Влияние: общественность и пресса




Играя мистера Спока, находясь в его шкуре, смотря на вещи с его точки зрения, следуя его ритму жизни, мысля его категориями, я оказался в состоянии, когда мое сознание изменилось. Это состояние дало мне свежее и поразительное понимание себя и окружающих людей. Некоторые находят это состояние привлекательным, некоторые - пугающим. Это паранойя, свойственная нашему бизнесу. Те люди, которые чувствуют, что они должны обороняться и защищаться все время, в большинстве это люди, с которыми я работаю, проецируют молчание и стоицизм Спока как угрозу для себя. Они ожидают, что я буду их осуждать, или строить против них интриги, скрывать от них правду, чтобы обезоружить их и сделать более уязвимыми. Это часто становится причиной враждебного отношения с их стороны.

В большинстве случаев встречалась противоположная реакция. Далеко идущие, в большей части - мистические отношения на невербальном уровне между мной, мистером Споком и миллионами людей невозможно объяснить доступным нам языком.

Как еще можно объяснить тот факт, что приехав в Пенсильванию для встречи со студентами, я оказался в машине, которая должна была отвести меня в кампус, а ее салон был отделан прекрасными дубовыми панелями цвета осенних листьев? Я уже собрался выйти из машины, когда водитель мне сказал, что машина была послана студентами, которые ждут встречи со мной, и они думали, что поездка должна доставить мне удовольствие. Этот щедрый жест уважения - один из бесконечных вариантов реакции на сериал «Звездный Путь», мистера Спока и меня.

Вскоре после того, как шоу впервые вышло в эфир, развилась подпольная информационная сеть - от фаната к фанату, от клуба к клубу - которая постоянно действовала и расширялась, предоставляя сиюминутную информацию о шоу и вовлеченных в него актерах. Часто их информация о нашей активности была настолько точная и своевременная, что на их фоне ЦРУ выглядело как сборище дилетантов.

В поездке в Лос-Анджелес, где я должен был выступать, все детали и записи сводились к минимуму. Мой секретарь вручила мне билет на самолет, а также блокнот со списком мест, в которые я должен был отправиться. В большинстве случаев я благодарен людям, которые меня встречали после полета. Обычно я не знал, где остановлюсь и где должен буду появиться, включая особые места и города, в которых я должен был найти любимый отель.

В одной из поездок в Солт Лейк Сити меня встретили в аэропорту и проводили до местного отеля. У меня заранее был зарегистрирован номер и поэтому меня сразу же проводили в комнату. Как только я вставил ключ в замочную скважину, я услышал за дверью телефонный звонок. Войдя в комнату, я поднял трубку. Я услышал юный женский голос, «Мистер Нимой?» Я сказал «Да, это я». «Мистер Нимой, я ваша большая поклонница. Я живу в Денвере, и просто хотела поприветствовать Вас, и сказать о том, как я люблю вас в сериале «Звездный Путь». Я был сильно удивлен и спросил «А как вы меня нашли?», на что она ответила «Я услышала, что вы собираетесь в Солт Лейк Сити, и я обзвонила здесь все отели, пока не попала в нужный».

Я поблагодарил ее за звонок и объяснил, что должен буду отключиться, чтобы переодеться в течении нескольких минут и уйти. Я повесил трубку, быстро переоделся и через пять минут уже направлялся к двери. В этот момент снова зазвонил телефон. Я развернулся, поднял трубку и услышал: «Мистер Нимой, меня зовут Патриция. Я из Чикаго, и позвонила вам только для того, чтобы сказать «привет». Я спросил «Как вы меня нашли?» Ответ был очень прост, «Мэри из Денвера позвонила мне…»

В перерыве в моем выступлении в Нью-Йорке, мне представили молодого человека лет 13-14. Он попросил у меня автограф, и я расписался для него. Потом он сказал «Можно задать вам вопрос?» «Конечно….» «Как вы поднимаетесь на корабль?». Я вкратце ему объяснил, что это оптический эффект, который в фильме имитирует растворение. «А вы можете на самом деле лишить человека сознания, надавив на шейный нерв?» «Только в сериале «Звездный Путь», ответил я. «Каким образом сделаны ваши уши?» «Остроконечные накладки из пористой резина прикрепляются к моим ушам сверху с помощью клея». «Они причиняют боль?» «Иногда». На минуту он замялся, а потом сказал, «Я не хочу показаться жадным, но не могли бы Вы расписать еще раз для моего друга?» «Конечно», ответил я и расписался для него. Потом он спросил «А у вас есть дети?» Я ответил «Да, у меня двое детей. Они старше тебя и сейчас учатся в колледже». На мгновение он замолчал, а потом сказал «Я уверен, что хотел бы иметь такого же отца, как вы».

Спектр реакций расширяется от самого простого «Спок? Он единственный, у кого нет чувств», до большого высказывания с точки зрения социологии: «… как я вижу сейчас, анализ личности Спока может послужить основой моих тезисов… Я нахожу Спока смесью невероятных черт. В особенности, он современная фигура, представляющая нам классическую инопланетную личность. Отчужденность[5] - это то, что мы все переживаем в наши дни».

Во время производства шоу остро стоял вопрос: как далеко мы можем зайти в плане истории и персонажей, и насколько последовательными мы должны быть?

Я слышал историю о том, что когда Пикассо попросили объяснить смысл одной из его картин, он начал вслух повторять алфавит.

Искусство, будучи успешным, не нуждается в объяснении. Сериал «Звездный Путь» и Спок, если они являются продуктом искусства, могут быть обсуждаемы. Но, в конечном итоге, реакция будет выражаться в разных индивидуальных понятиях. Каждый зритель будет видеть здесь что-то личное, зависящее от его переживаний и случившихся с ним событий.

На телевидении, ради его проникновения в массы, существует тенденция сводить все идеи к общему знаменателю. Это выражается фразой или жалостливым предложением «… заместитель Д.А. снова думает о причастности своего ключевого свидетеля к совершению убийства». Или «… комедийная драма с участием беременной студентки и обвинением ее в физической халатности».

Я был представлен, когда писатель раскрывал свою идею нового ТВ-шоу руководству большой студии. Он был красноречив и полон энтузиазма. Он рассказывал свою историю в красках, дополняя ее историческими и социальными подробностями. Реакция руководства была такова: «Звучит потрясающе. Но представь нам это в одной реплике, которую мы бы смогли бы использовать для Теле Гида».

«Конечно, я знаю, кто такой Спок. Это парень с остроконечными ушами».

Незадолго до дебюта в сентябре 1966 года, я сидел с группой телевизионных редакторов из разных больших городов. Встреча проходила в Лос-Анджелесе, здесь представители прессы собрались для того, чтобы встретиться со звездами новых сериалов, только выходящих на экраны в новом сезоне. Они задавали интересующие их вопросы, чтобы потом написать заметки в своих местных газетах, чтобы познакомить читателей с новым шоу и его персонажами.

Я старался, очень старался, внушить им тот факт, что мы делаем очень серьезное шоу, наполненное глубоким смыслом. Наш Спок был чем-то особенным, и мы не снимаем что-то типа «Затерянного в космосе».

«Расскажите нам о своем персонаже».

«Итак, он прилетел с другой планеты, которая называется Вулкан. Его отец - уроженец этой планеты. Его мать - землянка. Он ученый, крайне логичный человек. Вулканцы обучены контролировать свои эмоции».

«Чем он занимается?»

«Он офицер научного отдела на звездолете».

«Вы сказали, что он прилетел с другой планеты?»

«Да, с Вулкана».

«Есть ли в нем что-то особенное?»

«Ну, я постоянно упоминаю…»

«Нет, я имел ввиду, он выглядит, как мы?»

«Ну… э….».

Ловушка была расставлена, и я шел прямо в нее. Мне было бы намного проще, если бы я прыгнул в нее первым. Но в то же время мне казалось, что этим я могу снизить цену своему персонажу и шоу. Как я мог преуменьшить значимость своего персонажа, сведя его значение до простой сути?

По иронии, вероятно, мне следовало иметь больше осторожности при общении с прессой, чтобы просто сказать «Я играю человека с острыми ушами». Мой страх был связан с тем, что они не знали мою историю целиком. Сейчас это было неизбежным. Они должны были знать, и я все им рассказал.

Я приложил большие усилия, чтобы подчеркнуть психологические характеристики. Я убеждал их в том, что это не дешевый трюк. Что наше шоу будет связано с научной фантастикой на самом высоком уровне. Я почти что умолял, «Пожалуйста, не игнорируйте нас, как нетрадиционное фэнтази со странно выглядящими созданиями».

Но на следующий день, группа репортеров вошла в павильон, где снимался сериал «Звездный Путь», на студии Парамаунт, чтобы посмотреть, как мы снимаем сцену.

Сцена происходила в лазарете. Я лежал на смотровом столе на спине, а на лбу у меня была рана с зеленой кровью. Доктор МакКой с тревогой стоял возле меня, пытаясь вспомнить свои знания в вулканской анатомии. В этот момент отворилась дверь, и внутрь ворвался капитан Кирк.

«Спок! Что случилось?!»

Надеясь, что группа пришедших репортеров меня не услышит, я ответил, «Существо напало на меня, капитан».

В воскресный полдень в Толедо, штат Огайо, я возвращался с выступления и меня провожали до машины. Здесь было несколько фанатов, с обычными просьбами дать автограф и сфотографироваться напоследок на фотоаппараты, которые работали, а могли и не работать. В конечном итоге, получив желаемое, толпа разошлась, и я обнаружил, что за мной все еще следует одна девушка. Я развернулся и поздоровался с ней, и она с трудом сказала мне, что хотела бы мне задать пару вопросов. Я повел ее рядом с собой и сказал, что мне надо идти, иначе я опоздаю в аэропорт, но, в то же время, я с удовольствием выслушаю ее вопросы.

Было необычно услышать то, что она видела меня в фильме Высокий надзор. Когда я спросил, где она смотрела этот фильм, она ответила, что в драматическом классе ее колледжа. Это был приятный обмен, что фильм, в который было вложено много труда, посмотрели хотя бы несколько человек. У нее на уме было значительно больше, и шаг за шагом она рассказывала свою историю. Она сказала, что у нее есть друг, профессор колледжа, который, из-за болезни, полностью ослеп на один глаз. Недавно доктор ему сказал, что тоже самое произойдет и со вторым глазом, и вскоре он окончательно потеряет зрение. Она спросила меня о том, задумывался ли я когда-нибудь о возможности использования своей энергии в медицинских целях через психический контакт. Я сказал, что никогда о таком не думал, и вообще не понимал, к чему она клонит.

Она объяснила, сказав, что я мог бы положить руку на второй глаз его друга и тем самым остановить прогресс болезни. Она попросила меня быть готовым хотя бы попытаться. Я был шокирован и встал как вкопанный. Я сказал, «Милая леди, то, что я могу - это не больше, чем выдумка. Я актер и только актер. Я снимаюсь в драматическом шоу в роли персонажа, который, как кажется со сторон, обладает некими магическими способностями. Поймите, пожалуйста, что это всего лишь выдумка, фикция. Если есть какой-то способ помочь вашему другу, поверьте, я помогу. Но я говорю вам окончательно и решительно, я не могу помочь ему таким способом». Она спросила, «Вы уверены?». Я ответил, «Да, абсолютно, и я это только что вам доказал фактами». Она сказала, «А вы когда-нибудь пробовали?» Я сказал, «Нет, не пробовал и я абсолютно убежден, что в этом нет смысла». В этот момент, я думаю, она поняла, что я сказал свои последние слова. На некоторое время зависла пауза, а потом, уходя, она сказала через плечо «Подумайте об этом».

Эта неожиданная встреча опечалила меня, но в то же время она дала мне сильное и глубокое понимание глубины влияние драмы типа сериала «Звездный Путь» и персонажей типа Спока. В случаях, когда развивается большая эмоциональная потребность, возникает желание найти магическое объяснение. Характеры типа Спока очень подходят под эту фантазию.

Я уверен, что актерам, которые играли Бэтмана или Супермена, приходилось сталкиваться с людьми в неустойчивом эмоциональном состоянии, или с теми, кто думал, что актеры с помощью своих сверхчеловеческих способностей могут помогать бороться со злом и противостоять враждебными силам.

Весной 1967 года Айзек Азимов, один из величайших фантастов современности, написал для Теле-Гида статью о Споке. Заголовок был таков: «Быть умным - это сексуально». Статья была весьма забавной, умной, и отчасти раскрывала секрет привлекательности Спока для женщин - его превосходный интеллект. В ответ я послал ему небольшое письмо, которое положило начало нашей приятной переписке.

 

 

2 мая 1967 года

Дорогой мистер Азимов:

Я не уверен, возможно, времена изменились. Когда я впервые приехал в Калифорнию, чтобы начать свою актерскую карьеру, все повально увлекались Марлоном Брандо, который завоевывал сердца женской части аудитории Америки, играя глупого, бесчувственного грубияна - возможно, вы правы, я, конечно, на это надеюсь.

В любом случае статья была изумительной, и я ожидаю, что реакция на нее будет соответствующей.

Большое спасибо,

Искренне Ваш,

Леонард Нимой

 

 

17 мая 1967 года

Дорогой мистер Нимой,

Спасибо Вам за неожиданно доставленное мне удовольствие от вашего письма, полученного 8 числа.

Действительно, я на самом деле не думаю, что необычайно умные женщины составляют небольшой процент, хотя, возможно, что сказать что-то по-настоящему умное способны лишь несколько тысяч. Но тогда, какой нормальный мужчина нуждается в нескольких тысячах женщин, тем более, если все они начнут говорить.

Письма моих фанатов убедили меня, что на самом деле секретом вашей (или, скорее, Спока) привлекательности для женщин является ваша невосприимчивость к их чарам. Это очарование попытки завоевать вас, будит в каждой из этих хорошеньких штучек охотничий инстинкт.

Это самые плохие новости для меня, несмотря на то, что я нахожусь в небольшом проценте тех, чьи интеллектуальные способности доказаны, я самый поддающийся мужчина (со всем уважением к женским чарам), который когда-либо был доступен женщинам. Я до смешного прост для завоевания, и некоторым от этого становится скучно. Они просто смеются.

Ваш,

Айзек Азимов

18 мая 1967 года

Дорогой мистер Нимой,

Прошу прощения за то, что так скоро беспокою Вас снова, но это займет немного времени. Я показал Ваше письмо своей младшей дочери (она одна из тех, кто считает Вас таким мужчиной-мечтой, каким я изобразил в статье для Теле-Гида). И я был немедленно атакован. Это выглядело так, будто я пренебрег возможностью попросить у Вас автограф как у мистера Спока. Пожалуйста, простите мою наглость, но не могли бы Вы отправить из вашего офиса фотографию мистера Спока, подписанную конечно, и включающую надпись «Для Робин».

И напоследок - уже серьезно. Постарайтесь, если вы сможете, оказать влияние на людей, которые делают сериал «Звездный Путь», чтобы не было чрезмерного подчеркивания вашей невозмутимости по отношения к женщинам. Это может быть как бы скрытой подсказкой о внутреннем пламени. Женщины должны чувствовать, что все их фантазии на счет того, что они могут Вас покорить, могут стать явью. Абсолютная уверенность в провале может разбить им сердце.

И я надеюсь, что авторы сценария и Вы сами продолжите изображать Спока как обладателя чистого, тонкого и не до конца оцененного чувства юмора. Это действует безотказно.

(Если Вы захотите узнать, откуда мне известно, как на Вас реагируют женщины, я могу это объяснить только тем, что после публикации статьи мне пришло много писем от фанатов, - и все, без единого исключения, от женщин).

Ваш,

Айзек Азимов

 

В 1968 году, с верой в то, что мы не должны воевать во Вьетнаме, я начал активно участвовать в политической компании.

Леонард Нимой был привлекательным дополнением для социально-политических собраний в силу популярности образа мистера Спока. Спок был тем персонажем, чье время пришло. Он представлял практичный, рассудительный голос в период разногласий и хаоса. Я выступал в поддержку Юджина МакКарти, который был лидером мирного движения. Отдельно от МакКарти и других кандидатов, я также работал для таких организаций, как профсоюз «Объединенные сельскохозяйственные рабочие» Сезара Чавеса, правозащитной организации Мартина Лютера Кинга «Конференция южного христианского руководства» (SCLC) и Американского союза защиты гражданских свобод (ACLU). На одном из последних собраний я впервые встретил доктора Бенджамина Спока. Часто меня ошибочно представляли как «доктор Спок», вероятнее всего, в связи со славой общепризнанного и всеми уважаемого врача-педиатра. Он находился в первых рядах в борьбе за мир и был арестован, он ожидал суда за вмешательство в работу призывной комиссии. Я представился следующим образом «Как поживаете? Меня зовут Леонард Нимой, и я играю роль персонажа по имени мистер Спок в телевизионном сериале «Звездный Путь»». На что он ответил «Я знаю. Вас еще ни в чем не обвинили?»

По сей день в ходу легенда об отмене съемок сериала «Звездный Путь» после второго сезона и его продлении по приказу канала Эн-Би-Си на третий год. После объявления о закрытии сериала, канал Эн-Би-Си получил 114 тысяч писем, многие из которых были петициями, подписанными сотнями неравнодушных.

 

 

БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ РЕАКЦИЯ ЗРИТЕЛЕЙ НА ОТМЕНУ

СЕРИАЛА «ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ» ПРИВЕЛАК ЕГО ПРОДЛЕНИЮ

НА 1968-1969 ГГ.

 

В ответ на беспрецедентную реакцию зрителей - поддержку продолжения телесериала канала Эн-Би-Си «Звездный Путь» - планы на продолжение съемок были озвучены на канале Эн-Би-Си немедленно в вечер пятницы (1 марта), о скором выходе нового эпизода научно-фантастического приключенческого сериала. Объявление будет повторено в телепрограмме в следующую пятницу (8 марта). С начала декабря и по нынешний день, телеканал Эн-Би-Си получил 114,677 писем в поддержку, и только за февраль - 52,151 письмо.

Незамедлительно после прошлой пятницы было сделано следующее заявление:

«А теперь объявление для всех зрителей, интересующихся сериалом «Звездный Путь». Нас попросили сообщить вам о том, что съемки и показ телесериала «Звездный Путь» будут продолжены каналом Эн-Би-Си. Мы знаем, что вы с нетерпением будете ждать еженедельных космических приключений в сериале «Звездный Путь»».

Ранее на прошлой неделе (27 февраля), в объявлении телеканала Эн-Би-Си о вечерней программе на 1968-69 гг. Дон Дьюрджин, президент телеканала Эн-Би-Си, объявил, что сериал «Звездный Путь» теперь будет выходить в другие дни и в другое время. В понедельник - 7:30 - 8:30 вечера по тихоокеанскому времени, 6:30 - 7:30 вечера по центральному времени - осенью. Серии нового сезона будут выходить по пятницам - 8:30 - 9:30 вечера по тихоокеанскому времени и 7:30 - 8:30 по центральному времени.

 

 

Любопытно отметить, что телеканал Эн-Би-Си извещал о том, что «Звездный Путь» будет выходить по понедельникам в 7:30 - 8:30 вечера по тихоокеанскому времени и в 6:30 - 7:30 вечера по центральному времени осенью 1968 года. Если бы это соответствовало планам канала, вполне возможно, что «Звездный Путь» так и стался бы еженедельным сериалом. Но вместо того канал Эн-Би-Си, поддавшись давлению других шоу, перекинул «Звездный Путь» на 10:00 вечера пятницы, что говорило о начале конца сериала.

В многочисленных поездках я постоянно встречаю людей, которые с гордостью говорят о том, что они подписывались в письмах в поддержку продолжения сериала «Звездный Путь». Их чувства можно описать так: «Мы атаковали Сити Холл, и мы победили». Я никогда не обсуждал расписаний или решение об отмене шоу с официальными представителями телеканала. Однако, Сид Шеинберг, один из глав студии Юниверсал в то время, когда я был связан с ними контрактом, в 1972 году сказал: «Поклонники сериала «Звездный Путь» - фанатики. Они готовы убивать ради него, но этого не достаточно для того, чтобы снова запустить шоу в эфир».

Я допускаю, что многие думали также. И это не смотря на то, что шоу было невероятно успешным на каналах синдиката (частные станции показывали повторы). Менеджеры станций рассказывали о том, что они устраивали теле-марафоны с повторами шести, семи, восьми серий подряд. Это лишь часть правды. Нам платили только за первые шесть показов или пять повторных запусков сериала. После этого, мы не получали положенной платы. В случае сериала «Звездный Путь», эти причитающиеся нам остатки платы перестали поступать давным-давно.

Каждый раз кто-нибудь из мужской части аудитории поднимает руку и с блеском в глазах просит «Расскажите о женщинах Звездного Пути». Без сомнения можно сказать, что у нас было множество необычайно прелестных и талантливых актрис на протяжении всего сериала. В последнее время более специфичные вопросы на эту тему приходят от женской части аудитории.

Вопрос: «В связи с борьбой женщин за равноправие, оглядываясь на «Звездный Путь», что Вы чувствуете по отношению к женщинам и ролям, которые им дают играть?»

Ответ: «Оглядываясь на это сейчас, я могу сказать, что отношение к женщинам в сериале было шовинистическим. Я могу привести всего два примера, когда женщина играла полноценную роль в команде. Одна из них - это командир ромуланского корабля. В серии было противостояние один на один между ней и мистером Споком. Хотя мистер Спок и победил в нем ради Энтерпрайза, я верю, что женский персонаж был представлен с достоинством и со вкусом. В другом случае, мы снимали эпизод, в котором женщина овладела физическим телом капитана в своеобразной битве полов. В этой серии к финалу было доказано, что женщина не может выполнять функции капитана по причине того, что она - женщина. Этот конкретный эпизод является персональным заявлением авторов о том, какие различия он видят, сравнивая способности мужчин и женщин».

В общем, природа стиля одежды и отношений мужчин к женщинам исходила из того, что женщины изображались определенно как объект сексуального влечения. Все, что я могу сказать, что шоу придумывалось, оплачивалось и снималось людьми с необычайной чувствительностью и особым виденьем будущего, руководящие круги в большинстве случаев состояли из мужчин, причем, мужчин примерно одного возраста.

Научно-фантастическая литература некоторое время была наполнена очень пышными фантазиями о женщинах будущего. В случае «Звездный Путь»а я бы сказал, что авторы сценария и продюсеры служили доказательством того, что женская роль пересматривается и развивается. Надеюсь, это не было большим огорчением для женской части аудитории.

Со всей честностью я должен прокомментировать тот факт, что моя собственная почта и разные истории, появляющиеся в разных фанзинах[6], доказывают, что огромное число женщин представляют мистера Спока объектом своих сексуальных фантазий. Большинство из них связано с тем, что мистер Спок, по некоторым причинам, либо химическим, медицинским, физическим или каким-либо иным, находится пойманным в ситуации, когда он ведет себя по-другому и оказывается влюблен в весьма симпатичную леди.

Одну из обложек фанзина украшала отличная иллюстрация, на которой был изображен мистер Спок, обнаженный по пояс, нижняя его часть была прикрыта тогой, из-под которой была выставлена одна нога, а его руки были скованы кандалами, цепь от которых была прикована к столбу. Смелый заголовок гласил: «Спок порабощен!» Это послужило определенной подсказкой - Спок, по определенным причинам становится сексуальным рабом - и многие женщины использовали эту идею в эротической и полуэротической литературе. Я полагаю, что в данном случае это оборачивалось приятной игрой.

Во время выступления в Университете Боулинг Грин в штате Огайо, одна юная леди сказала: «Я могу кое-что сделать для вашего эго. А вы знаете, что являетесь объектом эротических фантазий тысяч женщин по всему миру?» Я взял стакан воды, который стоял на моей трибуне, и произнес тост: «Пусть все ваши мечты воплотятся в реальность».

Сексуальная мораль нашего общества рассказывает истории, которые развиваются по следующей схеме «Большинство мужчин хотят любви большинства женщин большую часть времени». Единственная вещь, которая предотвращает появление таких беспорядочных связей - женская сила сопротивления. Поэтому женщины более стойкие, с сильным самоконтролем и, в частности, они являются хранительницами ключа к сексуальному опыту. Если это так хлопотно - быть настолько привлекательной для мужчин - я не до конца понимаю необходимость всех этих диет, макияжа, различных спреев, парфюма, одежды и т.д. Имя этой игре «Он захочет меня, но он не будет мной обладать». Если не захочет, возможно, другая прическа, новое платье и более экзотический парфюм сделают свое дело. Это может быть очень взыскательным, дорогостоящим и расстраивающим процессом. Я уверен, что это в некоторой мере унизительно. Особенно, когда женщина в момент своего триумфа, подводит заключительную черту, которая говорит: «Как ты думаешь, что я за девушка» или другой вариант этого вопроса.

По дороге приходит незнакомец. Высокий, темный и задумчивый, инопланетный и экзотичный. Есть что-то дьявольское в его появлении. Потрясающий ум, мудрость патриарха и, ох, он так крут. Поднимая бровь, он как бы говорит, что находится выше игр и ролей… что берет свое начало в Викторианской эпохе Земли. Он понимает и знает о глубинных нуждах и страстных желаниях земных женщин. Ему не надо притворяться. Спок никогда не будет одурачен. Попытка дразнить, соблазнять, флиртовать или изображать застенчивость будет выглядеть неуместно и глупо в его глазах.

ОНА: Мистер Спок, могу я предложить Вам что-нибудь выпить? Скотч, бурбон, бренди, мартини?

СПОК: Мадам, мой разум находится именно в том состоянии, в котором должен находиться. Не вижу причины для того, чтобы изменять это при помощи стимуляторов и депрессантов.

ОНА: Извините меня, но я должна переодеться во что-нибудь более удобное.

СПОК: Костюм, который одет на вас - нефункционален, а теперь вы меня информируете, о том, что он неудобен. Я не понимаю причин покупать и носить подобные вещи.

Это просто не сработает. Все тренировки, весь опыт, подготовка и расходы бесполезны.

Но все же что-то, каким-то образом может затронуть эту дремлющую сексуальность. И что же принесет удачу? Фантазии бесконечны. Должно быть, здесь хранится безграничная энергия. Безупречный зверь с выдающимся интеллектом. Возможно, прикосновение почти детской наивности может затронуть эту скрытую часть. Это может стать путешествием в выдуманном космосе непознанной любви и экстаза. Момент наслаждения сочетается с мучением, со слезами, удивлением и по-детски искренним смехом. В бездне безоговорочных обязательств, расслабления и полного истощения, как физического, так и эмоционального. Сущность, скрытая за внешним фасадом, продиктованным социальными запретами, обнажится, выталкивая на поверхность скрытые, глубинные тайники разума. И облегчение, благословенное облегчение позволит больше не притворяться, а просто существовать, свободным и … опустошенным.

Это может произойти. Это существо может позволить произойти такому. Оно может знать, что внутри меня большая и богатая душа, которая ждет и надеется. Хранится под наваленными на нее бессмысленными разговорами и пустым позерством. Душа, замкнутая во тьме страха быть выставленным на посмешище. Как хрупкий цветок, помещенный под стекло, чтобы защитить его от толчков и ударов на вечеринке, от неуклюжих рук и недалеких мыслей.

«Мистер Спок, я предлагаю Вам ключ от моего бытия. Если вы воспользуетесь им должным образом, возможно, Вы найдете здесь нечто ценное. Что-то, я надеюсь, особенное и уникальное. Я доверюсь Вашему решению и Вашей способности быть мягким и добрым».

Спок и я: разделение

НИМОЙ: Спок,… каково это - чувствовать, что ты популярен?

СПОК: У меня нет чувств.

НИМОЙ: Извини. Я не хотел тебя обидеть.

СПОК: Я не обиделся. Я понимаю твою склонность судить меня по человеческим меркам. Однако, на вопросы было бы легче ответить, если бы ты воздерживался от подобной формулировки.

НИМОЙ: Я постараюсь… Ты осознаешь, что популярен?

СПОК: Я осознаю, что определенный интерес со стороны публики ко мне существует.

НИМОЙ: Ты нравишься людям. Для тебя это важно?

СПОК: А должно быть важно?

НИМОЙ: Ну, я понимаю, что это не та вещь, за которой нужно гнаться, но ее можно воспринимать как нечто приятное.

СПОК: Популярность может быть купленной. Многие ваши политические лидеры достигают большой популярности и оставляют после себя больше разрушений.

НИМОЙ: Тогда тебе предпочтительнее быть не популярным?

СПОК: Быть обеспокоенным выбором одного или другого пути - пустая трата энергии. И популярность может привести человека к странной компании.

НИМОЙ: Что ты имеешь в виду?

СПОК: В вашей культуре популярность можно достичь, будучи необычным или делая странные вещи. Некоторые становятся популярными, появившись в ваших журналах обнаженными. Некоторые животные, собаки, млекопитающие и т.д. становятся популярными за счет своего еженедельного появления в ваших телевизионных драмах. Не лучше ли будет почитать реальные достижения?

НИМОЙ: Неужели популярность и достижения не могут быть одновременно?

СПОК: Виктор Гюго сказал, «Популярность - слава, разменянная на медяки».

НИМОЙ: Звучит помпезно.

СПОК: Возможно, но, не смотря на все, Гюго был только человеком.

НИМОЙ: Если быть точнее, Спок, всего лишь человеком.

СПОК: Действительно.

НИМОЙ: И не смотря на то, что в его высказывании много верного, есть люди, которые поспорили бы не только с этой идеей, но и со многими другими.

СПОК: Действительно.

НИМОЙ: Будешь ли ты доволен тем, если я, как человек, дам несколько различных комментариев о вулканской литературе как средстве выражения вулканской точки зрения на этот вопрос?

СПОК: Это будет идти против доказательства полезности ….

НИМОЙ: И если ты популярен среди людей, не говорит ли это в пользу человеческой способности ценить культуру и стиль жизни инопланетянина наравне со своими собственными?

СПОК: Звучит логично.

НИМОЙ: Мистер Спок, от вас эти слова звучат как комплимент. От всего своего эмоционального сердца я говорю… спасибо!

 

Далее представлен отрывок из речи, произнесенной мной на Конвенции по Звездного Путу в Нью-Йорке в феврале 1973 года:

«… я слышал из разных источников, что Леонард Нимой не хочет ассоциироваться с сериалом «Звездный Путь», что Леонард Нимой ненавидит Звездный Путь, что Леонард Нимой не хочет слышать упоминаний о Звездном Пути рядом с собой и больше никогда не слышать шуток по поводу острых ушей. И я сейчас скажу о том, что когда актер, такой же как я, собирается играть такую же уникальную и особенную роль, каким была роль мистера Спока, он должен понимать, что изменения в тебе заставляют поверить зрителей, что ты и есть этот персонаж. Вот что я подразумеваю под хорошим актерским мастерством. И если я в этом преуспел, я не могу объяснить то, что все мои актерские тренировки привели к этой цели …. и аудитория стала воспринимать меня как моего персонажа. Я не заинтересован в том, чтобы зрители, смотрящие мои выступления на сцене, видели пропасть между мной и персонажем. Я думаю, мы все (актерский состав сериала «Звездный Путь») ощущаем то же самое».

«Целая концепция была для того, чтобы создать правдоподобную окружающую обстановку, включающую в себя некоторые фантастические вещи, которые происходили на протяжении всего шоу. Поэтому, я никогда не жаловался, не собираюсь, и не буду жаловаться на то, что меня ассоциируют с моим персонажем. Начнем с того, что я чувствую, что это должно было произойти, и я верю, что это является результатом моей актерской работы, и второе, что я хочу сказать - потому, что мой персонаж, возможно, самый достойный, самый умный, самый стоящий и самый изменчивый герой, которого я когда-либо в своей жизни играл, и я очень горжусь этим!»

Это была правда, но не все так просто. После окончания съемок третьего сезона я попрощался сериалом «Звездный Путь» и Споком. В тот момент я подумал «Мне хватит острых ушей до конца моей жизни». Я стремился отдалиться от шоу и персонажа и заняться другими вещами. На протяжение последующих двух или трех лет я стал думать более оптимистично на счет моих отношений с персонажем, потому что влияние сериала «Звездный Путь» развеивалось, и другие роли и иные возможности открывались передо мной.

Потом, примерно между 1972 и 1973 годами я заметил, что «Звездный Путь» и мистер Спок снова вышли на пик популярности, и это оказало негативное воздействие на мои возможности в кино и на телевидении. Театральные критики, которые пришли посмотреть мое выступление, считали необходимым сделать несколько отсылок к сериалу и/ или к персонажу.

В декабре 1971 я отправился в Сан Диего, Калифорнию, чтобы выступить в старом театре Глобус в спектакле «Человек в стеклянной будке». Театр был весьма добр и нанял Бена Шактмана, который был моим наставником при работе в постановке «Скрипача на крыше». Руководство театра было радо иметь дело с таким талантливым и способным человеком.

Крейг Ноэль и Эдрианн Батлер дали нам все, что мы считали нужным для первоклассной постановки. Пегги Келлнер, театральный художник, проделала потрясающую работу по разработке прекрасной сцены, и Бен плотно с ней работал над созданием мультимедийного шоу с использованием проецируемых на задний экран слайдов.

Для меня это было особенным событием. Меня всегда завораживала работа в театре Глобус, и я всегда хотел там поработать в качестве актера. Я всегда считал, что в Лос-Анджелесе достаточно с меня того, что я работаю в театре своего города. Плата была лишь малой частью моего обычного гонорара. Размер театра и цена билетов вовсе не позволяла «звездный гонорар». Я работал за триста долларов в неделю и тратил больше этой суммы на поездку из Лос-Анджелеса и обратно, а также на обслуживание апартаментов в Сан Диего. Смысл происходящему придавало то, что это была цена знания того, что я делал и для чего я это делал.

«Стеклянная будка» стала главным театральным и общественным событием в Сан Диего. Роберт Шоу, автор, собрал воедино истошные части материала, доказывающего вину и централизованность мести во время Второй мировой войне, а также факт уничтожения евреев нацистами в своих концентрационных лагерях. Будучи евреем, я чувствовал необходимость постановки. Была небольшая группа людей в еврейской коммуне Сан Диего, которые считали пьесу антисемитской. Мы играли в переполненном зале и срывали овации каждый вечер, но я чувствовал себя очень подавленно из-за того, что есть небольшая группа людей, негативно относящаяся к нашей постановке.

С другой стороны, я чувствовал, что это может стать большим общественным достижением - использовать театр для донесения до людей определенной идеи. Связавшись с местным Реббе, мы согласились провести открытый семинар в здании его синагоги, чтобы обсудить содержание пьесы, а также вопрос о ее антисемитской направленности. Крейг Ноэль, Бен Штакман и я появились в синагоге в воскресенье утром и обнаружили, что нас ожидают около ста пятидесяти человек. Большинство из них видели пьесу, и поэтому прием был очень теплым и обнадеживающим. Объяснение идеи было очень живым, большинство пришедших были евреями и не рассматривали пьесу как антисемитскую. Лишь немногие были обеспокоены изображением главного героя, который был евреем и достиг власти за счет большого имущества и финансовых манипуляций.

Совсем недавно сыграв в пьесе «Скрипач на крыше», я провел несколько интересных параллелей. Я чувствовал, что эти люди, те же самые люди, могут легко идентифицировать себя с Тевье из «Скрипача на крыше», потому что он представляет образ бедного еврея, который не вызывает волнений и не делает того, что делают богатые люди и считают это правильным, и он не вызывает враждебности и отторжения. Для меня было интересно то, что в его главное песне «Если б я был богатым человеком», он представляет все фантастически показные вещи, которые он бы приобрел, если бы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: