Актуальным для негосударственных некоммерческих организаций является взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Причем то же самое можно сказать и об органах власти. Ведь большинство некоммерческих организаций созданы и действуют для решения тех же задач, что и органы государственной власти и местного самоуправления. Некоммерческий сектор позволяет людям реализовывать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества в целом.
Некоммерческие организации, участвуя в решении государственно значимых задач, выполняют такие важные социальные функции, как выявление общих интересов отдельных социальных групп населения, ориентация органов власти на учет этих интересов при разработке и реализации государственной политики, формирование общественного мнения по различным аспектам общественной жизни. Выражая в организованных формах права и интересы различных социальных, профессиональных, возрастных, национальных и иных групп населения, некоммерческие организации являются важным социальным партнером органов государственной власти и местного самоуправления в реализации общественно значимых проектов и программ.
Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной человеческой деятельности.
В литературе приведены разные модели организации, но представляется наиболее значимой модель, предложенная С. С. Фроловым, включающая в себя следующие элементы:
· социальную структуру как совокупность взаимосвязанных социальных ролей, ценностей, норм, предписаний, которые определяют поведение членов организации;
· цели как желаемый результат деятельности участников организации для удовлетворения коллективных потребностей, как смысл существования организации;
· технологии как систематизированное знание полезных и рациональных практических действий;
· членов организации как совокупность индивидов, занимающих определенные позиции в соответствии с нормативной поведенческой структурой;
· внешнее окружение как фактор внешней среды, который влияет на все сферы деятельности организации.
К ним можно отнести: роль государства и политической системы, влияние рынка, роль экономики, влияние социальных и культурных факторов. Таким образом, организация представляется как система элементов, каждый из которых немыслим без других.
Каждой функции соответствует определенный набор деятельностей:
1. Функция информирования: изучение и прогнозирование социальных нужд - предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации; распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний; изучение потребностей клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение.
Виды деятельности: распространение среди родителей знаний по методам реабилитации ребенка, предоставление родителям информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, организация круглых столов с органами власти по вопросам защиты прав детей с особенностями развития, формирование собственной библиотеки по проблемам и способам реабилитации, организация бесплатных семинаров с ведущими специалистами города (невропатологами, дефектологами, педагогами), консультация родителей, по возникающим у них трудностям, по новым методикам реабилитации, по существующим учреждениям социального обслуживания населения
2. Функция социальной помощи: выявление и учет семей, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.; профилактика бедности (создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства); надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
Виды деятельности: помощь родителям в сложной ситуации, привлечение спонсоров для приобретения оборудования, привлечении различных государственных и негосударственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей.
3. Функция социальной реабилитации: психолого-педагогическая реабилитация детей с особенностями развития и семей, их воспитывающих
Виды деятельности: реабилитация детей с особенностями развития и семей, их воспитывающих посредством включения их в деятельность организации, анализ работающих центров по вопросам реабилитации с точки зрения их эффективности
4. Поддержка и взаимоподдержка семей в решении проблем самообеспечения, в реализации их собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, связанных с воспитанием и развитием детей, имеющих особенности развития.
Виды деятельности: поддержка в решении проблем самообеспечения, связанных с воспитанием и развитием детей, имеющих особенности развития, получение грантов на реализацию запросов родителей, разработка и освоение новых приспособлений для реабилитационного процесса
5. Работа с семьями: организация родительских "групп поддержки"
Виды деятельности: обучение родителей современным методам терапии, проведение совместных праздников (Новый год, 23 февраля, марта), организация культурно-массовые мероприятия (конкурсы, игры, соревнования), поздравление членов организации с днем рождения.
6. Посредничество: между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
Виды деятельности: встречи в представителями социальных служб, выяснение вопросов обучения и развития детей с особенностями развития.
Социальная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направлена на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию.
Важным направлением в деятельности общественной организации является работа с людьми. Здесь важны такие умения как умение выслушать другого, понять, объяснить, доказать, убедить, создать атмосферу доверия.
Функции, которые выполняют социальный педагог и член общественной организации имеют много общего. Но если социальных педагогов специально готовят к такой работе, то члены общественных организаций, учатся этому самостоятельно.
Зачастую члены общественных организаций не могут улучшить свою коммуникацию, так как не знают, как это можно сделать. Хотя потребность в этом у людей, занимающихся социальной деятельностью, есть. Но существующие формы повышения коммуникативной ориентированы на деятельность людей в коммерческих структурах и не отвечают специфике деятельности общественных организаций.