод, что стихотворение было посвящено моей героине (иных подтверждений не обнаружено);
- основными источниками информации являются три «очерка из истории русского театра» Сиротинина и Опочинина.